Доходы и расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов государственного бюджета, их структуры, а также выяснить роль данных понятий в экономическом росте производства.
Задачи:
1. Теоретическое исследование понятия «Государственный бюджет»;
2. Изучить нормативно-правовую базу по исследуемому вопросу;
3. Рассмотреть налоговые и неналоговые поступления в государственный бюджет;
4. Рассмотреть структуру распределения и исполнения государственного бюджета;
5. Изучить понятие бюджетного дефицита (профицита).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…….…..3
1 ГЛАВА СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…...….……….5
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета……………………….…..5
1.2 Статьи доходов и расходов………..…………………………………..….…12
1.3 Нормативно-правовая база государственного бюджета………….……….17
1.4 Бюджетная политика Российской Федерации……………………..………20
2 ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………24
2.1 Налоговые и иные поступления в государственный бюджет…………….24
2.2 Распределение и исполнение государственного бюджета………………..28
2.3 Бюджетный дефицит (профицит) и меры его устранения………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Доходы и расходы гос.бюджета, структура, роль.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

•   реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

•   ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;

•   жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

•   увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

•   усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры  подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Основными итогами  бюджетной политики в 2000 – начале 2001 годов были значительные успехи. В исполнении федерального бюджета  сохранилось действие положительных  тенденций, наметившихся с 1999 г. В 2000 г. впервые был достигнут бюджетный профицит .

Рост бюджетных  доходов в 2000 г. позволил полностью  ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой,      дополнительно      профинансировать      ряд важных государственных и социальных программ. В полном объеме и без задержек осуществлялось финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике. Исполнение бюджетных обязатель ств сп особствовало повышению уровня политической и социальной стабильности в стране.

Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2000 г., разработка федерального бюджета на 2001 г. осуществлялись в  соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 г., - поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы.

Но положительные  тенденции в бюджетной сфере, как отмечал Президент РФ, не стали  устойчивыми, т.к. были результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Основными задачами бюджетной политики на 2002 г. являлись:

•   поддержание устойчивых темпов экономического роста;

•   снижение социального неравенства;

•   достижение высокой эффективности государственных расходов. Как  отмечалось  в послании  отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства.

Важнейшей задачей  бюджетной политики на 2002 год и  на долгосрочную перспективу было поддержание  макроэкономической сбалансированности, разработка и реализация мероприятий  в области доходов и расходов бюджета, организация межбюджетных отношений, управление государственным долгом, совершенствование управления государственными финансами.

На 2001 и 2002 год  была предусмотрена бездефицитность  федерального бюджета. Тогда как  его профицит в 2000 г. составлял 2,5 процента от ВВП. Такая политика должна быть продолжена и в дальнейшем.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1 Налоговые и иные  поступления в государственный  бюджет Российской Федерации

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Особенно ярко названные  черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом — она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное изменение системы доходных поступлений — она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1. Федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

2. Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3. Государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

3. Доходы от реализации государственных запасов;

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6. Административные платежи и сборы;

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности

На основании  статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета  классифицируются не только по методам  взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

1. В зависимости  от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются  на собственные и регулирующие.

2. По социально  - экономическому признаку выделяют  доходы, поступающие от юридических  лиц и от физических лиц;

3. В зависимости  от конкретных объектов обложения  - взимаемые с имущества или  дохода;

4. По признаку  источников уплаты - налоги, уплачиваемые  из выручки, из прибыли, и  налоги, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг);

5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые  доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%.  Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Распределение и исполнение государственного бюджета

Расходы государственного бюджета — это экономические  отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Организация государственных  расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств. Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2. Соблюдение  режима экономии. Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3. Безвозвратность государственных расходов.

Таблица 2. Распределение  расходов федерального бюджета на 2007год (млрд.руб)

 

2007

2006

2005

Общегосударственные вопросы

1122,104

623,208

521,432

нац.оборона

839,102

686,148

578,35

нац.безопастность и  правоохранит.деятельность

674,79

556,337

455,31

нац.экономика

730,234

358,628

263,259

жилищно-коммунальное хоз-во

296,241

54,336

12,11

охрана окружающей среды

8,231

6,816

4,76

образование

287,08

211,976

160,468

культура, кинематография и СМИ

70,772

55,834

48,375

здравоохранение и спорт

276,678

160,347

94,078

соц.политика

286,41

216,506

185,874

межбюджетные трансферты

1939,742

1500,937

1215,429

итого расходы

6531,384

4431,073

3539,445

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета