Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность государственного бюджета. Объектом исследования является государственный бюджет РФ. Предмет исследования бюджетная политика РФ.

Содержание

Введение 3
1 Роль фискальной политики государства 5
1.1 Финансы и их роль 5
1.2 Эффективность фискальной политики 7
2 Государственный бюджет: понятие и структура 13
2.1 Сущность государственного бюджета 13
2.2 Расходы государственного бюджета 15
2.3 Доходы государственного бюджета 19
3 Особенности государственного бюджета современной России 23
3.1 Анализ структуры государственного бюджета 23
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики РФ 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

2009 год

Доходы - 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

Расходы - 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный  закон № 308-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

 

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы

6 950 010 032,5 тыс.  рублей.

7 455 722 139,7 тыс.  рублей.

8 069 646 923,2 тыс.  рублей.

Расходы

9 886 920 940,1 тыс.  рублей.

9 389 835 706,5 тыс. рублей.

9 681 000 321,0 тыс.  рублей.


 

По прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный  правительством рост экономики.

Бюджетные доходы следующего года сократятся почти на половину от того уровня, который был запланирован в старой версии бюджета на 2009-2011 годы, утвержденной в 2008 году. Тогда предполагалось, что доходы в 2010 году составят 11,7 триллиона рублей.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета в 2010 году составит 6,5 процента ВВП. Ранее предполагалось, что размер дефицита федерального бюджета в будущем году будет ограничен 5 процентами ВВП. В начале июня в Минфине заявили, что не смогут выполнить это условие, но пообещали, что дефицит не будет выше 6 процентов ВВП.

На заседании  президиума правительства 13 июля 2010 года было решено взять социально-экономический  прогноз Минэкономразвития за основу для бюджетных расчетов. В качестве базового сценария был утвержден  умеренно-оптимистический вариант, который предусматривает рост ВВП России в 2010 году на один процент. В 2011 году, как ожидают в Минэкономразвития, российская экономика увеличится на 2,6 процента, а в 2012 году - на 3,8 процента.

Таким образом, в проекте федерального бюджета  обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

 

3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики РФ

 

В основу бюджетной  политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная  со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

 

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.

В настоящее  время российская экономика реагирует  позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

В основу расчетов показателей федерального бюджета  закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1.).

Таблица 1 - Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей

на период до 2013 г.

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г.

-7,9

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное  производство

% к пред. г.

-10,8

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции  в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной  торговли

% к пред. г.

-4,9

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных  услуг населению

% к пред. г.

-4,2

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-2,8

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

2,3

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд.долл. США

191,8

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,4

8,2

8,1

7,7

6,9


 

По последним  оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного  значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию  и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.

Прогнозируемое  снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

При этом уровень  нефтяных цен, который раньше обеспечивал  бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.

Формирование  бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого  Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.

Лидеры государств «Группы 20» по итогам саммита в  Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что  дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а  соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  поставлена задача снизить дефицит  федерального бюджета в 2013 году в  два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах  ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

В ближайшее  время для реализации, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.

Такие бюджетные  правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

С учетом изложенного  и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

  • возможное снижение поступления нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым в прогнозе уровнем вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов  по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;
  • возможный больший рост индекса потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию социальных выплат;
  • возможное укрепление рубля к доллару США и евро и, как следствие, ухудшение соотношения экспорта и импорта;
  • возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финансовых рынков развитых и развивающихся стран.

Частично снижение дефицита предполагается осуществить  за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер  будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.

При этом уменьшение государственных расходов может  вызвать снижение темпов роста в  краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

При этом большинство стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов. Соотношение этих двух мер может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.

В 2010 году источниками  покрытия дефицита федерального бюджета  в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

По оценке Минфина  России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%. Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.

В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно  рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.

Российская  экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.

Информация о работе Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике