Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета. 
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
	дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
	рассмотреть состав и структуру  доходов и расходов Федерального бюджета;
	проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
ВВЕДЕНИЕ	3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА	5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета	5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета	9
1.3. Классификация расходов бюджета	12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года	16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.	36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51
В 2009 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 6 206,1 млн. рублей, что на 2 066,9 млн. рублей (на 25 %) меньше уточненного прогноза к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ. В прогнозе учтены планируемые поступления от ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит» для возмещения расходов федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий техногенной аварии. В 2009 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 1 368,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 995,1 млн. рублей (в 1,7 раза) в связи с тем, что в 2009 году целевые отчисления от проведения лотерей перечислялись оператором только за счет полученной выручки, а в 2006 – 2008 годах в основном путем реализации банковской гарантии, предусмотренной контрактом.
Таблица 2
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2010 год
Наименование  | 
  Утверждено, млн.руб.  | 
  Исполнение  | 
  Отклонение факта от плана  | ||
Сумма млн.руб.  | 
  Удельный вес, %  | 
  Абсолютное, млн.руб.  | 
  Относительное, %  | ||
Доходы  | 
  7 874 951,6  | 
  8 305 414,4  | 
  100  | 
  430462,8  | 
  5,5  | 
Нефтегазовые  | 
  3 830 672,8  | 
  46,1  | 
  3830672,8  | 
  0,0  | |
Доходы без учета нефтегазовых доходов  | 
  4 722 617,0  | 
  56,9  | 
  4722617  | 
  0,0  | |
Налоговые  | 
  4 178 676,2  | 
  4 401 933,8  | 
  51,5  | 
  223257,6  | 
  5,3  | 
из них:  | 
  |||||
Налог на прибыль организации  | 
  227 731,6  | 
  255 026,1  | 
  5,8  | 
  27294,5  | 
  12  | 
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  | 
  1 240 040,0  | 
  1 328 749,4  | 
  30,2  | 
  88709,4  | 
  7,2  | 
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  | 
  1 101 246,2  | 
  1 169 514,5  | 
  26,6  | 
  68268,3  | 
  6,2  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  | 
  109 733,6  | 
  113 898,5  | 
  2,6  | 
  4164,9  | 
  3,8  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации  | 
  26 860,2  | 
  30 053,4  | 
  0,7  | 
  3193,2  | 
  11,9  | 
НДПИ  | 
  1 349 871,3  | 
  1 376 639,5  | 
  31,3  | 
  26768,2  | 
  2  | 
государственная пошлина  | 
  60001,8  | 
  63123,1  | 
  1,4  | 
  3121,3  | 
  5,2  | 
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  | 
  32102,8  | 
  33253,4  | 
  0,8  | 
  1150,6  | 
  3,6  | 
Неналоговые доходы  | 
  3 695 958,6  | 
  3 902 995,0  | 
  45,6  | 
  207036,4  | 
  5,6  | 
из них:  | 
  |||||
ввозные таможенные пошлины  | 
  538 939,6  | 
  587 502,7  | 
  15,1  | 
  48563,1  | 
  9  | 
вывозные таможенные пошлины  | 
  2 438 948,8  | 
  2 508 102,1  | 
  64,3  | 
  69153,3  | 
  2,8  | 
таможенные сборы  | 
  24 728,7  | 
  25 574,6  | 
  0,7  | 
  845,9  | 
  3,4  | 
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации  | 
  44 986,0  | 
  45 163,8  | 
  1,2  | 
  177,8  | 
  0,4  | 
доходы от управления средствами Резервного фонда  | 
  51 987,5  | 
  52 109,8  | 
  1,3  | 
  122,3  | 
  0,2  | 
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния  | 
  72 285,1  | 
  73 736,2  | 
  1,9  | 
  1451,1  | 
  2  | 
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)  | 
  7 555,7  | 
  28 157,2  | 
  0,7  | 
  20 601,50  | 
  272,7  | 
доходы от перечисления части прибыли Банка России  | 
  188 444,4  | 
  188 444,4  | 
  4,8  | 
  0,00  | 
  0  | 
платежи при пользовании недрами  | 
  40 074,2  | 
  23 155,4  | 
  0,6  | 
  -16 918,80  | 
  -42,2  | 
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства  | 
  112 400,0  | 
  121 123,1  | 
  3,1  | 
  8 723,10  | 
  7,8  | 
доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции  | 
  3647,5  | 
  3127,4  | 
  0,1  | 
  -520,1  | 
  -14,3  | 
доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных)  | 
  13528,5  | 
  5505,6  | 
  0,1  | 
  -8022,9  | 
  -59,3  | 
исполнительский сбор  | 
  5 132,2  | 
  6 414,9  | 
  0,2  | 
  1 282,70  | 
  25  | 
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет  | 
  17 535,5  | 
  25 885,2  | 
  0,7  | 
  8 349,70  | 
  47,6  | 
Безвозмездные поступления  | 
  277,2  | 
  0,0  | 
  277,20  | 
  0  | |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей  | 
  316,8  | 
  208,4  | 
  0  | 
  -108,40  | 
  -34,2  | 
ИТОГО  | 
  23 457 684,40  | 
  33 228 378,90  | 
  100  | 
  9770694,5  | 
  41,7  | 
Из данных таблицы 2 видно, что доходов Федерального бюджета в 2010 году было утверждено в сумме 7 874 951,6 млн. руб., а фактически поступления составили 8 305 414,4 млн. руб., в том числе налоговых доходов 4 401 933,8 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 51,5%; неналоговых доходов - 3 902 995,0 млн. руб., или 45,6 %; безвозмездных поступлений 277,2 млн. руб.
На объем поступления доходов федерального бюджета повлияло в основном изменение макроэкономических показателей, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и таможенного законодательства.
Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2010 году и составило за последние 6 лет наименьшее значение (18,5 %), что обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства.
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 672 414,3 млн. рублей, или 43,7 %) и НДПИ при добыче нефти (1 266 816,2 млн. рублей, или 33,1 %).
Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья (что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета) на сумму 2 322,7 млн. рублей, государственной пошлине по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, на сумму 1 167,2 млн. рублей, государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 738,0 млн. рублей.
Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2010 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ, составило по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 88 709,3 млн. рублей вследствие улучшения администрирования НДС, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 68 268,3 млн. рублей (в основном вследствие увеличения налогооблагаемых объемов импорта товаров), по НДПИ на нефть – на 27 493,9 млн. рублей в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» в 2010 году составила 78,2 доллара США за баррель по сравнению с ценой, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону, в размере 75 долларов США.
По сравнению с 2009 годом в общей сумме налоговых доходов доля НДПИ возросла на 6,1 процентного пункта (вследствие увеличения объемов добычи нефти, природного горючего газа и газового конденсата), доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – на 4,2 процентного пункта.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ имело место по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации на 21 232,0 млн. рублей (в связи с сокращением количества состоявшихся аукционов по сравнению с запланированными на 2010 год), вывозным таможенным пошлинам на газ природный на 8 814,1 млн. рублей (в связи со снижением объемов экспорта), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, на 7 532,7 млн. рублей (в связи с неподтверждением перехода права собственности на объекты высвобождаемого недвижимого военного имущества).
Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 69 153,3 млн. рублей (на 2,8 %), в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 34 167,8 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 42 452,7 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта товаров, выработанных из нефти.
В 2010 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 55 174,3 млн. рублей и денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей в сумме 3 273,0 млн. рублей.
Кроме того, доходы (операции) по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза начали поступать в федеральный бюджет с 1 сентября 2010 года и составили за 2010 год 242 511,8 млн. рублей.
Анализ структуры неналоговых доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом свидетельствует об увеличении доли вывозных таможенных пошлин на 4,8 процентного пункта, которое произошло в основном за счет роста цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, увеличения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти, а также роста объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нефти. Доля доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации возросла на 3,4 процентного пункта (вследствие увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 % до 75 % и увеличения объема прибыли Банка России). Поступления в части доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния снизились на 5,5 процентного пункта.
В 2010 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные поступления в сумме 277,2 млн. рублей, которые уточненным прогнозом к Федеральному закону от 3 ноября 2010 г. № 278-ФЗ не учитывались.
В 2010 году целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей поступили в сумме 208,4 млн. рублей, что ниже уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета на 108,4 млн. рублей (на 34,2 %), в связи с тем что по условиям государственного контракта на проведение лотереи в поддержку организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, заключенным Минфином России с ООО «Спортлото» 11 октября 2010 года, целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей должны быть перечислены в федеральный бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, а также с задержкой перечисления средств оператору лотереи «Гослото» от региональных распространителей.
Таблица 3
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2011 год
Наименование  | 
  Утверждено, млн.руб.  | 
  Исполнение  | 
  Отклонение факта от плана  | ||
Сумма млн.руб.  | 
  Удельный вес, %  | 
  Абсолютное, млн.руб.  | 
  Относительное, %  | ||
Доходы  | 
  11121358,6  | 
  11367652,6  | 
  100  | 
  246294  | 
  2,2  | 
Нефтегазовые  | 
  5476964,7  | 
  5641769,5  | 
  49,6  | 
  164804,8  | 
  3  | 
Ненефтегазовые  | 
  5644393,9  | 
  5725883,1  | 
  50,4  | 
  81489,2  | 
  1,4  | 
Налоговые  | 
  5951241,4  | 
  11367652,6  | 
  52,7  | 
  33918,6  | 
  0,6  | 
из них:  | 
  |||||
Налог на прибыль организации  | 
  338826,8  | 
  342601,8  | 
  5,7  | 
  3775  | 
  1,1  | 
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  | 
  1745002,7  | 
  1753240,5  | 
  29,3  | 
  8237,8  | 
  0,5  | 
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  | 
  1515772,6  | 
  1497171,4  | 
  25  | 
  -18601,2  | 
  -1,2  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  | 
  226444  | 
  231779,9  | 
  3,9  | 
  5335,9  | 
  2,4  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации  | 
  43996,2  | 
  46581,4  | 
  0,8  | 
  2585,2  | 
  5,9  | 
НДПИ  | 
  1978456,4  | 
  2007577,9  | 
  33,5  | 
  29121,5  | 
  1,5  | 
государственная пошлина  | 
  64960,3  | 
  65835,5  | 
  1,1  | 
  875,2  | 
  1,3  | 
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  | 
  529,8  | 
  1057  | 
  0,02  | 
  527,2  | 
  99,5  | 
Неналоговые доходы  | 
  5135056,7  | 
  5352838,2  | 
  47,1  | 
  217781,5  | 
  4,2  | 
из них:  | 
  |||||
ввозные таможенные пошлины  | 
  694472,6  | 
  692928,6  | 
  12,95  | 
  -1544  | 
  0,2  | 
вывозные таможенные пошлины  | 
  3573839,2  | 
  3800643,7  | 
  71  | 
  226804,5  | 
  6,3  | 
таможенные сборы  | 
  31011,5  | 
  31368,6  | 
  0,6  | 
  357,1  | 
  1,2  | 
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации  | 
  84962,9  | 
  79441  | 
  1,5  | 
  -5521,9  | 
  -6,5  | 
доходы от управления средствами Резервного фонда  | 
  15981,9  | 
  15726,5  | 
  0,3  | 
  -255,4  | 
  -1,6  | 
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния  | 
  54889,2  | 
  55023,6  | 
  1  | 
  134,4  | 
  0,2  | 
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)  | 
  17206,9  | 
  27820  | 
  0,5  | 
  10613,1  | 
  61,7  | 
доходы от перечисления части прибыли Банка России  | 
  153069,6  | 
  153069,6  | 
  2,9  | 
  0  | 
  0  | 
платежи при пользовании недрами  | 
  59077,5  | 
  51165,7  | 
  1  | 
  -7911,8  | 
  -13,4  | 
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства  | 
  132755,6  | 
  132323,3  | 
  2,5  | 
  -432,3  | 
  -0,3  | 
доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции  | 
  8945,7  | 
  9573,7  | 
  0,2  | 
  628  | 
  7  | 
доходы от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных)  | 
  13812,6  | 
  10233,4  | 
  0,2  | 
  -3579,2  | 
  -25,9  | 
исполнительский сбор  | 
  6063,1  | 
  6384,7  | 
  0,1  | 
  321,6  | 
  5,3  | 
Штрафы, санкции, возмещение ущерба  | 
  19576,3  | 
  22975,4  | 
  0,4  | 
  3399,1  | 
  17,4  | 
Безвозмездные поступления  | 
  34590,6  | 
  29021,9  | 
  0,5  | 
  -5568,7  | 
  -16,1  | 
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей  | 
  469,8  | 
  632,5  | 
  0,01  | 
  162,7  | 
  34,6  | 
ИТОГО  | 
  44143729,1  | 
  45137481  | 
  100  | 
  993 751,9  | 
  2,25  | 
Из данных таблицы 3 видно, что доходов Федерального бюджета в 2011 году было утверждено в сумме 11121358,6 млн. руб., а фактически поступления составили 11367652,6 млн. руб., в том числе налоговых доходов 11367652,6 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 52,7%; неналоговых доходов - 5352838,2 млн. руб., или 47,1 %; безвозмездных поступлений 29021,9 млн. руб. или 0,5 %.
Объем нефтегазовых доходов в 2011 году составил 5 641 769,5 млн. рублей и на 24% превысил уровень, сверх которого в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) они могут использоваться на замещение объемов государственных заимствований Российской Федерации и (или) поступлений от продажи акций или иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации (4 551 358,5 млн. рублей).
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (2 332 369,6 млн. рублей, или 41,3 %) и НДПИ в виде углеводородного сырья (1 988 486,3 млн. рублей, или 35,2 %).
Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 18 601,1 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорта, акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимым на территории Российской Федерации, на общую сумму 2 496,4 млн. рублей, что обусловлено изменением структуры облагаемого оборота по автомобильному бензину и дизельному топливу (рост доли нефтепродуктов 4 и 5 класса, облагаемых по более низкой ставке акциза), по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 926,0 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета, по НДПИ на газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1 820,9 млн. рублей, что обусловлено возвратом переплаты налога на добычу газового конденсата, по государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 815,7 млн. рублей.
Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ составило по НДПИ на нефть – 31 193,8 млн. рублей, по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 8 237,8 млн. рублей, по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, – на 7 668,4 млн. рублей.