Органы финансового контроля, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Изучение правовых источников, регулирующих деятельность органов финансового контроля, их права и обязанности и внесение в них соответствующих изменений является целью исследования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
дать определение финансового контроля и раскрыть сущность его основных видов, форм и методов;
рассмотреть права и обязанности государственных органов финансового контроля и выявить соответствующие недостатки;
раскрыть права и обязанности органов негосударственного финансового контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………........3-5
Глава 1. Понятие финансового контроля, его виды, формы и методы………………………………………………………………………....6-12
Глава 2. Основы государственного(муниципального) финансового контроля……………………………………………………………………....12-22
Глава 3.Органы негосударственного финансового контроля……...23-28
Заключение…………………………………………………………….29-34
Список использованной литературы…………………………………34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Органы финансового контроля, их права и обязанности.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

 

Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 

Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Согласно п. 1 ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Однако, в п.1 ст. 16 ФЗ «О Счётной палате РФ» предусмотрены следующие методы осуществления контрольной деятельности: проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.

Как видно, имеются расхождения между двумя законодательными актами по вопросу о методах финансового контроля, следственно необходимо привести в соответствие ст.16 ФЗ «О Счётной палате РФ» со ст. 267.1 БК РФ, поскольку БК РФ имеет большую юридическую силу. Изменения должны выглядеть следующим образом:

Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты

1. Методами осуществления контрольной  и экспертно-аналитической деятельности  являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг (исключить понятия «анализ», «мониторинг).

2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования. (исключить данный пункт)

6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). (сделать данный пункт 5 по нумерации)

7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением. (исключить понятие «анализ» и сделать пункт 6 по нумерации)

8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе. (исключить данный пункт)

Вывод:в данной главе раскрыто понятие финансового контроля, перечислены основные виды, формы и методы финансового контроля в Российской Федерации, а также выявлены недостатки при рассмотрении законодательных актов, регулирующих контрольную деятельность в финансовой сфере, а именно в ФЗ «О Счётной палате РФ», и предложены соответствующие изменения по их устранению в ст. 16. «Методы осуществления деятельности Счетной палаты».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Основы государственного(муниципального) финансового контроля

Согласно Указу Президента РФ от 25.07.1996 №1095 (ред. от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ[11].

 Главой 26 Бюджетного Кодекса Российской Федерации(далее БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий [2, ст. 265]. 

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Однако, в данной статье наряду с понятиями предварительного и последующего контроля нет понятия текущего финансового контроля, который имеет место быть при исполнении бюджетов различных уровней РФ, поэтому предлагаю ввести данное понятие в ст.265 «Виды государственного (муниципального) финансового контроля»:

5.текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

Финансовый контроль реализуется не только в бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового, валютного, таможенного контроля, а также банковского надзора6. Исходя из этого, можно назвать более широкий круг контрольных органов, чем перечисленный в БК РФ. На федеральном уровне финансово-контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов исполнительной власти, а также Центральным Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор)7.Остановимся подробнее на рассмотрении правового статуса некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.

Счетная палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля) и подотчетным Федеральному Собранию. Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

 В  своей деятельности Счетная палата  руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О Счетной палате Российской Федерации" [5].

Счетная палата осуществляет следующие функции [5, ст. 13]:

1) осуществление  внешнего государственного финансового  контроля в сфере бюджетных  правоотношений;

2) экспертиза  проектов федеральных законов  о федеральном бюджете и бюджетах  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый  период, проверка и анализ обоснованности  их показателей, подготовка и  представление палатам Федерального  Собрания заключений на проекты  федеральных законов о федеральном  бюджете и бюджетах государственных  внебюджетных фондов Российской  Федерации;

3) экспертиза  проектов федеральных законов  о внесении изменений в федеральные  законы о федеральном бюджете  и бюджетах государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации, подготовка  и представление палатам Федерального  Собрания заключений на проекты  федеральных законов о внесении  изменений в федеральные законы  о федеральном бюджете и бюджетах  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации;

4) внешняя  проверка годовой бюджетной отчетности  главных администраторов средств  федерального бюджета, годовых отчетов  об исполнении федерального бюджета  и бюджета субъекта Российской  Федерации в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом  Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

5) проведение  проверки бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов - получателей межбюджетных  трансфертов из федерального  бюджета;

6) проведение  оперативного анализа исполнения  и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

7) подготовка  предложений по формированию  системы ключевых национальных  показателей (индикаторов), определяющих  уровень и качество социально-экономического  развития Российской Федерации, а также выбор критериев и  методов их оценки;

8) оценка  влияния внутренних и внешних  условий на фактический уровень  достижения целей социально-экономического  развития Российской Федерации;

9) оценка  эффективности формирования, управления  и распоряжения федеральными  ресурсами в целях обеспечения  безопасности и социально-экономического  развития Российской Федерации;

10) проведение  по месту расположения объектов  аудита (контроля) ревизий и тематических  проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и  видам расходов федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

11) экспертиза  проектов федеральных законов, иных  нормативных правовых актов в  части, касающейся расходных обязательств  Российской Федерации, а также  государственных программ Российской  Федерации;

12) проведение  аудита систем финансовых расчетов  в целях содействия формированию  эффективной национальной платежной  системы;

13) проведение  аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых  объектами аудита (контроля);

14) подготовка  ежеквартальных оперативных докладов  о ходе исполнения федерального  бюджета в текущем финансовом  году, их представление палатам  Федерального Собрания и направление  Председателю Правительства Российской  Федерации аналитической записки  о ходе исполнения федерального  бюджета за отчетный период;

15) аудит (контроль) состояния государственного  внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации, долга иностранных  государств и (или) иностранных юридических  лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных  из федерального бюджета;

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 02.11.2013) "О Министерстве финансов Российской Федерации"определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

Информация о работе Органы финансового контроля, их права и обязанности