История бюджета РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет является уникальной по своей сути правовой категорией, играющем определенную роль в экономическом и социальном развитии государства. Это объясняется насыщенностью ее связей, степенью воздействия как на материальную и стоимостную основу экономики, так и на систему взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами и населением. В процессе реализации этих взаимоотношений возникает широкая гамма противоречий между общегосударственными, коллективными и личными интересами. Их разрешение требует создания финансово-правового института, каким является бюджетное право - как отдельная ветвь права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА 5
2 ОБРАЗОВАНИЕ БССР И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 11
3 БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СУВЕРИНИТЕТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

история бюджета РБ.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

 

В разрезе основных налогов структура  консолидированного бюджета (без доходов  государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4.  В 2005  году  по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%,  прямые налоги на доходы и прибыль –  с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился –  10,3%, акцизы сократились – с 8,2%  до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций  также вырос  - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.

 

Таблица 4 Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета 

за 2001-2005 гг., %

Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

НДС

30,7

30,2

28,8

27,9

32,1

Налоги на доходы и  прибыль

16,6

12,7

13,4

15,6

16,1

Подоходный налог

11,3

10,8

10,2

10,3

10,3

Акцизы

9,4

8,3

8,4

8,2

7,5

Доходы от  внешней торговли

6,4

7,3

9,6

8

9,2

Текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи

5,3

5,3

6

6,9

6,7

Капитальные неналоговые  доходы 

1,3

6,3

0,5

0,2

0,1

Прочие поступления в бюджет

19,1

19,1

23,1

22,9

18

Итого доходов  (без доходов  гос. целевых бюджетных и внебюджетных   фондов и ФСЗН)

100

100

100

100

100


 

Для того,  чтобы  показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых  базах  за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года,  табл. 5.

 

Таблица 5 Динамика налогового бремени  по основным поступлениям в бюджет за  январь-декабрь  2004-2005 гг.

 

В текущих ценах 

2005 г. к 2004 г., % (реал. выр.)

2004 год млрд. руб.

2005 год млрд. руб.

2005 г. к 2004 г., %

НДС

3814,6

5892,3

154,5

140

 Удельный вес в ВВП, %

7,6

9,3

   

 Удельный  вес в выручке от реализации, %

2,6

4,9

   

Акцизы

1121,6

1367,8

121,9

110,6

 Удельный  вес в ВВП, %

2,2

2,1

   

 Удельный  вес в выручке от реализации, %

0,8

1,1

   

Доходы от внешней  торговли и внешнеэкономических 

1094,8

1682,3

153,7

139,3

операций

       

 Удельный  вес в ВВП, %

2,2

2,6

   

 Удельный  вес в выручке от реализации, %

0,7

1,4

   

Прямые налоги на доходы и 

2135

2944,5

137,9

125

прибыль  с юридических лиц

       

 Удельный  вес в ВВП, %

4,3

4,6

   

 Удельный вес в  выручке от реализации, %

1,4

2,5

   

 Удельный  вес в  прибыли до налогообложения, %

30,6

29,6

   

Чрезвычайный налог

391,2

401,5

102,6

93

 Удельный  вес в ВВП, %

0,8

0,6

   

 Удельный  вес в выручке от реализации, %

0,3

0,3

   

 Удельный вес в фонде оплаты труда, %

2,4

1,8

   

Подоходный налог

1403,8

1882,8

134,1

121,6

 Удельный  вес в ВВП, %

2,8

3

   

 Удельный  вес в выручке от реализации, %

0,9

1,6

   

 Удельный  вес в фонде оплаты труда, %

8,5

8,5

   

Итого доходов  (без доходов государственных целевых  бюджетных и внебюджетных  фондов)

13677,9

18345,1

134,1

121,6

 Удельный  вес в ВВП, %

27,4

28,8

   

Доходы госуд. целевых  фондов

2991,1

5068,5

169,5

153,6

 Удельный  вес в ВВП, %

6

8

   

Итого доходов  (с доходами государственных

16669,1

23413,6

140,5

127,3

целевых фондов, без ФСЗН)

       

 Удельный  вес в ВВП, %

33,3

36,8

   

Налогооблагаемые  базы:

       

ВВП

49991,8

63678,9

127,4

109,2

Выручка от реализации

148319,4

119805,7

123,8

112,2

Прибыль до налогообложения

6979,8

9958

142,7

129,3

Фонд оплаты труда 

16460,7

22076,4

134,1

121,6


 

 

Напомним, что реальный рост доходов  консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом  в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных  фондов)  увеличились  на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС  - на  40%,   по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В  реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу -  на  7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году).  Увеличение доли  доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов (в составе государственных целевых бюджетных и внебюджетных  фондов) обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.

Расходы консолидированного бюджета  за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 6 718 млрд. рублей.  Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества. Для бюджета была характерна, в первую очередь, социальная направленность его расходов – значительные бюджетные средства направлялись на развитие здравоохранения, образования, культуры и другие  расходы социального характера. В последние годы их доля в бюджетных расходах оставалась на высоком уровне, и в целом расходы на социально-культурную сферу, социальную политику и поддержку населения заняли в 2005 году свыше 60 процентов.

Приоритетным направлением являлись  расходы на оплату труда в бюджетной сфере. В 2005 году они возросли по сравнению с 2004 годом на 23,7% и заняли 21,6% в расходах консолидированного бюджета. Это позволило увеличить заработную плату работников бюджетной сферы (включая военнослужащих) на конец 2005 года до 269,2 доллара США в эквиваленте, что выше запланированного уровня на 19,7 процента.

Одновременно за счет средств бюджета  оказывалась значительная государственная  поддержка реальному сектору  экономики (его финансирование из бюджета  увеличилось в 2005 году по сравнению  с 2004 годом в 1,3 раза), что способствовало стимулированию экономического роста и улучшению финансовых результатов  работы предприятий. Основная часть расходов на реальный сектор экономики (45-55 процентов от всех расходов на поддержку реального сектора в течение последних трех лет) направлялась на развитие сельского хозяйства – одного из общегосударственных приоритетов.

Удельный вес расходов, направленных на поддержку отраслей  реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства) составил 18,3% (без капитальных вложений) от всех расходов консолидированного бюджета. Из них 5,4% приходилось на прямое финансирование из бюджета, 12,9%  - на расходы целевых бюджетных фондов.

Финансирование капитальных вложений возросло на 43,7%, в результате чего доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал в 2005 году возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом. За счет такого роста ассигнований бюджета на инвестиционные цели было обеспечено около 40% прироста всех инвестиций в основной капитал страны.

Расходы целевых бюджетных фондов возросли по сравнению с 2004 годом на 56,7% и составили 15,7% бюджетных расходов.

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2005 году сложились  на 50% из  расходов республиканского бюджета и 50% - расходов местных бюджетов, рис. 2.

 
Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета. 

Доля  местных бюджетов в доходах и  расходах консолидированного бюджета  страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние три года для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете, рис. 9. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2005 году составил 59,3% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2005 году финансовая помощь местным бюджетам составила 20,1% всех доходов этих бюджетов.

 

 
Рис. 3. Структура доходов консолидированного бюджета

Доходы  республиканского бюджета (без учета  ФСЗН) в 2005 году составили 13 888,2 млрд. руб., или 141,9% (в реальном выражении) к уровню 2004 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 14 701,4 млрд. руб., что на 53% больше, чем в 2004 году.

Более четверти (29,6%) всех поступлений в  республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2004 годом его объем увеличился в 1,5 раза в реальном выражении. В 1,3 раза возросли доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и налог на прибыль. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%,  дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.

Финансирование  по всем разделам республиканского бюджета  в разрезе функциональной классификации  было осуществлено выше уровня 2004 года. Наиболее значительно возросли расходы на социальную политику (в 1,7 раза в реальном выражении), расходы целевых бюджетных фондов (в 1,7 раза), на поддержку реального сектора экономики (в 1,3 раза), на капитальные вложения (в 1,5 раза). Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура и спорт", "Средства массовой информации", "Культура и искусство" составили 19% всех расходов республиканского бюджета. Расходы государственных целевых бюджетных фондов заняли 25,6% расходной части бюджета.

В 2005 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 813,2 млрд. рублей, или 1,3% ВВП. С учетом ФСЗН дефицит республиканского бюджета  составил 143,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно, госбюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обусловливала трудности исследования государственного бюджетного устройства и установления самого понятия бюджета.

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

С ростом производительных сил, разделением  общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства покрывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан.

На содержание бюджета влияют объективные  и субъективные факторы. К объективным  относятся прежде всего характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняются глубинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно отнести также природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам относятся  тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
  2. БазылевН.И., С.П.Гурко "Экономическая теория", Мн.: БГЭУ, 1998.
  3. Государственный бюджет. Под редакцией М.И. Ткачук Мн.1995год.
  4. Долан Э. Линлсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб 1992
  5. Друзик Я. Мировая экономика на финише века ХХ века.
  6. Закон Республики Беларусь N 2347-XII от 04.06.1993 "О   бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" //    "Ведомости Верховного Совета РБ", 1993 г., N 20, ст. 240
  7. Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З "О бюджете Республики Беларусь на 2005 год"
  8. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"
  9. История экономики. Лойберг М.Я. М:1996
  10. История экономических учений: Учебное пособие // Под общ. Ред. Г.А. Шмарловской. Мн.: ООО”Новое знание”, 2000.
  11. К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", Москва, 1993.
  12. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс: В 2-х т. М:1997
  13. Мамедов О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996.
  14. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал 2000, №2.
  15. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.:“Экономика”, 1992.
  16. Статистические материалы // Белорусский экономический журнал 2001-2004 гг.
  17. Теория финансов :Учебное пособие  Под общ. ред. Н.Е. Зайца и М.К. Фисенко. Мн.1995 Учебник",Минск, БГЭУ, 1998.
  18. Финансовое право Республики Беларусь   Н.Н.Кондратьев  Мн 1997.
  19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под. ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  20. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. - Мн: БГЭУ, 1996.
  21. Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева.  Мн:1998.

Информация о работе История бюджета РБ