Государственный бюджет. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия. Особенности бюджетного дефицита и его сбалансированность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение государственного бюджета, а так же проблем его сбалансирования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственного бюджета, его сущность и функции;
- изучить причины дефицита и пути его сбалансированности;
- дать определение термину бюджетный федерализм;
- разобрать вопрос по совершенствованию принципа бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и функции бюджета государства 4
2. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия 6
3. Бюджетный федерализм 10
4.Совершенствование принципа бюджетного федерализма 14
Заключение 16

Вложенные файлы: 1 файл

Бюдж(контр).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

      К внутренним заимствованиям  относят: займы на внутреннем финансовом рынке, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; кредиты, которые получены от отечественных кредитных организаций.

      К внешним заимствованиям относят: кредиты  правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, займы международных  финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

      Источника финансирования дефицита бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ (Ст. 95,95), могут быть только внутренние заимствования, поступающие от российских юридических и физических лиц.

      В 2010 году источниками покрытия дефицита стали остатки нецелевого характера  прошлого года в сумме 270 млрд. руб., и привлечение кредитов банков (305 млрд. руб.), размещение облигационных займов (158 млрд. руб.), получение бюджетных кредитов (170 млрд. руб., из которых 150 млрд. руб. – со сроками погашения до трех лет).6 
 
 

      3. Бюджетный федерализм

     В теории государственных финансов проблема оптимального соотношения функций  и полномочий бюджетов разных уровней  получила обоснование в концепции «бюджетного федерализма». Данным научным направлением рассматриваются вопросы разделения доходных полномочий и доходов между уровнями власти и разграничения расходных полномочий и предметов ведения исходя из повышения эффективности функционирования бюджетно-налоговой системы, развития межрегиональных экономических связей, снижения межтерриториальной социально-экономической дифференциации уровня жизни, рационального межрегионального перераспределения ресурсов.

      Фискальный (бюджетный) федерализм имеет объективное  экономическое содержание, выступая формой экономических (финансовых) отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.7

     При этом под денежным потоком в системе  бюджетного федерализма понимается перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровня бюджетной системы к другому, причем не опосредованное встречным движением товаров и услуг.

     Рассмотрим  основные этапы становления бюджетного федерализма.

     Выделяются  три основных этапа  становления  бюджетного федерализма в России (табл. 2). 
 
 
 

Таблица 2 – Этапы становления бюджетного федерализма в России

     Период      Основные  черты 
1991-1993 гг. Период стихийной  децентрализации межбюджетных отношений. В эти годы еще продолжала существовать  система межбюджетных отношений, унаследованная от Советского Союза. Региональные и местные бюджеты по существу представляли собой продолжение федерального бюджета.

Система отличалась жесткой централизацией финансовых потоков

1994-1998 гг. Период связан с важными изменениями в системе  взаимоотношений между федеральным  и региональными бюджетами. В 1994-1995 гг. в результате проведенной реформы  произошло упорядочение финансовых взаимоотношений федерального центра и регионов. Введены единые нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ. Расширены налоговые полномочия региональных и местных властей.
1999 -2001 гг. Принята «Концепция реформирования межбюджетных отношений в России в 1999-2001 гг.»

Период начала проведения политики системного урегулирования  межбюджетных отношений. Создан организационный  механизм, выработки и реализации решений, основанный на взаимодействии различных ветвей и уровней власти.

 

     Рассмотрим российскую модель бюджетного федерализма и ее особенности.   

     В современной российской системе бюджетного федерализма выделяют следующие основные блоки:  разграничение расходных полномочий и ответственности;  разделения доходных, в том числе, налоговых полномочий и налоговых источников между уровнями бюджетной системы; блок финансовых трансфертов, дотаций, субвенций; система бюджетных фондов и бюджетных потоков.8

     Движение  финансовых потоков в системе  бюджетного федерализма графически можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1. 

 

 

 

 

 

 

 
 

Рисунок 3 – Движение  финансовых потоков  в системе 

 бюджетного  устройства

     Финансовые  потоки поступают в различные  бюджеты в виде федеральных, региональных налогов. Органы власти в соответствии с законодательно принятым  разграничением  расходных полномочий  и  ответственности  финансируют те или иные расходы. Сбалансированность расходов и доходов каждого уровня бюджетной системы достигается посредством межбюджетных связей. При этом возможно перераспределение между органами

     В научной литературе выделяются следующие основные принципы бюджетного федерализма:9

     - формирование нескольких уровней  бюджетно-налоговой системы, соответствующих  уровням национально-государственного  устройства страны;

     - законодательное разграничение  бюджетной ответственности и расходных полномочий между субъектами бюджетного федерализма;

     - равенство и самостоятельность  бюджетов разных уровней (закрепление  за каждым уровнем власти собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

     - соответствие финансовых ресурсов  органов власти разного уровня  выполняемым ими функциям;

     - применение нормативно-расчетных  (формализованных) методов регулирования межбюджетных отношений при предоставлении финансовой помощи с целью сглаживания вертикальных и горизонтальных дисбалансов и достижения определенных стандартов в государственных услугах на всей территории страны. 
 

      4. Совершенствование принципа бюджетного федерализма

      Важным направлением совершенствования бюджетной политики можно считать реализацию на государственном уровне принципа бюджетного федерализма. Особая роль местных бюджетов обусловлена тем, что несмотря на сравнительной небольшой их удельный вес в общем объеме финансовых ресурсов, который на превышает 25-30%, эти средства наиболее контролируемы органами местного самоуправления и могут быть использованы с наибольшим эффектом.

      Реализация  принципа бюджетного федерализма предполагает достижение оптимальной бюджетной обеспеченности территориальных образований различного уровня посредством закрепления за территориями соответствующих бюджетных доходов.

      На  2010 год из 83 субъектов 13 регионов являются «донорами», а остальные 70 – «реципиентами», поскольку получают трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

      С точки зрения интересов местных  бюджетов, необходимо, чтобы был  осуществлен новый принцип распределения  собираемости налогов - снизу вверх, а не наоборот.

      Главным критерием распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы должна быть самодостаточность финансирования развития сельских территорий. В настоящее время подавляющее большинство их являются дотационными.

      Развитие  принципа бюджетного федерализма в направлении обеспечения гарантии самодостаточности средств местных бюджетов позволит добиться решения целого ряда проблем. Во-первых, это создаст финансовую основу для экономического развития территорий. Во-вторых, законодательно закрепит для каждой территории уровень минимальной бюджетной обеспеченности. В-третьих, позволит ликвидировать бюджетную уравниловку в финансировании более эффективных и менее эффективных территорий. И кроме того реализация принципа самодостаточности позволит более рационально использовать экономический потенциал территорий.

      Важным  аспектом реализации принципов бюджетного федерализма являются вопросы наполняемости местных бюджетов путем совершенствования налоговой системы.

      Однако  реализуемые в последнее время  налоговые преобразования и введение второй части Налогового кодекса с 1 января 2001 года не привели к улучшению положения местных бюджетов.

      При этом перечень государственных функций, решаемых на уровне местных органов  власти не уменьшился, а возрос. Такая  налоговая политика препятствует развитию интересов территорий.

      Выше  перечисленные направления совершенствования  бюджетной политики связаны прежде всего с уровнем государственного регулирования межбюджетных отношений. Преобладающее значение в этих вопросах имеют общегосударственные меры, инициированные федеральным Правительством. Роль местных Администраций в этом отношении может состоять лишь в том, что ими выносятся на обсуждение те или иные вопросы межбюджетного регулирования. 

      Таким образом, совершенствование межбюджетного федерализма, являясь важнейшим направлением совершенствования бюджетной политики на уровне государства, должно быть предметом обсуждения и принятия соответствующих мер. Данное направление  имеет большое значение для регионов и может служить объектом регулирования на уровне государства.

     Бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

      Важным  аспектом реализации принципов бюджетного федерализма являются вопросы наполняемости местных бюджетов путем совершенствования налоговой системы.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Вопросы совершенствования бюджета занимают первостепенное место среди множества  экономических проблем развития любого общества. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как общеэкономическую категорию.

      Бюджет  представляет собой  центральное  звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку финансы являются  системой императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то «бюджет» представляет собой также систему денежных отношений, но более узкую.

Информация о работе Государственный бюджет. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия. Особенности бюджетного дефицита и его сбалансированность