Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ доходов и расходов государственного бюджета, их структуры, а также выяснить роль данных понятий в экономическом росте производства.
Задачи:
1. Теоретическое исследование понятия «Государственный бюджет»;
2. Изучить нормативно-правовую  базу по исследуемому вопросу;
3. Рассмотреть налоговые  и неналоговые поступления в  государственный бюджет;
4. Рассмотреть структуру распределения и исполнения государственного бюджета;
5. Изучить понятие  бюджетного дефицита (профицита).
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..…….…..3
1 ГЛАВА СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…...….……….5
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета……………………….…..5
1.2 Статьи доходов и расходов………..…………………………………..….…12
1.3 Нормативно-правовая база государственного бюджета………….……….17
1.4 Бюджетная политика  Российской Федерации……………………..………20
2 ГЛАВА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………24
2.1 Налоговые и иные  поступления в государственный бюджет…………….24
2.2 Распределение и исполнение государственного бюджета………………..28
2.3 Бюджетный дефицит  (профицит) и меры его устранения………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная — их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.
Структуру бюджетных доходов и расходов и долю отдельных статей в консолидированном бюджете рассмотрим на примере Консолидированного бюджета России в 2000 г. (табл. 1).
Консолидированный бюджет России в 1998г.
Статьи бюджета  | 
  Сумма в млрд.руб  | 
  % к ВВП  | 
  % к итогу  | 
Доходы: в том числе налоговые доходы из них:  | 
  657,1 544,1  | 
  24,5 20,3  | 
  100 82,8  | 
Налог на добавленную стоимость  | 
  156,5  | 
  5,8  | 
  23,8  | 
Налог на прибыль предприятий  | 
  96,4  | 
  3,6  | 
  14,7  | 
Подоходный налог с физ.лиц  | 
  71,2  | 
  2,7  | 
  10,8  | 
Акцизы  | 
  67,8  | 
  2,5  | 
  10,3  | 
Неналоговые доходы (от внешнеэкономической деятельности, от государственного и муниципального имущества и его продажи)  | 
  61,9  | 
  2,3  | 
  9,4  | 
Прочие поступления (безвозмездная помощь, доходы целевых бюджетных фондов)  | 
  51,1  | 
  1,9  | 
  7,8  | 
Расходы: Гос.управление и местное самоуправление  | 
  753,0 30,1  | 
  28,1 1,1  | 
  100 4,0  | 
Правоохранительная   | 
  42,6  | 
  1,6  | 
  5,7  | 
Национальная оборона  | 
  56,7  | 
  2,1  | 
  7,5  | 
Промышленная энергетика и строительство  | 
  22,2  | 
  0,8  | 
  2,9  | 
Сельское хозяйство и   | 
  19,5  | 
  0,7  | 
  2,6  | 
Охрана окруж.среды и   | 
  3,3  | 
  0,1  | 
  0,4  | 
Транспортное, дорожное хоз-во, связь и информатику  | 
  
   
 18,5  | 
  10,7  | 
  2,5  | 
Социально-культурные мероприятия  | 
  238,9  | 
  8,9  | 
  31,7  | 
Обслуживание гос.долга  | 
  106,4  | 
  4,0  | 
  14,2  | 
Дефицит  | 
  95,9  | 
  3,6  | 
  -  | 
Отметим, что учетом государственных внебюджетных фондов (а это еще около 9% по отношению к ВВП) доля социально-культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко возрастает — примерно до 18% всего российского ВВП.
Расходы государственного бюджета 
выполняют функции 
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.
В затратах на хозяйственные 
нужды обычно выделяются бюджетные 
субсидии сельскому хозяйству, которые 
имеют также социальную, политическую 
и хозяйственную 
Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.
Существует нормативно-правовая база, отражающая основные принципы и правила, в соответствии с которыми регулируется деятельность в области доходов и расходов государственного бюджета.
- Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010-2011гг. от 31.10.2008г. Об утверждении основных характеристик федерального бюджета на 2009 год, определённые исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта и уровня инфляции.
-Бюджетный кодекс от 31.07.1998года № 145-ФЗ, принят государственной думой Российской федерации 17.07.1998г.
- Ежегодные бюджетные послания Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. 31.06.2008 президент Медведев подписал бюджетное послание на 2009-2011гг. В послании определены приоритетные направления расходования бюджетных средств: это здравоохранение, образование, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также транспортная инфраструктура, президент России поставил перед правительством задачу снизить инфляцию к 2011 году до 6%, в Бюджетном послании во главу угла кладется сохранение макроэкономической стабильности, существенное снижение инфляции и выход на планировавшиеся ранее ориентиры.
Необходимо рассмотреть систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, в неё входят:
- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
- органы денежно-кредитного 
регулирования (Банк России); 
- органы государственного (муниципального) 
контроля. 
Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.
Участники бюджетного процесса:
- Президент РФ, Государственная 
дума, Совет Федерации, 
-органы законодательной (представительной) 
власти; 
-органы исполнительной власти; 
-органы денежно-кредитного регулирования; 
-органы государственного и муниципального 
финансового контроля; 
-органы государственных внебюджетных 
фондов; 
-главные распорядители и распорядители 
бюджетных средств; 
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели 
бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные 
направления денежно-кредитной 
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель 
бюджетных средств распределяет 
бюджетные средства по получателям 
и распорядителям, утверждает сметы 
доходов и расходов, составляет бюджетную 
роспись (документ о поквартальном 
распределении доходов и 
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:
• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика 
является ядром экономической политики 
государства и отражает все его 
финансовые взаимоотношения с 
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета