Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть сущность государственного бюджета. Объектом исследования является государственный бюджет РФ. Предмет исследования бюджетная политика РФ.

Содержание

Введение 3
1 Роль фискальной политики государства 5
1.1 Финансы и их роль 5
1.2 Эффективность фискальной политики 7
2 Государственный бюджет: понятие и структура 13
2.1 Сущность государственного бюджета 13
2.2 Расходы государственного бюджета 15
2.3 Доходы государственного бюджета 19
3 Особенности государственного бюджета современной России 23
3.1 Анализ структуры государственного бюджета 23
3.2 Основные направления совершенствования бюджетной политики РФ 28
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике Курсовая.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Центральное место  в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет – это  имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год

Аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Этим объясняется актуальность курсовой работы «Государственный бюджет РФ».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т. к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Целью курсовой работы является раскрыть сущность государственного бюджета. Объектом исследования является государственный бюджет РФ. Предмет исследования бюджетная политика РФ.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть роль фискальной политики государства;
  • раскрыть сущность и состав государственного бюджета;
  • проанализировать динамику состава расходов и доходов федерального бюджета,
  • раскрыть приоритетные направления бюджетной политики РФ.

Методология исследования базируется на использовании таких  научных методов исследования как  системный анализ, классификация, моделирование, экспертные оценки.

Информационное  обеспечение - официальные нормативно-правовые акты международного уровня, законодательство и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных  ведомств в сфере федеративных отношений, региональной политики.

Для анализа  нормативных правовых актов были использованы справочные системы «Консультант», «Законодательство России» и  другие электронные периодические  издания.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1 Роль  фискальной политики государства

1.1 Финансы  и их роль

Финансы, как  никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна  не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются  государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический  инструмент хозяйствования финансы  способны количественно и качественно  влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное  влияние выявляется в интересах  участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует  три главные направления финансового  влияния на процессы общественного  развития:

1) финансовое  обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов;

3) финансовое  стимулирование.

Финансовое  обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулированных субъектами хозяйствования и государством.

В условиях экономической  и хозяйственной самостоятельности  субъекты хозяйствования формируют  источники расширенного воспроизводства  за счет собственных финансовых ресурсов, привлеченных на акционерной основе, или на паевых основах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, бюджетных ассигнований и др. Дополнительными источниками финансового обеспечения могут быть средства, мобилизованные на рынке ценных бумаг, иностранные инвестиции.

Финансовое  регулирование экономических и социальных процессов осуществляется, прежде всего, через перераспределение части доходов предприятий и организаций, а также населения и направление этих средств в бюджеты и государственные целевые фонды для удовлетворения государственных потребностей.

Конкретными формами  осуществления распределения и  перераспределения созданной стоимости  являются финансовые рычаги, к которым  относятся налоги, обязательные взносы, нормы амортизационных отчислений, нормы использования средств  в бюджетных учреждениях, арендная плата, процент за кредит, дотации, субсидии, субвенции, штрафы, пеня, премии и др.

К финансовым стимулам развития производства и повышения  его эффективности относятся:

• бюджетные  стимулы;

• приоритетное и наиболее эффективное направление инвестирование финансовых ресурсов;

• финансовые льготы и санкции.

В целом роль финансов в обществе заключается  в следующем:

1) финансы обеспечивают  кругообращение финансовых ресурсов  и тем самым беспрерывность  процесса воспроизводства;

2) обеспечивают распределение ВВП и обеспечивают финансовые потребности юридических, физических лиц и государства;

3) осуществляют  перераспределение первичных и  вторичных доходов между отраслями,  регионами, слоями населения,  юридическими и физическими лицами;

4) влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулируют различные направления социально-экономического развития;

5) играют главную  роль в системе экономических  методов управления экономикой;

6) финансовые  показатели являются индикаторами экономического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования;

7) обеспечивают  контроль за формированием и  использованием финансовых ресурсов  в государстве.

1.2 Эффективность  фискальной политики

 

Фискальная (или  бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную  политику проводит правительство. Ее инструменты  воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и  трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной  политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

В качестве критериев  эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы.

Для погашения  дефицита бюджета используют стандартный набор инструментов: сводные остатки от прежних бюджетов (в случае хронического дефицита на протяжении нескольких этот способ слабо помогает); сокращение расходов, что может привести к параличу современной экономики и усилить кризис; увеличение налогов; использование новых источников дохода; внешние и внутренние займы (увеличение долга); отчуждение части государственного имущества и денежная эмиссия (последствия в виде инфляции могут перекрыть выгоды ликвидации дефицита и даже сложить основу для будущих дефицитов)/

Бюджетная эффективность  выражается превышением доходов  бюджета над расходами, связанными с необходимостью достижения поставленных целей (BE = R – Z, где R – доходы бюджета, Z – расходы бюджета; BE > 0 – профицит, BE < 0 – дефицит). Дефицит бюджета можно представить как разницу между правительственными расходами и собираемыми налогами, то есть (G–tY), где t – ставка налога, Y – национальный доход. Даже если величина правительственных расходов и налоговые ставки не изменяются, то бюджетный дефицит может расти в силу действия иных факторов, влияющих на производство национального дохода Y.

Измерение бюджетной  эффективности может приобретать  характер определения величины той  или иной нагрузки на бюджет (структурный  анализ бюджета – постатейная  оценка расходов и доходов бюджета). Бюджетная эффективность обеспечивается в рамках бюджетной политики.

Бюджетный дефицит  и бюджетный излишек являются показателями, с помощью которых  делаются выводы относительно эффективности  бюджетной политики. Бюджетный дефицит можно представить как δ= ΔB+ΔM, где ΔB – займы у населения (на открытом рынке), ΔM – монетизация дефицита, т.е. займы у Центрального банка.

Общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом.

Накопленная сумма  бюджетных дефицитов представляет собой государственный долг. Фактически наличие дефицитов сегодня означает необходимость их оплаты для будущих  поколений. Означает ли отрицательная  бюджетная эффективность сегодня  текущую эффективность других секторов или сфер, развитие которых способно компенсировать этот отрицательный результат в настоящем или будущем? Образование долга можно предотвратить, например, законодательно запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами. Однако будет ли это выходом из положения, обеспечит ли эффективность экономики?

Видимо, бюджетную  эффективность необходимо оценивать  по тому, как бюджет влияет на экономическую  активность и к каким положительным  экстерналиям приводят дефицит бюджета – перевешивают ли они собственно бюджетные потери. Отдельная проблема – это профицит бюджета, да ещё наблюдаемый в течение нескольких лет последовательно, как в российской экономике на протяжении 2001-2007 гг. Эта ситуация может возникать в силу специфики бюджетного планирования, когда правительство ставит цель аккумулирования финансовых ресурсов на решение стратегических задач развития либо в силу ошибок бюджетного планирования и управленческого пессимизма относительно проводимой политики.

Информация о работе Государственный бюджет структура, значение, особенности в современной экономике