ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ 
ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 
В IV—XII вв.
 
Возникновение первых государственных 
образований на территории Беларуси, 
безусловно, тесно связано со славянским 
расселением и колонизацией Европы. 
Начало его приходится на последнее 
Великое переселение народов, когда 
под ударами кочевых племен в 
IV—VI вв. н. э. славяне двинулись на 
юг, запад и восток Европейского 
континента. В V—VII вв. н. э. началось постепенное 
освоение восточно-европейского региона 
славянами, которые впервые появились 
в Южной и Центральной Беларуси. 
Они большими группами двигались 
на север от р. Припять вдоль Днепра, 
Двины, Березины и Немана, заполняя 
всю территорию современной Беларуси, 
оттесняя и ассимилируя балтские 
племена.
 
Союзы этих племен и стали 
предшественниками первых государственных 
образований. Они относились к группе 
восточнославянского этноса и представляли 
собой не родовые племена, как 
это было в предшествующую эпоху 
железного века, а этно-социальные, 
объединенные общей культурой своеобразные 
протонародности с зародышами классовой 
и государственной системы [2, с. 125—135]. 
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли 
главную роль не только в складывании 
современного белорусского этноса, но 
и в образовании древнейших государственных 
структур на территории современной 
Беларуси. Под своими именами-названиями 
они упоминаются в письменных 
источниках до середины XII в. [2, с. 136—146]. 
Родоплеменная иерархия уступила место 
политической. Возникли княжества — 
наидревнейшие протагосударственные 
территориально-административные единицы. 
На вершине политической пирамиды стояли 
князья, которые на первых этапах избирались, 
а потом передавали свой титул 
по наследству. Таким образом, этнокультурные 
сообщества славян и ассимилированных 
ими балтов перешли в новое 
качество своего развития — государственный 
период. Их основой была территориальная 
и культурная общность племенных 
объединений, указанных в «Повести 
временных лет» .
 
Древнерусское государство 
(Киевская Русь). В IX в. в Восточной 
Европе образовалось огромное и исторически 
важное для всех восточных славян 
территориально-политическое объединение 
— Древнерусское государство, описанное 
персами, арабами, византийцами, воспетое 
в летописях. Киевская Русь — это 
историче¬ская юность и молодость 
трех восточнославянских народов — 
украинского, белорусского и русского 
[3, с. 235—246; 4, с. 13—20]. Ее история охватывает 
период примерно с 800 г. до 1132 г., когда 
«раздралася вся Русская земля». 
При Владимире I Древняя Русь достигла 
наибольшего могущества, завершилось 
объединение восточных славян под 
властью Киева. Безопасность государства 
была достигнута укреплением отношений 
с мировой державой того времени 
— Византийской империей, принятием 
в 988 г. христианства и вокняжением 
в региональных столицах сыновей 
киевского князя. Сын Владимира 
и Рогнеды Изяслав получил 
полоцкий трон [5, с. 165]. Коллеги из украинского 
Института археологии доказали, что 
«уже в IХ—Х ст. древние межплеменные 
восточнославянские союзы — поляне, 
древляне, северяне, кривичи, волыняне, 
дреговичи, уличи, дулебы, словене и 
другие — образовали великое этническое 
сообщество — народность, которая получила 
название «рода Русского», «Руси» [3, с. 
241]. Археологи Института истории НАН Беларуси 
считают, что «в период развития феодализма 
происходил процесс формирования и развития 
единой древнерусской народности на всей 
территории Восточной Европы. Земли и 
население современной территории Беларуси 
также были втянуты в этот процесс и являлись 
составной частью этого этнического сообщества» 
[6, с. 13].
 
После Владимира I на Руси наступило 
время политических конфликтов и 
вражеских нашествий. Процесс распада 
единого государства был обусловлен 
многими причинами, но зафиксирован 
договором, подписанным князьями в 
1097 г. в Любиче: «Да ноне отселе имемся 
в едино сердце, и блюдем Русскые 
земли; каждо да держить отчину свою. 
И целовавшееся пойдоша в свояси 
(да отныне объединимся единым сердцем 
и будем блюсти Русскую землю, 
и пусть каждый владеет отчиной 
своей. И попрощавшись, пошли восвояси)» 
[5, с. 212]. На съезде в Любече полоцкого 
суверена Вячеслава Брячеславовича 
по прозвищу Чародей не было, — он 
уже давно (с 1044 г.) «владел и княжил» 
Полоцкую землю независимо от Киева 
[5, с. 184].
 
Полоцкое княжество. Первые 
исторические сведения о Полоцке 
летописи относят к 862 г. Князь Рогволод 
«Держал, владел и княжил Полоцкую землю», 
что свидетельствует о завершении 
первого этапа становления государства. 
Были определены границы этой земли, 
утвердилась политическая система, 
внутренние хозяйственные отношения. 
Процесс создания государственности 
времен Рогволода совпал с аналогичными 
процессами у чехов, моравов, хорватов, 
славенцев, поляков, а также с 
созданием первых централизованных 
государств в Дании, Швеции и Норвегии. 
Города Полоцкой земли были не только 
центрами пребывания княжеской администрации 
(региональными столицами), они выполняли 
также сакральные, оборонительные, 
торговые и ремесленные функции. 
В XII—XIII вв. монахам-летописцам было известно 
о существовании на территории современной 
Беларуси 36 городов.
 
В «Повести временных лет» 
встречается термин «полочане» одновременно 
с эндоэтнонимом жителей Полоччины 
— «кривичи». Тем самым летопись 
констатирует племенное территориальное 
самоопределение части кривичей 
(в отличие от псков¬ско-изборских 
и смоленских) на основе создания отдельного 
княжества со столицей в Полоцке 
[5, с. 127—133]. Большинство современных 
исследователей соглашаются, что название 
«полочане» «является территориальным», 
а не этниче¬ским [6, с. 14].
 
Экономической основой Полоцкой 
земли, кроме традиционного земледелия, 
было ремесло, торговля и выгодное геополитическое 
положение княжества. Центральное 
место в торговых отношениях Полоцка 
с Европой , Византией, странами арабского 
Востока, Персией отводилось знаменитому 
пути «из варяг в греки». Одно 
из крупнейших ответвлений этого 
пути проходило по Двине через 
Полоцк.
 
Идеологическим фундаментом 
государства на начальном этапе 
было язычество, близкое как славянам, 
так и балтам, а с 988 г. — христианство, 
но с терпимым отношением к прежним 
традициям. Основным вопросом внешней 
политики Полоцкой земли была борьба 
за геополитическое лидерство и 
использование выгод от трансевропейских 
торговых путей. Это приводило к 
военно-политическим конфликтам Полоцка 
с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря 
на фактическую раздробленность 
Полоцкой земли, ее по-прежнему нередко 
рассматривали как целостное 
государство. Тогда же в общественно-политической 
жизни Полоцкой земли начались большие 
перемены. Активизировалось вече — 
общее собрание горожан, которое 
было и высшей судебной инстанцией. 
Развилось многоукладное хозяйство. 
Родоплеменное производство и рабовладение 
уступали место феодальным отношениям. 
Дань была заменена феодальной рентой, 
появились вотчины и волости, 
разрушился патриархальный уклад, в 
городах создавались первые цеховые 
организации. Между «старшими» и 
«младшими» князьями устанавливались 
вассальные отношения.
 
В 1201 г. с разрешения полоцкого 
князя Владимира в устье Двины 
немецкие рыцари-крестоносцы и миссионеры 
основали Ригу. Это стало началом 
конца самостоятельности Полоцкой 
земли. Сопротивляясь внешней агрессии, 
Полоцк вынужден был пойти на союз 
с Новгородом и Литвой. В конце 
50-х — начале 60-х гг. ХІІІ в. на 
полоцком княжении появляется первый 
литовский князь Товтивил. Так 
начался новый период существования 
Полоцких земель — в составе Великого 
княжества Литовского (ВКЛ) [2, с. 224—229].
 
Туровское княжество. Туровская 
земля образовалась в пределах расселения 
дреговичей — в бассейне реки Припять. 
Туров впервые упоминается в 980 
г. [5, с. 154]. Туровщина сначала развивалась 
как самостоятельное государственное 
образование со всеми соответствующими 
институтами. Она занимала не все 
этнические земли дреговичей, а только 
те, которые находились преимущественно 
в непосредственной близости от Припяти: 
с городами Туровом, Пинском, Слуцком, 
позже — Брестом. Дреговичские земли 
вокруг Минска принадлежали Полоцку, юг 
и восток Брагин¬ской волости 
— Киеву, Речицкая — Чернигову, часть 
земель на западе принадлежала владимиро-волынским 
князьям. В 988 г. киевский князь Владимир 
выделил Туров своему третьему сыну 
Святополку [5, с. 165]. Туровский «стол» 
рассматривался как своеобразный трамплин 
для утверждения в Киеве. Роль 
Туровского княжества была очень 
весомой. Общепризнанно, что княжество 
принадлежало только старшей ветви 
династического древа. В середине XII 
в. шла активная борьба за владение 
Киевом. Вместе с городом из рук 
в руки переходил и Туров. Однако 
в 50-х гг. на туровском престоле оказался 
князь Юрий Ярославич, который вернул 
княжество во владения законной наследственной 
династии Изяславичей. В конце XIII — 
начале XIV в. Туровская земля была 
присоединена к ВКЛ [2, с. 190—195].
 
Земли белорусского Понеманья. 
Государственные образования складывались 
и в белорусском Понеманье 
вокруг городов Новогрудок и Гродно. 
Во второй половине XII в. в самостоятельные 
административные единицы выделяются 
ряд земель-княжеств: Слонимское, Волковысское, 
Свислоч¬ское, Городенское, Новогрудское. 
Так, Новогрудок существовал уже в конце 
X в., а в XI—XII вв. стал крупным торгово-ремесленным 
городом. Гродно упоминается в первой 
половине XII в.
 
Проводя самостоятельную 
политику, новогрудские и гродненские 
князья, время от времени выступали 
в качестве союзников то Полоцка, 
то Киева, то галицко-волынских правителей. 
В результате этнический литовец 
князь Миндовг был приглашен 
на княжение в Новогрудок, а в 1253 
г. короновался, приняв крещение от рим¬ского 
папы Иннокентия IV. На полоцком престоле 
восседал литовец князь Товтивил. 
Начинался новый период собирания 
славянских земель вокруг Новогрудка.
 
Таким образом, в раннефеодальный 
период были заложены основы государственного, 
экономического и культурного развития 
земель Беларуси. И все же возникает 
вопрос — являлось ли Полоцкое княжество 
формой национальной государственности? 
Сегодня историческая наука имеет 
основания утверждать: Полоцкое княжество 
— это первая форма государственности, 
сложившаяся на территории Беларуси, 
но не национальная и не единственная. 
Почему не национальная? Вновь обратимся 
к летописи, где указывается: «Вот 
кто говорит по-славянски на Руси: 
поляне, древляне, новгородцы, полочане, 
дреговичи, северяне, бужане» [5, с.128 ]. Летописец 
уточняет, что это племена народа 
одного языка, который ныне называется 
русским. Полоцкое княжество — это 
ни что иное, как Полоцкая Русь. Поэтому 
Древнерусское государство (Киевская 
Русь) — в равной степени начальная 
историческая форма государственности 
белорусов, русских, украинцев.
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 
ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОСТИ 
И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ 
ПРОЦЕССАХ XIII—XXI вв.
 
Благодаря наличию основ 
государственности в X—XII вв. белорусские 
земли и в составе ВКЛ не 
потеряли широкой автономии во внутреннем 
управлении. Новая — литовская 
— власть была достаточно слабой и 
не имела ресурсов для физического 
подавления и культурной ассимиляции 
политических и экономических славян¬ских 
элит. Полоцкая и Витебская земли 
сохранили свои территориальные 
границы, а их жители имели областной 
характер подданства. В жалованных 
грамотах великих князей литовских 
жителям указанных земель содержалась 
гарантия в том, что они не будут 
переселяться в другие регионы ВКЛ. 
Военнообязанные названых земель составляли 
особые ополчения, находившиеся в ведение 
местных военачальников. На ратном 
поле эти ополчения также располагались 
отдельно. Таким образом, областное 
деление ВКЛ имело политический 
характер.
 
Политическая самостоятельность 
отдельных славянских земель проявлялась 
в том, что великий князь назначал 
на должность руководителей этих 
областей в зависимости от их «воли». 
Собрания (веча, сеймы), собиравшиеся в 
этих землях, были призваны решать вопросы, 
связанные с общегосударственными 
потребностями. Занимались они и 
законодательной деятельностью: рассматривали 
судебные дела. Полоцкая земля имела 
полномочия на заключение торговых договоров 
с соседними государствами. Автономия 
названых областей основывалась на существовании 
в них сильной и солидарной 
местной элиты из числа местных 
землевладельцев.
 
Кроме Полоцкой и Витебской 
земель значительной самостоятельностью 
пользовались и отдельные белорусские 
княжества: Слуцкое, Мстиславское, Пинское. 
На постах среднего звена местных 
руководителей находились феодалы 
славян¬ского происхождения, к общегосударственному 
управлению активно привлекались и 
представители белорусской знати. 
Они входили в состав панов-рады 
— высшего государственного совета 
ВКЛ, имевшего расширенные распорядительно-исполнительные 
функции. Законодательный орган 
— сойм ВКЛ, также включал в 
себя этнических белорусов. Два государственных 
учреждения центрального аппарата — 
канцелярия и скарб (казна) — комплектовались 
выходцами из белорусских земель.
 
Длительное время культурная 
жизнь в ВКЛ проходила в 
этнославянских формах. Литовские князья 
(в том числе Гедиминовичи) и 
знать подвергались влиянию местных 
традиций, языковых форм, обычаев, принимали 
православную веру. Многие из них стали 
последователями православной религии. 
Языком государственного общения, в 
том числе и для литовцев, был 
старобелорусский язык — официальный 
язык государства. Большинство документов 
XIV—XVI вв., выходивших из недр канцелярии 
ВКЛ, было написано на этом языке. На нем 
были составлены основные законы ВКЛ, 
в том числе его Статуты 1529, 
1566, 1588 гг., изданы шедевры белорусской 
письменности XVI в., он являлся языком 
межнационального общения.
 
В результате сложных социально-экономических, 
политических и этнических процессов, 
которые происходили на белорусских 
землях в XIV—XVI вв., сформировалась самостоятельная 
этносоциальная общность — белорусский 
народ. Он имел свою историческую территорию, 
право, правящую элиту, язык, этническое 
самосознание, духовно-культурные ценности 
и общность хозяйственной жизни. 
Исторические имена нашего народа и 
государства — «белорусы», «Беларусь» 
— имеют многовековую историю [7, 
с. 307]. Исследование их происхождения 
и структурно-смыслового содержания 
осложняется по ряду объективных 
причин: во-первых, эти термины не 
упоминаются в национальных письменных 
источниках XII—XV вв., во-вторых, в этот 
период они не отражались в официальных 
нормативных актах и самосознании 
местного населения, проживавшего на белорусских 
землях.
 
Византийские, английские, немецкие, 
итальянские, чешские, польские источники 
XIII—XVI вв. определяют территорию Белой 
Руси. К ней относят обширный регион 
в пределах Полоцка—Витебска—Турова—Пскова—Новгорода—Киева—Москвы. 
Впервые название «Белая Русь» было 
отмечено составителями «Дублин¬ской 
рукописи» (Ирландия) и датируется второй 
половиной XIII в.
 
В XIV—XVI вв. понятия «Белая 
Русь—Беларусь—белорусы» эволюционно 
за¬креплялись в сфере политики 
и межконфессиональных отношений, 
приобретали широкую известность 
и затем воспринимались населением 
в качестве имени собственного при 
определении этноконфессиональной 
принадлежности и места жительства 
(малой родины). В конце XV в. понятие 
«Белая Русь» как географическое, 
так и этническое, начинает связываться 
с землями Полотчины, которые 
находились в составе Великого княжества 
Литовского. В XVI в. польский историк 
М. Кромер в своих трудах «История 
поляков» (1555) и «Польша» (1575) первым 
применил термин «Белая Русь» только 
в отношении территории современной 
Беларуси.
 
Затем М. Стрыйковский в своей 
«Хронике» (1582) одним из первых ввел 
в научный оборот этноним «белорусы» 
в близком к современному значении. 
После заключения Люблинской (1569) и 
особенно Брестской (1596) уний та часть 
населения Витебщины и Могилевщины, 
которая сохранила верность православию, 
стала именовать себя «белорусцами» 
или «белорусами» уже на более 
постоянной основе, особенно при посещении 
ими Московии и Священной Римской 
империи. В документах XVII в. появились 
такие понятия, как «белорусская 
православная епархия», «белорусский 
епископ». Впервые эти понятия 
отмечены в 1623 г. в документах Варшав¬ского 
сейма, в 1675 г. — в правовых актах 
короля Яна Собеского, они зафиксированы 
в статьях «вечного мира» 1686 г. между 
Речью Посполитой и Россией [7, с. 
307].