Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа
Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.
ВВЕДЕНИЕ	3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА	5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА	11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА	16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	31
В разрезе основных налогов структура консолидированного бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.
Таблица 4 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за 2001-2005 гг., %
Показатели  | 
  2001  | 
  2002  | 
  2003  | 
  2004  | 
  2005  | 
НДС  | 
  30,7  | 
  30,2  | 
  28,8  | 
  27,9  | 
  32,1  | 
Налоги на доходы и прибыль  | 
  16,6  | 
  12,7  | 
  13,4  | 
  15,6  | 
  16,1  | 
Подоходный налог  | 
  11,3  | 
  10,8  | 
  10,2  | 
  10,3  | 
  10,3  | 
Акцизы  | 
  9,4  | 
  8,3  | 
  8,4  | 
  8,2  | 
  7,5  | 
Доходы от внешней торговли  | 
  6,4  | 
  7,3  | 
  9,6  | 
  8  | 
  9,2  | 
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи  | 
  5,3  | 
  5,3  | 
  6  | 
  6,9  | 
  6,7  | 
Капитальные неналоговые доходы  | 
  1,3  | 
  6,3  | 
  0,5  | 
  0,2  | 
  0,1  | 
Прочие поступления в бюджет  | 
  19,1  | 
  19,1  | 
  23,1  | 
  22,9  | 
  18  | 
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН)  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 5.
Таблица 5 Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.
В текущих ценах  | 
  2005 г. к 2004 г., % (реал. выр.)  | |||
2004 год млрд. руб.  | 
  2005 год млрд. руб.  | 
  2005 г. к 2004 г., %  | ||
НДС  | 
  3814,6  | 
  5892,3  | 
  154,5  | 
  140  | 
Удельный вес в ВВП, % | 
  7,6  | 
  9,3  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  2,6  | 
  4,9  | 
  ||
Акцизы  | 
  1121,6  | 
  1367,8  | 
  121,9  | 
  110,6  | 
Удельный вес в ВВП, %  | 
  2,2  | 
  2,1  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  0,8  | 
  1,1  | 
  ||
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических  | 
  1094,8  | 
  1682,3  | 
  153,7  | 
  139,3  | 
операций  | 
  ||||
Удельный вес в ВВП, %  | 
  2,2  | 
  2,6  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  0,7  | 
  1,4  | 
  ||
Прямые налоги на доходы и  | 
  2135  | 
  2944,5  | 
  137,9  | 
  125  | 
прибыль с юридических лиц  | 
  ||||
Удельный вес в ВВП, %  | 
  4,3  | 
  4,6  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  1,4  | 
  2,5  | 
  ||
Удельный вес в прибыли до налогообложения, %  | 
  30,6  | 
  29,6  | 
  ||
Чрезвычайный налог  | 
  391,2  | 
  401,5  | 
  102,6  | 
  93  | 
Удельный вес в ВВП, %  | 
  0,8  | 
  0,6  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  0,3  | 
  0,3  | 
  ||
Удельный вес в фонде оплаты труда, %  | 
  2,4  | 
  1,8  | 
  ||
Подоходный налог  | 
  1403,8  | 
  1882,8  | 
  134,1  | 
  121,6  | 
Удельный вес в ВВП, %  | 
  2,8  | 
  3  | 
  ||
Удельный вес в выручке от реализации, %  | 
  0,9  | 
  1,6  | 
  ||
Удельный вес в фонде оплаты труда, %  | 
  8,5  | 
  8,5  | 
  ||
Итого доходов (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов)  | 
  13677,9  | 
  18345,1  | 
  134,1  | 
  121,6  | 
Удельный вес в ВВП, %  | 
  27,4  | 
  28,8  | 
  ||
Доходы госуд. целевых фондов  | 
  2991,1  | 
  5068,5  | 
  169,5  | 
  153,6  | 
Удельный вес в ВВП, %  | 
  6  | 
  8  | 
  ||
Итого доходов (с доходами государственных  | 
  16669,1  | 
  23413,6  | 
  140,5  | 
  127,3  | 
целевых фондов, без ФСЗН)  | 
  ||||
Удельный вес в ВВП, %  | 
  33,3  | 
  36,8  | 
  ||
Налогооблагаемые базы:  | 
  ||||
ВВП  | 
  49991,8  | 
  63678,9  | 
  127,4  | 
  109,2  | 
Выручка от реализации  | 
  148319,4  | 
  119805,7  | 
  123,8  | 
  112,2  | 
Прибыль до налогообложения  | 
  6979,8  | 
  9958  | 
  142,7  | 
  129,3  | 
Фонд оплаты труда  | 
  16460,7  | 
  22076,4  | 
  134,1  | 
  121,6  | 
Напомним, что реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС - на 40%, по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу - на 7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году). Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов (в составе государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.
Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие расходы социального характера. В последние годы их доля в бюджетных расходах оставалась на высоком уровне, и в целом расходы на социально-культурную сферу, социальную политику и поддержку населения заняли в 2005 году свыше 60 процентов.
Приоритетным направлением являлись расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента.
Одновременно за счет средств бюджета оказывалась значительная государственная поддержка реальному сектору экономики (его финансирование из бюджета увеличилось в 2005 году по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза), что способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55 процентов от всех расходов на поддержку реального сектора в течение последних трех лет) направлялась на развитие сельского хозяйства – одного из общегосударственных приоритетов.
Удельный вес расходов, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) составил 18,3% (без капитальных вложений) от всех расходов консолидированного бюджета. Из них 5,4% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,9% - на расходы целевых бюджетных фондов.
Финансирование капитальных 
Расходы целевых бюджетных фондов возросли по сравнению с 2004 годом на 56,7% и составили 15,7% бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились на 50% из расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов, рис. 2.
 
Рис. 2. Структура расходов консолидированного 
бюджета. 
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние три года для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2005 году составил 59,3% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2005 году финансовая помощь местным бюджетам составила 20,1% всех доходов этих бюджетов.
 
Рис. 3. Структура доходов 
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году составили 13 888,2 млрд. руб., или 141,9% (в реальном выражении) к уровню 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 14 701,4 млрд. руб., что на 53% больше, чем в 2004 году.
Более четверти (29,6%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился в 1,5 раза в реальном выражении. В 1,3 раза возросли доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и налог на прибыль. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на социальную политику (в 1,7 раза в реальном выражении), расходы целевых бюджетных фондов (в 1,7 раза), на поддержку реального сектора экономики (в 1,3 раза), на капитальные вложения (в 1,5 раза). Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура и спорт", "Средства массовой информации", "Культура и искусство" составили 19% всех расходов республиканского бюджета. Расходы государственных целевых бюджетных фондов заняли 25,6% расходной части бюджета.
В 2005 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 813,2 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. С учетом ФСЗН дефицит республиканского бюджета составил 143,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП.
 
Как видно, госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обусловливала трудности исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия бюджета.
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся прежде всего характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняются глубинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно отнести также природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.