Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 20:52, дипломная работа
Цель работы заключается проанализировать объем, состав и динамику доходов и расходов федерального бюджета. 
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
	дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
	рассмотреть состав и структуру  доходов и расходов Федерального бюджета;
	проанализировать состав и структуру федерального бюджета за 2009-2011 года, в том числе и исполнение федерального бюджета по доходам и расходам.
ВВЕДЕНИЕ	3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА	5
1.1. Сущность, функции и роль Федерального бюджета	5
1.2. Состав и структура доходов Федерального бюджета	9
1.3. Классификация расходов бюджета	12
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ	16
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 200-2011 года	16
2.2 Анализ состава расходов федерального бюджета на 2009-2011 гг.	36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	51
1.3. Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета классифицируются следующим образом:
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития; он может составлять 2-4% всех расходов. Средства Бюджета развития используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом.
Помимо бюджетных средств в бюджет развития могут включаться и другие средства, такие как связанные иностранные кредиты, получаемые Россией в конкретном году, разнообразные нерегулярные доходы, например превышение против плана поступлений от внешнеторговой деятельности и др. Средства бюджета развития расходуются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу на выполнение государственных гарантий, принятых на себя Правительством РФ в части осуществления инвестиций, и другие цели. Финансирование из бюджета развития представляется в основном на возвратной основе.
Как правило, средства Бюджета развития становятся дополнительным условием в осуществлении каких-либо крупных проектов, поэтому фактический объем инвестиций, осуществляемых в связи с использованием бюджета развития, значительно больше самого этого бюджета.
 
2. АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Анализ доходов Федерального бюджета за 2009-2011 года
Проведем сравнительный анализ доходной части Федерального бюджета 2009 – 2011 годов. Для этого используем данные Заключения Счетной палаты РФ и Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Таблица 1
Состав и структура доходов Федерального бюджета за 2009 год
Наименование  | 
  Утверждено, млн. руб.  | 
  Исполнение  | 
  Отклонение факта от плана  | ||
Сумма млн.руб.  | 
  Удельный вес, %  | 
  Абсолютное, млн. руб.  | 
  Относительное, %  | ||
Доходы  | 
  6 713 821,0  | 
  7 337 750,5  | 
  100  | 
  623929,5  | 
  9,3  | 
Нефтегазовые  | 
  2 057 169,7  | 
  2 983 956,2  | 
  40,7  | 
  926786,5  | 
  45  | 
Доходы без учета нефтегазовых доходов  | 
  4 656 651,3  | 
  4 353 794,3  | 
  59,3  | 
  -302857  | 
  -6,5  | 
Налоговые  | 
  3 837 634,5  | 
  3 896 498,0  | 
  53,1  | 
  58863,5  | 
  1,5  | 
из них:  | 
  |||||
Налог на прибыль организации  | 
  196 217,7  | 
  195 419,8  | 
  5  | 
  -797,9  | 
  -0,4  | 
ЕСН  | 
  508 264,1  | 
  509 774,7  | 
  13,1  | 
  1510,6  | 
  0,3  | 
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  | 
  1 076 448,2  | 
  1 176 607,6  | 
  30,2  | 
  100159,4  | 
  9,3  | 
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  | 
  1 212 683,6  | 
  873 355,6  | 
  22,4  | 
  -339328  | 
  -28  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации  | 
  81 288,9  | 
  81 711,3  | 
  2,1  | 
  422,4  | 
  0,5  | 
акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации  | 
  29 568,5  | 
  19 830,4  | 
  0,5  | 
  -9738,1  | 
  -32,9  | 
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  | 
  868,8  | 
  857,1  | 
  -11,7  | 
  -1,4  | |
НДПИ  | 
  672 869,7  | 
  981 529,4  | 
  25,2  | 
  308659,7  | 
  45,8  | 
Неналоговые доходы  | 
  2 865 550,0  | 
  3 433 677,1  | 
  46,8  | 
  568127,1  | 
  19,8  | 
из них  | 
  |||||
ввозные таможенные пошлины  | 
  677 149,2  | 
  467 206,6  | 
  13,6  | 
  209942,6  | 
  31  | 
вывозные таможенные пошлины  | 
  1 442 050,4  | 
  2 042 204,3  | 
  59,5  | 
  -600153,9  | 
  -41,6  | 
таможенные сборы  | 
  25 520,4  | 
  19 657,7  | 
  0,6  | 
  5862,7  | 
  23  | 
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации  | 
  24 816,5  | 
  10 114,2  | 
  0,3  | 
  14702,3  | 
  59  | 
доходы от управления средствами Резервного фонда  | 
  205 046,5  | 
  6  | 
  205046,5  | 
  0  | |
доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния  | 
  92 541,5  | 
  2,7  | 
  92541,5  | 
  0  | |
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)  | 
  6 612,1  | 
  27 890,1  | 
  0,8  | 
  -21278  | 
  -321,8  | 
доходы от перечисления части прибыли Банка России  | 
  46 000,0  | 
  48 811,8  | 
  1,4  | 
  2811,8  | 
  6,1  | 
платежи при пользовании недрами  | 
  40 801,4  | 
  41 537,1  | 
  1,2  | 
  735,7  | 
  1,8  | 
доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства  | 
  104 714,8  | 
  99 722,5  | 
  2,7  | 
  -4992,3  | 
  -4,8  | 
исполнительский сбор  | 
  5 132,2  | 
  5288,5  | 
  0,2  | 
  156,3  | 
  3  | 
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет  | 
  238 092,1  | 
  112 895,4  | 
  3,3  | 
  -125196,7  | 
  -52,6  | 
Безвозмездные поступления  | 
  8 273,0  | 
  6 206,1  | 
  0,08  | 
  -2066,9  | 
  -25  | 
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей  | 
  2 363,5  | 
  1 368,4  | 
  0,02  | 
  -995,1  | 
  -42,1  | 
ИТОГО  | 
  26 530 561,6  | 
  29 025 252,7  | 
  100  | 
  2494691,1  | 
  9,4  | 
Из данных таблицы 1 видно, что доходов Федерального бюджета в 2009 год было утверждено в сумме 6 713 821,0 млн. руб., а фактически поступления составили 7 337 750,5 млн. руб., в том числе налоговых доходов 3 896 498,0 млн. руб., что в процентах составляет от общей суммы поступлений 53,1 %; неналоговых доходов - 3 433 677,1 млн. руб., или 46,8 %; безвозмездных поступлений 6 206,1 млн. руб. или 0,08 %.
На поступление доходов в 2009 году повлияло в основном изменение макроэкономических показателей: ВВП, цены на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ, курса доллара США по отношению к рублю, объемов импорта и экспорта, а также поступление дополнительных доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (которые составили 8,7 % общего объема неналоговых доходов) и прочие факторы.
Исполнение федерального бюджета в 2009 году осуществлялось в условиях негативного влияния мирового экономического кризиса. Снижение объемов доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП), начавшееся в 2008 году, продолжилось в 2009 году и составило за последние 5 лет наименьшее значение (18,8 %).
В структуре нефтегазовых доходов наибольший удельный вес занимают доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть (1 202 993,9 млн. рублей, или 40,3 %) и НДПИ при добыче нефти (887 630,6 млн. рублей, или 29,7 %). Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 339 328,0 млн. рублей (вследствие снижения налогооблагаемых объемов импорта, изменения его структуры в сторону уменьшения доли дорогостоящих товаров, а также изменения курса доллара США по отношению к рублю) и по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, - на сумму 9 738,2 млн. рублей (вследствие уменьшения объемов ввозимых подакцизных товаров).
Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья в 2009 году составили 2 245,9 млн. рублей, или 61,9 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено в основном завышением объемов реализации этилового спирта, учтенных при формировании федерального бюджета.
Акцизы на спиртосодержащую продукцию фактически не поступали в федеральный бюджет в 2009 году, что обусловлено превышением сумм возмещения акциза, уплаченного при приобретении спирта в качестве сырья предприятиями, производящими парфюмерно-косметическую продукцию и товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, над начисленной суммой акцизов на спиртосодержащую продукцию.
Поступления доходов от уплаты акцизов на легковые автомобили и мотоциклы составили за 2009 год 2 116,6 млн. рублей, или 36,2 % по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, что обусловлено снижением объемов реализации легковых автомобилей и мотоциклов, производимых на территории Российской Федерации. Наибольшее увеличение поступлений отдельных видов налоговых доходов по сравнению с показателями, предусмотренными уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ, составило по НДПИ на нефть – на 318 176,1 млн. рублей, или в 1,6 раза, в основном за счет того, что средняя цена на нефть марки «Юралс» составила в 2009 году 61,1 доллара США за баррель по сравнению с ценой 41 доллар США, принятой при расчетах к указанному Федеральному закону.
Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по ввозным таможенным пошлинам (на 209 942,6 млн. рублей), прочим поступлениям от внешнеэкономической деятельности (на 110 613,2 млн. рублей), обусловленные тем, что в уточненном прогнозе учтено поступление авансовых платежей и денежных залогов в сумме 100,0 млрд. рублей, доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет небюджетными организациями (на 74 993,2 млн. рублей), доходам федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации (на 54 638,2 млн. рублей), прочим вывозным таможенным пошлинам (на 19 926,4 млн. рублей), доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (на 14 702,3 млн. рублей), доходам от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации основных средств по указанному имуществу) (на 10 579,7 млн. рублей). Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин - на 600 153,9 млн. рублей (на 41,6 %) - в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую – на 465 322,5 млн. рублей, на товары, выработанные из нефти, – на 134 272,1 млн. рублей, что обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза, и ростом экспорта нефти.
В 2009 году в федеральный бюджет поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 205 046,5 млн. рублей и Фонда национального благосостояния в сумме 92 541,5 млн. рублей, не предусмотренные уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ.