Повышение эффективности осуществляемых бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:28, реферат

Краткое описание

В 2010 году была разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее – Программа).
Основной целью программы являлось повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья. Королева. ФК-09-1.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Королева Анастасия. ФК-09-1

Тема: Повышение эффективности осуществляемых бюджетных расходов.

В 2010 году была разработана Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее – Программа).

Основной целью программы являлось повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.[4, с.3]

Базовым условием достижения цели программы являлось обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Для достижения цели программы  необходимо было решить следующие основные задачи:

- четко определить сферы  и механизмы обеспечения ответственности  публично-правовых образований и  органов государственной власти  и местного самоуправления внутри  публично-правового образования;

- обеспечить более тесную  увязку стратегического и бюджетного  планирования,  определить плановые  результаты бюджетных расходов  и обеспечить мониторинг их  достижения с точки зрения  целеполагания бюджетных расходов;

- оптимизировать объемы  и порядок предоставления государственных  услуг, а также выполнения государственных  функций;

- повысить качество управления  в общественном секторе, в том  числе путем адаптации инструментов  корпоративного менеджмента;

- создать механизмы стимулирования  участников бюджетного процесса  для повышения эффективности  бюджетных расходов и проведения  структурных реформ;

- усилить прозрачность  и подотчетность деятельности  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения  требований к публичности показателей  их деятельности.[4, с.4]

Для решения указанных  задач в 2010-2012 годах предлагалось принять решения по следующим основным направлениям:

1) внедрение программно-целевых  принципов организации деятельности  органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления;

2) восстановление трехлетнего  бюджета;

3) переход к программному  бюджету;

4) развитие новых форм  оказания государственных (муниципальных)  услуг;

5) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля;

6) совершенствование механизмов  государственных (муниципальных)  закупок;

7) повышение эффективности  бюджетных расходов по направлениям  государственной политики (отраслям  экономики и социальной сферы);

8) создание информационной  среды и технологий для реализации  управленческих решений и повышения  действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.[4, с.5]

Ежегодно  в рамках реализации данной Программы  утверждаются планы мероприятий  по её реализации.[1,2,3 – 3 плана за 2010, 2011, 2012 год]

Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных  вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации  всей системы государственного управления.

В 2010 году Правительство  утвердило порядок разработки и  реализации госпрограмм, сформировало перечень из 41-й государственной  программы (Табл. 1).

Содержание направлений  государственных программ [5, с. 18]

 

Направление

Государственные программы

Новое качество жизни

Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка  граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение  общественного порядка и противодействие  преступности; Противодействие незаконному  обороту наркотиков; Защита населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики.

Инновационное развитие и  модернизация экономики

Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная  экономика; Развитие промышленности и  повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской  промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики.

Обеспечение национальной безопасности

Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной  безопасности.

Сбалансированное региональное развитие

Региональная политика и  федеративные отношения; Социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

Эффективное государство

Управление федеральным  имуществом; Управление государственными финансами и государственным  долгом; Развитие финансовых и страховых  рынков, создание международного финансового  центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция.


 

 Структура перечня  программ построена, исходя из  основных направлений государственной  политики, обозначенных в Концепции  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года (Рис.1).

Рисунок 1 – Ключевые блоки государственных программ [5, с.17]

 

Впервые аналитическое распределение  бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных  программ  Российской Федерации  было представлено в рамках проекта  федерального бюджета на 2011 год и  на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета  было распределено по программам, что  позволило увидеть, сколько концентрируется  расходов на каждом из направлений.

Распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам позволяет  проанализировать средства всех министерств, в частности, увидеть, что не только Минздравсоцразвития России занимается здравоохранением, но и  МЧС России, Минобороны России и другие субъекты бюджетного планирования, где развита  ведомственная медицина.

Например, в реализации программы  «Развитие образования» участвует 35 федеральных органов исполнительной власти. Их совместные усилия будут  направлены на реализацию основных направлений  программы и достижение ее основных целей.

В целях окончательного закрепления  законодательных основ для построения программного бюджета Российской Федерации  Минфином России направлен в Правительство  законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

- интеграцию в бюджетный  процесс государственных (муниципальных)  программ;

- проведение ежегодной  оценки эффективности реализации  каждой государственной (муниципальной)  программы, возможность принятия  решения о прекращении или  изменении начиная с очередного  финансового года ранее утвержденной  государственной (муниципальной)  программы на основании указанной  оценки;

- предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу  сводного годового доклада о  ходе реализации и оценке эффективности  государственных программ Российской  Федерации одновременно с годовым  отчетом об исполнении федерального  бюджета. 

Подготовлена новая бюджетная  классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности планирования и исполнения расходов разных типов.

Одновременно и в качестве важнейшей составной части внедрения  программно-целевых методов управления продолжается работа по повышению качества, доступности и эффективности  оказания государственных и муниципальных  услуг. Это одно из ключевых и уже  законодательно закрепленных направлений  модернизации экономики и развития ее инновационного потенциала.

С 1 января 2011 года вступил  в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На федеральном уровне и в регионах были приняты необходимые подзаконные акты общего характера. В настоящее время центр тяжести в реализации этого важнейшего закона смещается на уровень конкретных органов исполнительной власти. Закон предоставляет широкие возможности для повышения эффективности организации оказания государственных услуг.

Значительные резервы  повышения эффективности кроются  на уровне операционной деятельности органов исполнительной власти, прежде всего – при осуществлении  государственных закупок.

Программой повышения  эффективности бюджетных расходов предусмотрено развитие комплексной  федеральной контрактной системы, под которой понимается правовое регулирование всех видов гражданско-правовых отношений публично-правовых образований  или созданными ими юридических  лиц – от собственно осуществления  закупок товаров, работ, услуг для  государственных или муниципальных  нужд до предоставления субсидий, кредитов, гарантий и использования государственного имущества.

В качестве первого этапа  развития такой системы в январе текущего года Правительством одобрен  План разработки проектов нормативных  актов по вопросам планирования и  исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в  практику планов закупок, библиотеки типовых  контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.

Все эти вопросы непосредственно  связаны с бюджетным процессом  и должны регулироваться в рамках или с учетом требований бюджетного законодательства.

Должны быть законодательно урегулированы вопросы государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушения  бюджетного законодательства.

Необходимо существенно  повысить прозрачность информации о  деятельности публично-правовых образований  в сфере управления общественными  финансами. Только так можно обеспечить подотчетность и подконтрольность органов государственного управления.

Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить  интегрированные в единую систему  инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего  контроля.  

Эта задача будет решаться в рамках создания интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Дальнейшая реализация Программы  не может осуществляться без активного  взаимодействия органов исполнительной власти. Аналогичные программы утверждены и во многих субъектах Российской Федерации.

На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2011 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

Ключевым направлением Программы  является переход к утверждению  федерального бюджета в «программном»  формате.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен  перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая  для их разработки нормативная и  методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации.

Полностью перейти к программной  структуре расходов федерального бюджета  планируется в ближайшее время.

 

Список  литературы

  1. План мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р: «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
  2. План мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от от 15.04.2011 N 675-р: «О плане мероприятий по реализации в 2011 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
  3. План мероприятий по реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.05.2012 N 853-р: «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2012 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
  4. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №1101-р 

Информация о работе Повышение эффективности осуществляемых бюджетных расходов