Государственный бюджет. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия. Особенности бюджетного дефицита и его сбалансированность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение государственного бюджета, а так же проблем его сбалансирования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственного бюджета, его сущность и функции;
- изучить причины дефицита и пути его сбалансированности;
- дать определение термину бюджетный федерализм;
- разобрать вопрос по совершенствованию принципа бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и функции бюджета государства 4
2. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия 6
3. Бюджетный федерализм 10
4.Совершенствование принципа бюджетного федерализма 14
Заключение 16

Вложенные файлы: 1 файл

Бюдж(контр).doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный  экономический университет 

Кафедра экономической теории 
 
 

Контрольная работа

по экономической  теории

Тема: «Государственный бюджет. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия. Особенности бюджетного дефицита и его сбалансированность» 
 
 
 

Исполнитель: студент I курса

заочного  факультета

специальности

«Товароведение  и экспертиза товаров

в области  таможенной деятельности»

Хомичёва  А.С.

Домашний  адрес: г. Екатеринбург,

ул. Восточная, д. 5, кв. 67 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Екатеринбург

                                                         2010

 

       Содержание 

      Введение                                                                                              3

      1. Сущность и функции бюджета государства                                     4

      2. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия                6

      3. Бюджетный федерализм                                                                    10

      4.Совершенствование принципа бюджетного федерализма              14

      Заключение                                                                                             16

 

     

     Введение 

     Актуальность  работы состоит том, что в любой  стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

     Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.

     При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

     Целью нашей работы является изучение государственного бюджета, а так же проблем его сбалансирования.

     Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

      - изучить теоретические основы государственного бюджета, его сущность и функции;

      - изучить причины дефицита и пути его сбалансированности;

      - дать определение термину бюджетный  федерализм;

      - разобрать вопрос по совершенствованию принципа бюджетного федерализма.

 

       1. Сущность и функции бюджета государства

      Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

      Бюджет  – это баланс доходов и расходов государства. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная  объединяет все виды производимых властью  расходов.1

      Бюджет  – это центральное звено системы  финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку «финансы» – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и «бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую.

      Бюджет является финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

     - образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

     - использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

     - контрольная.

      Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

    - заработная  плата работников;

    - доходы  лиц, работающих по найму;

    - предпринимательская  прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

    - рента  собственников земли;

    - ссудный  процент (прибыль банков и вкладчиков).

      Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

      Вторая  функция бюджета принадлежит  конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает  экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

      Структура бюджетных расходов подвержена еще  более частым изменениям, чем структура  бюджетных доходов. Изменение соотношения  между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

      Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане – основном финансовом документе страны.

      Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обусловливает  возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. 
 

      2. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия

      В экономической теории выделяют три  основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Дефицит бюджета – это превышение расходов производимых властью над доходами.

      Причинами бюджетного дефицита могут стать:

      - экономический кризис;

      - развал экономики;

      - неэффективность финансовой системы;

      - неспособность правительства держать  под контролем финансовую ситуацию  в стране.

     По  данным журнала экономическое развитее России дефицит федерального бюджета  за первое полугодие 2010 года составил 388,3 млрд. руб. При этом доходы составили 3997,9 млрд. руб., а расходы 4386,2 млрд. руб.2

     В таблице 1 показано исполнение бюджета  РФ в январе – июне 2010 г. 

Таблица 1 – Исполнение федерального бюджета  РФ в первом полугодии 2010г.3

  Утвержденный  бюджет на 2010 г.,

млрд. руб.

Фактические исполнение в I полугодии 2010 г.
млрд. руб. в % к утвержденному  бюджету на 2010 г.
ДОХОДЫ   3997,9  
В том  числе:      
Налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций   117,5  
Налог на добавленную стоимость:

    на товары работы, услуги,     реализуемые на территории РФ

    на товары, ввозимые на территорию  РФ

   
647,4

479,6

 
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции):

    произведенным на территории  РФ

  ввозимым на территории РФ

   
 
53,6

12,2

 
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   681,9  
Задолженность и перерасчеты по отмеченным налогам, сборам и иным обязательным платежам

    в том числе единый социальный  налог

  31,1 
 

30,9

 
Доходы  от внешнеэкономической деятельности   1484,6  
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности   324,9  
Безвозмездные поступления   0,0  
Платежи при пользовании природными ресурсами   20,1  
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности   0,1  
РАСХОДЫ 9906,5 4386,2 44,3
  в  том числе:      
Общегосударственные вопросы 1100,4 371,7 33,8
      из них на обслуживание  государственного и муниципального долга 304,0 95,4 31,4
На  национальную оборону 1262,3 562,0 44,5
На  правоохранительную деятельность и  обеспечение безопасности государства 1074,9 467,6 43,5
На  национальную экономику 1329,2 414,5 31,2
Социально культурные мероприятия 1197,7 488,0 40,9
Межбюджетные  трансферты 3778,5 2003,7 53,0
ДЕФИЦИТ (-) / ПРОФИЦИТ (+)   -388,3  

     Расходы бюджета – денежные средства, предусмотренные  в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций  органов государственной власти и местного самоуправления.4

      Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делят на текущие и  капитальные.

      Капитальные расходы бюджетов – расходы, при  осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, находящееся  в собственности: федеральной, субъекта федерации, муниципальной.

      Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных  учреждений, а также оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики.

      Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых  и неналоговых доходов, а также  за счет безвозмездных перечислений.

      Налоговые доходы – это предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени, штрафы.

      Налоговые и неналоговые доходы по итогам 2009 года сократились на 14%, при этом в течении года это значение колебалось в интервале 17-20%. От этого пострадали субъекты РФ, в доходах бюджетов которых доминировали поступления от налога на прибыль. Объем доходов от этого налога сократился на 39%. На 30% упали доходы от НДПИ, а от акцизов – выросли на 30%. Поступления от НДФЛ в целом за 2009 г. вышли на уровень 2008 г.5

      Источники покрытия дефицита бюджета складываются из бюджетных заимствований. Бюджетные заимствования привлекаются на возвратной и платной основе.

      Бюджетные заимствования подразделяются на государственные  и муниципальные.

      Государственные заимствования используются для  финансирования дефицита федерального и субфедерального бюджетов, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ и субъектов РФ.

      Муниципальные заимствования используются для  финансирования местных бюджетов и  погашения долговых обязательств муниципальных  образований.

      Бюджетные заимствования подразделяются на внутренние и внешние.

      В России к внутренним относят заимствования  в валюте РФ, к внешним – в  иностранной валюте.

Информация о работе Государственный бюджет. Понятие дефицита бюджета и источники его покрытия. Особенности бюджетного дефицита и его сбалансированность