Государственное финансирование расходов на образование за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:36, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследовать государственное финансирование расходов на образование за рубежом, а также проанализировать способы реализации специальных проектов, выявить пути решения и совершенствования финансирования расходов на образование за рубежом.
Объектом исследования являются расходы бюджета РФ на образование за рубежом.
Необходимо рассмотреть действующую систему финансирования образования, выявить ее недостатки и разработать пути решения. Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- выявить проблемы бюджетного финансирования образования;
-рассмотреть программы, разработанные в рамках темы;
-сравнить государственное финансирование на образование в России и других странах;

Содержание

Введение………………………………………...………………………..……..3
1.Государственное финансирование образования…………………….……5
2. Программа "Глобальное образование"…...…………………….…….…...7
3. Гранты, кредиты, стипендии…………...………………………….…….….9
4.Сравнение финансирования России с другими странами……………….11
Заключение……………………………………………………………………14
Список используемой литературы.…………………………………….……15

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное финансирование расходов на образование за рубежом.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

Третьим способом, является кредитование. Суть образовательного кредита сводится к государственной поддержке, которая заключается в предоставлении банкам, участвующим в программе, тех средств, которых они лишились в результате выдачи кредитов абитуриентам по льготным условиям (под низкий процент). Следовательно, абитуриенты получают «дешевый» кредит в банке-участнике государственной программы, а государство впоследствии расплачивается с этим банком.

Государство выплачивает банкам-партнерам не только издержки по процентам, но и компенсирует средства по невозвращенным образовательным кредитам. В программе участвуют крупнейшие отечественные банки.

Так же стоит отметить, что часто проходит  государственный конкурс на обучение за рубежом. Министерство образования объявляет конкурс по отбору на обучение студентов и аспирантов, а также стажировку научных и научно-педагогических работников в высших учебных заведениях за рубежом. Срок обучения по правительственной программе не превышает одного года. Финансирование расходов, связанных с обучением, осуществляется за счет средств государственного бюджета. Основными задачами программы, которые ставит перед собой государство, является повышение уровня теоретической и практической подготовки студентов, овладения ими знаниями в области науки, техники и высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Сравнение финансирования России с другими странами.

Основным показателем развития экономики страны является объем валового внутреннего продукта (ВВП).

Основа трудового потенциала любого общества - образование. По подсчетам экономистов, каждая единица затрат на образование дает отдачу на уровне 1,7-1,9 единицы произведенного ВВП. Без сомнения, инвестиции в образование имеют большой срок окупаемости, но при этом они всегда высокорентабельны.

Сейчас доля людей с высшем образованием в России составляет 68,9% (для сравнения, в США - всего 42,9%). Глядя на эти цифры, невольно вспоминаешь известный афоризм: «Если ты такой умный, почему же ты такой бедный?». Согласно рейтингу лучших университетов мира на 2012-2013 годы Times Higher Education World University Rankings, ни одному из российских вузов не удалось войти даже в топ-200. МГУ занимает в нем 216-е место, а «второй» вуз страны, СПбГУ, в этом году и вовсе покинул рейтинг. Согласно другому исследованию, которое проводит международная сеть университетов Universitas 21, по качеству образования Россия занимает только 32-е место в мире.

К подобным рейтингам некоторые относятся скептически, указывая на относительность таких исследований. Однако трудно поспорить с тем, что расходы российского бюджета на образование ниже уровня, который обеспечит устойчивое развитие этой отрасли. На эти цели в 2012 году власти выделили 4,1% ВВП, тогда как в США, Канаде, Франции, Великобритании, Венгрии, Польше, балтийских странах - 5,3-6,5% ВВП. Согласно бюджету на 2013 год, затраты на образование в России снизились до 3,9% ВВП.

Недостаток финансирования испытывает и научная деятельность. В большинстве стран «восьмерки» затраты на науку составляют 2,5-3% ВВП, тогда как в России - около 1%, и тенденции к улучшению ситуации пока не наблюдается.

Для наглядности хотелось бы посмотреть, какова финансовая поддержка в других странах. Например, Франция, где  главное различие двух систем заключается в порядке поступления в высшие учебные заведения. По окончании лицея французские школьники сдают экзамены на степень бакалавра, которую не следует путать с общеевропейским бакалавриатом - степенью, получаемой после четырех лет обучения в университете. Обладание этим научным званием позволяет французским абитуриентам поступить без экзаменов на первый курс любого университета страны. При этом престижные высшие школы - гордость французского образования - для вчерашних лицеистов недоступны. Туда могут попасть лишь те, кто сдал экзамены и имеет за плечами 2 года университетской учебы. Для тех же, кто закончил школу в России и планирует получить высшее образование во Франции, предлагаются подготовительные курсы при университетах или долгосрочные экзаменационные курсы в языковых школах.

Важнейшая особенность американской системы формального образования - преобладающая роль государства в его финансировании. На цели образования в США ассигнуются гигантские средства. Так, государственные и частные затраты на образование заметно возросли в 80-е и 90-е гг. XX в. - на 70% и составили в 2005 г. 878 млрд. долл., или около 7,5% ВВП, что заметно превосходило годовые расходы США на военные цели (495 млрд. долл. - 4,0% ВВП в том же году). В рамках «образования взрослых», например, в 2001 г. в различных программах обучения участвовало 92 млн. человек, или 46% взрослого населения страны.

А в Японии, например расходы на образование составляют 14% своего ВВП. Более того: с 2010 года японцы приняли закон, и перешли к обязательному всеобщему бесплатному высшему профессиональному образованию больше всех денег на образование тратит Южная Корея – там расходуют 23% своего ВВП. Отсюда и ответ, почему Южная Корея, не имеющая ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых, заняла одно из самых ведущих мест в мире по экономическому развитию.

В Германии слишком мало средств выделяется из бюджета на нужды образования, как государственного, так и частного, примерно, 4,8% от валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому в международном сравнении Германия ощутимо отстает от многих развитых стран, занимая лишь 24-ое место среди них (по данным международной организации экономического сотрудничества и развития -  OECD). А ведь основным источником благосостояния страны, в которой нет таких полезных ископаемых, как нефть и газ, является ее высококвалифицированная рабочая сила. Поэтому еще в начале лета канцлер Германии Ангела Меркель выступила с общенациональной инициативой улучшения качества образования. На так называемом «саммите по вопросам образования» в Дрездене, в котором приняли участие наряду с  канцлером и двумя профильными министрами ее кабинета премьер-министры всех 16 федеральных земель, было решено к 2015 году довести расходы на образование до 7 процентов ВВП, a расходы на науку – до 3 процентов.

С  помощью таблицы хотелось бы показать, сколько было потрачено на образование в России, а так же в других странах. Объём валовой добавленной стоимости в российской системе образования — 1,05 трлн руб. (2009). Государственные расходы на образование в 2005 году составляли 3,8 % ВВП, в 2006 году — 3,9 % ВВП. Частные расходы на образование в 2006 году составляли 0,7 % ВВП. Совокупные расходы на образование в 2006 году составляли 4,6 % ВВП, в 2007 году — 4,8 % ВВП.

В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства РФ Владимир Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011—2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей.                                                                                        

 Таблица 1.

Динамика расходов федерального бюджета.

год

Расходы федерального бюджета

1997

18,5

1998

17,2

1999

20,8

2000

37,6

2001

48,8

2002

80,0

2003

99,0

2004

119,0

2005

160,5

2006

211,9

2007

294,6

2008

329,7

2009

387,9

2010

386,4

2011

552,4

2012

603,5

2013

558,9

2014

499,5


По данным ФЗ «О федеральном бюджете» за выше представленные года видно, что средств на развитие образования с каждым годом увеличивалось, следовательно, и качество образования выходило на новые уровни.

Заключение.

В рамках данной темы «Государственное финансирование расходов на образование за рубежом» было исследовано государственное финансирование расходов на образование за рубежом. А именно была проанализирована программа "Глобальное образование, целью которой является повышение конкурентоспособности российского высшего образования и науки, качества государственного и муниципального управления, управления в высокотехнологичных компаниях, организациях социальной сферы, и создание социальных лифтов, стимулирующих российскую молодежь на достижение успеха и самореализацию через получение образования на уровне мировых стандартов. На мой взгляд, это отличная возможность для многих получить хороший опыт и осуществить свою мечту. Так же были рассмотрены другие бюджетные варианты для получения образования за границей, а именно предоставление грантов (выдача субсидий на обучение по магистерским и аспирантским программам в ведущих иностранных вузах), образовательные кредиты, стипендии (финансовая помощь за заслуги или особые отличия в учёбе учащегося) и различные государственные конкурсы на обучение за рубежом. Все перечисленные программы это шанс многих студентов и не только проявить себя и попасть в то учебное заведение, которое они хотят. Ни одна программа не идеальна, поэтому я бы хотела предложить несколько пунктов для совершенствования того, что есть. Например, предоставить больше мест для конкурсной основы, тогда за место 2000 человек могло бы поехать 4000; увеличить материальную поддержку и предложить варианты трудоустройства по приезду обратно.

Так же мной было проведено сравнение между Россией, США, Францией, Германией и Японией по государственным расходам на образование от ВВП. Удалось выяснить, что примерно расходы на образование от ВВП в Японии составляют 14 %, в США 7,5%, во Франции 5,6%, в Германии 4,8%, в России 4,6. Видно, что России есть куда стремиться и есть сфера, в которой можно стать лучше.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Проект Указа Президента  России о Президентской программе  интеграции в экономику российских  выпускников ведущих университетов  мира «Глобальное образование»  на 2012 – 2015 годы .

2. Данченков В. Государственные расходы на образование // Бюджет. 2004. №4.

3. Клячко Т. Как федеральный  бюджет планирует финансировать  образование //

http://ecpol.ru/macroeconomics/2012-04-05-13-38-34/435-kak-federalnyj-byudzhet-planiruet-finansirovat-obrazovanie.html  Обращение к источнику: 12.06.2014.

4. Кожанова А. О. Система  государственного финансового контроля за рубежом [Текст] / А. О. Кожанова // Молодой ученый. 2013.  №4. С. 225-227.

5. Куценко Ю. Государственное  финансирование образования // Образовательное  право. 2005. № 38.

6. Мерзлова, М. П. Кредиты на образование[Текст] / М. П. Мерзлова // ЭКО.2007.№5.С.128−130.

7. Государственные гранты  для 100,000 студентов РФ на учебу  за рубежом // http://www.sgu.ru  Обращение  к источнику 12.06.2013.

8. Государственные расходы  на образование (в процентах к  ВВП) // http://www.statinfo.biz/Geomap.aspx?lang=1&act=6492   Обращение к источнику: 12.06.2014.

9. Финансирование образования  в США //

http://usedu.ru/educational-development/20-finansirovanie-obrazovaniya-v-ssha.html Обращение к источнику: 12.06.2013.

 

 

 

 


Информация о работе Государственное финансирование расходов на образование за рубежом