Государственный бюджет: сущность, структура, функции». Выполнила: студентка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…….. 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …………………….…..….….. 5
Государственный бюджет: понятие, функции …...... 5
Основные статьи доходов и расходов …….…….…. 10
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ. УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …..…. 21
Характеристика государственного бюджета Российской Федерации ……………………………..……….. 21
Уровни государственного бюджета Российской Федерации …………………………………………………….. 21
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ РЕГУЛИРВАНИЯ. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ……………...…… 25
Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы …………………………………………...………… 25
Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования ……………….………………….……….…… 29
Бюджетный механизм Российской Федерации ….... 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…… 39

Вложенные файлы: 1 файл

БЮДЖЕТ111.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

1

 
Министерство  образования и науки 
 
Российской Федерации 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
ГОУ ВПО Российский государственный торгово-экономический университет 
 
Саратовский институт (филиал) 
Кафедра внешнеэкономической деятельности 
КУРСОВАЯ РАБОТА  
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: 
 
«Государственный бюджет: сущность, структура, функции». 
Выполнила: студентка  
 
1 курса Торгово-экономического факультета (сокращенная программа) 
 
Ф.И.О. Орлянская Анастасия Сергеевна 
 
Специальность: Экономика и управление на предприятии (торговли) 
 

Преподаватель:

 
Фамилия, инициалы Лахнова Т.В..

 
 
 
САРАТОВ 2011 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……….…….. 3

  1.  
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …………………….…..….….. 5
    1.  
      Государственный бюджет: понятие, функции …...... 5
    2.  
      Основные статьи доходов и расходов …….…….…. 10
  2.  
    РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ. УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА …..…. 21
    1.  
      Характеристика государственного бюджета Российской Федерации ……………………………..……….. 21
    2.  
      Уровни государственного бюджета Российской Федерации …………………………………………………….. 21
  3.  
    БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СПОСОБЫ РЕГУЛИРВАНИЯ. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ……………...…… 25
    1.  
      Бюджетный дефицит: понятие, направления решения проблемы …………………………………………...………… 25
    2.  
      Государственный долг РФ: состояние, способы регулирования ……………….………………….……….…… 29
    3.  
      Бюджетный механизм Российской Федерации ….... 34

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…… 39 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ВВЕДЕНИЕ 
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. 
 
Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП. 
 
Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. 
 
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. 
 
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. 
 
Целью исследования данной курсовой работы является государственный бюджет как экономическая категория, его сущность, функции, источники его формирования и пути использования. 
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

    1.  
      Государственный бюджет: понятие, функции.

 
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и  предложения на будущий. Сейчас под  понятием бюджета подразумевается  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления – исходя из определения Бюджетного Кодекса  РФ. 
 
В качестве более точного определения, согласно которому в моей работе будет раскрываться содержание понятия «государственный бюджет», я приведу следующее: «Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение». 
 
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. 
 
Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики. 
 
Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года: 
 
- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября  
 
- в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня  
 
- в Японии — 1 апреля и 31 марта  
 
- в России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 
 
Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей. 
 
Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):  
 
1) это экономические отношения;  
 
2) они всегда носят денежный характер;  
 
3) характер этих отношений всегда распределительный;  
 
4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.  
 
Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета и бюджетной системы следует рассматривать прежде всего на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов. 
 
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.  
 
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план. 
 
Основными функциями государственного бюджета являются:

  1.  
    Образование бюджетного фонда - доходы бюджета.
  2.  
    Использование бюджетного фонда - расходы бюджета.
  3.  
    Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.

 
Первую функцию выполняют бюджетные доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег.  
 
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением. 
 
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. 
 
Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства. 
 
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. 
1.2. Основные статьи доходов и расходов. 
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.  
 
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  •  
    федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  •  
    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  •  
    государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  •  
    Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
  •  
    доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  •  
    доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  •  
    доходы от реализации государственных запасов;
  •  
    доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  •  
    поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  •  
    административные платежи и сборы;
  •  
    штрафные санкции, возмещение ущерба;
  •  
    доходы от внешнеэкономической деятельности

 
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством  РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год. 
 
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: 
 
1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.  
 
2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц; 
 
3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода; 
 
4.По признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг); 
 
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.). 
 
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.  
 
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. 
 
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.  
 
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. 
 
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:  
 
1. По роли в общественном производстве:

  •  
    Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  •  
    Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  •  
    Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

 
2. Общественному назначению:

  •  
    Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  •  
    Расходы на социально-культурные нужды;
  •  
    Военные расходы;
  •  
    Расходы на управление.

 
3. Отраслям производства:

  •  
    В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
  •  
    В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

 
4. Целевому назначению. 
 
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.). 
 
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  •  
    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  •  
    средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  •  
    трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
  •  
    ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  •  
    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  •  
    бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  •  
    субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  •  
    инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  •  
    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
  •  
    кредиты иностранным государствам;
  •  
    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции». Выполнила: студентка