Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Хотя и из этого правила есть исключения, которые в последнее время появляются всё чаще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Управление бюджетным дефицитом…………………………………………..4
1.1.Значиние бюджетного дефицита……………………………………………..4
1.2.Текущая задача, ведущая к безубыточной экономике…………………...…6
1.3.Финансовое планирование и источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………...6
2.Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита…………..10
2.1.Функционирование и развитие экономической системы……………...….10
2.2.Дефицит бюджета как составляющая часть модели экономики………....12
2.3.Методы стабилизации дефицита бюджета…………………………….......13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……...17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по бюджетной системе Рф.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.Управление бюджетным  дефицитом…………………………………………..4

1.1.Значиние бюджетного  дефицита……………………………………………..4

1.2.Текущая задача, ведущая  к безубыточной экономике…………………...…6

1.3.Финансовое планирование  и источники финансирования бюджетного  дефицита…………………………………………………………………………...6

2.Методологические подходы  к проблеме бюджетного дефицита…………..10

2.1.Функционирование и  развитие экономической системы……………...….10

2.2.Дефицит бюджета как  составляющая часть модели экономики………....12

2.3.Методы стабилизации  дефицита бюджета…………………………….......13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является его финансовая система, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Однако, данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.

Практически невозможно представить  себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические  рычаги, стимулирующие приток средств  в бюджет, а государственные расходы  не превышают доходов. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые  страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов  и расходов. В первую очередь это  страны с развитыми рыночными  отношениями. Хотя и из этого правила  есть исключения, которые в последнее  время появляются всё чаще.

 Решение проблемы дефицита  бюджета (или хотя бы уменьшение  его доли в бюджете государства)  зависит от правильности подхода  правительства к ее оценке  и введение цивилизованных мер  направленных на сокращение бюджетного  дефицита. Принятие продуманных  законов направленных на поддержание  национального производителя и  развитие производства в целом,  а так же разработка механизма  их выполнения, наиболее верный  путь, ведущий к сбалансированному  бюджету государства. 

 

1.Управление бюджетным дефицитом

1.1. Значение бюджетного  дефицита

Бюджетный дефицит испытывает большинство стран. Его сущность состоит в том, что сумма расходов из бюджета превышает сумму доходов. Бюджетный дефицит тесно связан с государственным бюджетом. Как экономическая категория, бюджетный дефицит означает недообеспеченность собственными денежными средствами и необходимость привлечения дополнительных средств сверх имеющихся для восстановления бюджетного равновесия. В основе бюджетного дефицита может быть любая причина: перепроизводство денежной массы, накопленный государственный долг, стихийное бедствие и др. Но основной причиной, как правило, выступает сбой в сфере материального производства, структурная инфляция, недоработки в налоговой системе.

Итак, бюджетный дефицит - это результат неэффективных  государственных расходов, не обеспеченных собственными доходами. Бюджетный дефицит  усугубляется вследствие недостаточной  собираемости налогов и нестабильного  характера развития экономики. Безусловно, что неоправданные расходы из бюджета, одновременно не подкрепляемые  доходами, ведут к бюджетному дефициту, иначе говоря, к отрицательному сальдо. Это ведет к спаду важнейших  экономических показателей, таких, как внутренний валовой продукт, темпы создания новых стоимостей, рост производительности труда и  др. В то же время наблюдается  снижение уровня жизни населения  в связи с сокращением рабочих  мест и ростом налогов.

Хотелось бы отметить еще  одну особенность. Дополнительные доходы, покрывающие бюджетный дефицит, часто направляются не на развитие приоритетных отраслей, где можно  быстро получить отдачу, а на погашение  задолженности и другие нужды.

В соответствии со ст.92 бюджетного кодекса РФ, в случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом законом о бюджете  утверждаются источники финансирования бюджетного дефицита. И размеры этих источников не должны превышать пределы расходов, предусмотренных на погашение долга. Но все дело в том, что этих источников финансирования дефицита бюджета бывает, как правило, недостаточно. Поэтому ст.89 бюджетного кодекса РФ предусматривает заимствование кредитов и займов от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Разумеется, что все эти займы осуществляются на принципах возвратности и платности. А возвращать все это в срок бывает трудно. Поэтому закон ограничивает возможные размеры дефицита бюджета. Статья 92 ч.4. Бюджетного кодекса отмечает, «что размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета»[1].

В середине 90-х гг. прошлого века наша страна вступила в полосу дефицитного бюджета, хотя ежегодно планировался профицит бюджета. Основной причиной отсутствия приемлемых доходов  явилось сокращение общего удельного  веса налога с прибыли предприятий  производственной сферы. Дело в том, что в связи с образование  СНГ произошла разбалансированность межотраслевого рынка, нарушились прежние  производственно-экономические связи. И для формирования доходов государственного бюджета у предприятий изымался даже весь свободный остаток прибыли. Достаточно сказать, что рентабельность в сфере материального производства только за 5 лет - с 1990 по 1995 год - снизилась  на 15%. Вместе с тем увеличились  и диспропорции между основными  отраслями производства, хотя дотации  из бюджета в эти отрасли постоянно  возрастали. Так, за период с 1985 по 1995 год  они выросли почти в 3 раза. Однако показатели эффективности в рост не шли.

 

 

 

1.2. Текущая задача, ведущая к безубыточной экономике

Первоочередной из текущих  задач того времени было безубыточное развитие экономики. Такая задача стоит  перед нашей экономикой и сейчас. Дело в том, что только безубыточность открывает возможности перехода к высокоприбыльной экономике. Только безубыточная экономика отрывается от нерентабельной экономики и становится на путь устойчивой экономической эффективности. Безубыточная экономика характеризуется сбалансированным бюджетом и устойчивой тенденцией к экономическому росту.

Однако о какой безубыточности можно было говорить, если в 1993 г. из общей суммы всех поступлений из отраслей экономики 71% был возвращен на нужды народного хозяйства.

Позже такая устойчивая тенденция  к спаду наметилась не только в  нашей стране, но и во всех странах, вошедших в СНГ. Практически везде  сократился сбор налога с оборота, налог  с прибыли и налог от внешнеэкономической  деятельности. Одновременно увеличилось  финансирование народного хозяйства. В частности, поступления из бюджета  в сельское хозяйство, а точнее, в  агропромышленный комплекс.

Очевидно и то, что в  обозначенный период сократились государственные  инвестиции, предполагавшие проведение в жизнь важнейших государственных  программ по развитию рыночной инфраструктуры и научно-техническому прогрессу. Таким  образом, образовался постоянно  растущий бюджетный дефицит, и, чтобы  покрыть этот дефицит, ежегодно нужны  были дополнительные финансовые расходы.

 

1.3. Финансовое планирование и источники финансирования бюджетного дефицита

Одним из важнейших направлений  перспективной финансовой политики РФ всегда являлось финансовое планирование. Перспективный финансовый план –  это методически и экономически обоснованный документ, служащий как для текущей экономической политики, так и для будущих разработок социально-экономического развития. Это документ, определяющий не только стратегию управления, но и функции исполнительной власти. Формируется он с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе прогноза развития народного хозяйства РФ.

Поскольку перспективный  финансовый план носит рекомендательный характер, он законодательно не утверждается. Такое право за перспективным  финансовым планом закрепляет п.2 ст.174 Бюджетного кодекса РФ. В вышеотмеченной статье также определяется, в каких  целях разрабатывается финансовый план и на какие сроки. Вместе с  тем нигде в Бюджетном кодексе  РФ при регулировании долгосрочных целевых программ ничего не говорится  о планировании бюджетного дефицита. Хотя во многих странах СНГ такая  практика с начала 1990-х гг. прошлого века уже проводится. Отказ от планирования бюджетного дефицита означает существенный рост в нашей экономике.

Тем не менее, необходимо знать  источники финансирования бюджетного дефицита. Ст.89 Бюджетного кодекса РФ определяет государственные заимствования  РФ: «Государственные заимствования  Российской Федерации – займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками»[1].  
Вместе с тем бюджетное законодательство также регулирует через свою нормативную базу различные случаи бюджетного дефицита и возможные способы покрытия бюджетного долга. При определении бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением о бюджете утверждаются источники финансирования этого дефицита. В п.3 ст.92 Бюджетного кодекса РФ определяется размер дефицита федерального бюджета: «Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году»[1].

За период с 1996 по 2004 год  дефицит государственного бюджета  был покрыт за счет внутренних источников.

Безусловно, для образования  бюджетного профицита и положительного сальдо надо изыскивать дополнительные финансы. Они подразделяются на внутренние и внешние. Важным внутренним источником, способствующим покрытию бюджетного дефицита, является выпуск ценных бумаг, а внешним источником – государственные внешние займы.

Бесспорно, что проблемы дефицита бюджета для нашей страны актуальны и сегодня. Это связано  с тем, что у банков, кредитующих  ипотечное жилищное строительство, постоянно не хватает денежных средств. Не хватает денег и у банков, кредитующих сельское хозяйство. Много  кредитов предоставляется также  крупным компаниям под гарантии правительства. Анализ таких кредитов позволяет сделать вывод, что  они увеличивают дебиторскую  задолженность государству и  способствуют росту дефицита бюджета, несмотря на механизм их погашения.

С целью полного исключения бюджетного дефицита или его частичного смягчения во многих зарубежных странах  проводится практика бюджетного прогнозирования. Даже в таких развитых странах, как  Америка, Канада, Англия и Австралия, проводится планирование бюджетных  ресурсов и фискальных сборов, прогнозируются финансовые планы и оценивается состояние текущих бюджетов. Перспективное планирование в вышеотмеченных странах на предстоящий финансовый год начинается с оценки базовых уровней и внесения соответствующих поправок, обеспечивающих стабильность всего бюджетного процесса. Эти поправки могут носить локальный характер или распространяться на все годовое бюджетное планирование.

Вместе с тем составляемые стратегические планы, опирающиеся  на базовый уровень лимитных расходов по отраслям и министерствам, дают возможность  определения приоритетных направлений  для эффективного расходования финансовых ресурсов.

Безусловно, что соответствующие  отрасли и министерства должны, исходя из режима экономии, усердно изыскивать ресурсы пополнения своих бюджетов с учетом режима экономии. Тем более  это важно потому, что сэкономленные  средства остаются в их собственности.

Используя метод прогнозирования  при изучении доходной части бюджета, можно получить ценные данные по налоговым  поступлениям, такие как доходы целевых  бюджетных фондов, расчеты чистой прибыли от валового внутреннего  продукта, расчетные данные индекса  инфляции по росту потребительских  цен и ее влияния на финансовые поступления в среднем за год, расчет устойчивого бюджетного дефицита.

К числу основных показателей, которые влияют на потенциал налоговых  поступлений, в большинстве зарубежных стран считают показатель внутреннего  валового продукта (централизованного  или территориального). Таким же важным фактором налоговых поступлений  являются поступления от работающих физических лиц. Вместе с тем, все  большую роль играют налоговые поступления  от роста инвестиций в различные  региональные отрасли производства. И, наконец, дополнительные налоговые  поступления увеличиваются за счет роста общего числа хозяйствующих  субъектов.[3]

Информация о работе Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита