Делопроизводство. Значение документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:48, реферат

Краткое описание

В решение задач по совершенствованию управления, немаловажное значение имеет организация делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях.
Делопроизводство - это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами при осуществлении управленческих действий. Документирование называется процесс подготовки и создание документов.

Содержание

Введение.
1. Документы.
1.1. Значение документов.
1.2 Группы документов.
2. Организационно-распорядительная документация.
2.1. Организационные документы.
2.2. Распорядительные документы.
2.3. Справочно-информационные документы.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВ.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение.

2

1. Документы.

2

1.1. Значение документов.

2

1.2 Группы документов.

3

2. Организационно-распорядительная  документация.

5

2.1. Организационные документы.

6

2.2. Распорядительные  документы.

7

2.3. Справочно-информационные  документы.

9

Заключение.

12

Список литературы.

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение.

В решение задач по совершенствованию управления, немаловажное значение имеет организация делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях.

Делопроизводство - это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами при осуществлении управленческих действий. Документирование называется процесс подготовки и создание документов.

Значение рациональной организации  делопроизводства для совершенствования работы государственного аппарата объясняется, прежде всего, большим удельным весом документации в процессе управленческой деятельности. В общем объеме управленческого труда делопроизводственные операции составляют 25-60% (в зависимости от специфики работы конкретного аппарата управления).

  1. Документы.

Документ - материальный носитель, содержащий в зафиксированном виде информацию.

1.1. Значение документов.

Значение документов в наше время  исключительно велико.

Во-первых, документы имеют государственное  значение. Государственные органы, изучая документы, освещающие жизнь страны, вырабатывают внешнюю и внутреннюю политику и посредствам документов управляют государством.

Во-вторых, документы имеют юридическое  значение. Документами оформляются  права граждан, учреждений и организаций.

В-третьих, документы играют роль в  организации хозяйственной деятельности государства и его органов. Все  хозяйственные операции на предприятиях и в учреждениях оформляются  документами.

1.2. Группы документов.

I. По признаку специализации:

  1. общие - документы, отражающие результат деятельности канцелярии, общего отдела учреждения;

2. специализированные - документы  являющиеся продуктом деятельности  структурных частей учреждения:

    • бухгалтерские (авансовые отчеты, ведомости распределения затрат, отчетные калькуляции, кассовые ордера);
    • плановые (финансовый план, баланс дохода и расхода);
    • статистические (статотчеты, таблицы);
    • юридические (исковые заявления, решения суда);
    • финансовые документы и документы по операциям с бланками(счета, чеки, платежные поручения).

II. По значению:

  1. распорядительные (приказы, инструкции, наряды);
  2. исполнительные (все виды отчетов, докладные записки);
  3. претензионные (рекламационные письма, исковые заявления в арбитраж);
  4. информационные (объявления, бюллетени, сообщения).

III. По техники воспроизведению:

  1. рукописные;
  2. воспроизведенные механическим путем.

IV. По секретности:

  1. для служебного пользования - документы, которыми могут пользоваться все работники аппарата, но содержание этих документов не подлежит опубликованию;
  2. секретные - документы, которыми пользуются адресат и исполнитель, имеющий разрешение (допуск);
  3. совершенно секретные - документы, с которыми имеет право ознакомиться только адресат.

V. По приемам записи:

  1. простые - документы написаны от руки или воспроизведены механическим способом обычными буквами, шрифтом и поэтому доступны для понимания каждого грамотного человека;
  2. стенографированные - документы, в которых стенографическими знаками дословно записаны выступления на собраниях, заседаниях, митингах и т. д.;
  3. зашифрованные - документы, написанные или воспроизведенные условными знаками (цифрами, буквами).

VI. По происхождению:

  1. созданные в учреждении;
  2. поступившие извне.

VII. По срочности:

  1. простые - документы с необозначенными сроками исполнения;
  2. срочные - документы с обозначенными сроком исполнения;
  3. весьма срочные - документы, подлежащие немедленному исполнению.

VIII. По форме:

  1. стандартные - документы составлены по утвержденной форме, заготовленной типографским способом;
  2. нестандартные - документы, не имеющие ни строго установленного формата, ни определенного содержания, но реквизиты должны быть вполне определенные.

IX. По сложности:

  1. простые - документы, в которых поставлен и решается один вопрос;
  2. сложные - документы, в которых поставлены и решаются несколько вопросов.

Все документы могут быть в виде подлинников и копий. Подлинники подразделяются на оригиналы и дубликаты.

Оригинал - это первый, окончательно отредактированный, соответствующим образом оформленный  и подписанный документ. Оригинал может быть единственным, уникальным документом и может быть размножен.

Дубликат - вторично воспроизведенный подлинный  документ, целиком повторяющий оригинал, включая подписи. Дубликат составляется взамен утраченного оригинала и  имеет ту же юридическую силу, что  и оригинал. Слово «Дубликат» или «Вторичный» пишется вверху справа.

Копия - это точное воспроизведение содержания подлинного документа. Копия заверяется подписями и печатями компетентных лиц: секретаря, делопроизводителя, нотариуса  и пр. Лицо, заверяющее копию, пишет: «Копия верна», «С подлинным верно», а вверху справа - слово «Копия». Копия имеет силу постольку, поскольку известно, что есть подлинник.

2. Организационно-распорядительная  документация.

Управленческая  деятельность присуща всем учреждениям, организациям и предприятиям. Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевые производственную работу, контроль, подбор и расстановку кадров и т. д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, подавляющая часть которых фиксируется в документах. Законодательными и нормативными актами предусмотрен ряд ситуаций, при которых документирование информации является обязательным. Материальными носителями фиксированной информации являются документы.

В зависимости  от конкретной управленческой ситуации создаются десятки различных  видов документов. Вид документа  следует отличать от его разновидности. Вид документа объединяет ряд  разновидностей. Так например, протокол - вид документа. Разновидности его: протокол собрания, протокол заседания, протокол допроса, протокол разногласий и др. Или: акт - вид документа, его разновидности - акт приема-передачи дел, акт инвентаризации, акт недостачи и др.

Организационно-распорядительная документация выделяется из единой по своей информационной природе документации в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает  делопроизводство.

2.1. Организационные документы.

I. Устав - свод правил, регулирующих  деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения  с другими организациями и  гражданами, права и обязаности  в определенной сфере государственного  управления или хозяйственной  деятельности. Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами (министерствами, ведомствами, исполкомами местных Советов).

II. Положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный  характер и определяющие порядок  образования, структуру, функции,  компетенцию, обязанности и организацию  работы системы органов государства,  единого органа, структурного подразделения. Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц. В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Наиболее многочисленны разновидности положений о проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.

III. Инструкция - правовой  акт, издаваемый органом государственного  управления (или утверждаемый его  руководителем) в целях установления  правил, регулирующих организационные вопросы, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

Инструкции издаются также в  целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов.

Инструкция оформляется на общем  бланке. Она утверждается специальным  распорядительным актом или непосредственно  руководителем, о чем свидетельствует  соответствующий по форме гриф утверждения. На инструкции может быть сделана отметка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документов в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные

2.2. Распорядительные  документы.

I. Постановление - правовой  акт, принимаемый высшими и  некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящи перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения.

Постановления принимаются  Верховным Советом РФ и Верховными Советами союзных и автономных республик по организационным и другим вопросам, связанным с осуществлением высшими органами государственной власти своих полномочий; Президиумом верховного Совета РФ и Президиумами Верховных Советов союзных и автономных республик по итогам рассмотрения вопросов о состоянии той или иной сферы государственного руководства и по вопросам, связанным с подготовкой сессий и координацией деятельности постоянных комиссий; Советом Министров РФ и Советами Министров союзных и автономных республик как нормативные акты или акты, имеющие важное народнохозяйственное и общее значение. По наиболее важным вопросам государственного управления издаются совместные постановления, являющиеся правовыми актами.

II. Решение - как распорядительный  документ является правовым актом,  принимаемым Советами народных депутатов и исполнительными комитетами. Решения оформляют также результаты деятельности и других коллегиальных органов- коллегий министерств и ведомств, научных советов и т.п.

III. Распоряжение - акт  управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамка присвоенный должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжение являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжение общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса, разового случая. Распоряжения издают Совет Министров РФ, Советы Министров союзных республик (на основе и во исполнение законов, решений Верховных Советов и их президиумов), исполкомы Советов народных депутатов. Распоряжения издают также руководители коллегиальных органов Государственного управления и администрация предприятий и учреждений в пределах прав, предоставленных им законами РФ или союзных республик для решения главным образом оперативных вопросов.

IV. Приказ - акт, издаваемый  руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов  местных Советов народных депутатов,  руководителями учреждений, объединений,  организаций и предприятий. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом. По юридической природе приказ может быть нормативным актом управления, содержащим нормы права, регулирующие определенные сферы общественных отношений, и актом применения норм права (например, о назначении на должность).

Информация о работе Делопроизводство. Значение документов