Возникновение первых потребительских обществ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Потребительская кооперация является старейшей социально – экономической системой России, услугами которой пользуется уже несколько поколений на протяжении ⅩⅨ, ⅩⅩ и ⅩⅪ столетий. С изменением общественных отношений в конце ⅩⅩ века экономический потенциал потребительской кооперации значительно уменьшился. В третьем тысячелетии, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Причины и предпосылки возникновения и развития потребительских обществ в условиях формирования капиталистических отношений…
Возникновение потребительской кооперации в странах Европы и на других континентах………………………………………………….
Возникновение первых потребительских обществ в России………
Создание системы потребительской кооперации…………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Многие потребительские общества России занимались просветительной деятельностью. Например, Калужское потребительское общество «Подспорье», устав которого был утвержден 6 ноября 1868 года, открыло книжный магазин, библиотеку с читальным залом. Средства для библиотеки и читальни кооператоры собирали у всех жителей Калуги, заинтересованных в просветительной деятельности. Благородное дело кооператоров поддержали местные ученые; редакции журналов и газет; некоторые государственные учреждения. Петербургские книготорговцы предоставляли обществу 20 % скидки с розничной цены; это позволило кооператорам конкурировать с местными торговцами книг.

Таким образом, первые потребительские общества России осуществляли деятельность в интересах пайщиков с целью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей членов своих потребительских обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание системы потребительской кооперации

 

Московский союз потребительских обществ способствовал объединению кооперативов и их местных (уездных, губернских) союзов и созданию системы потребительской кооперации. Организационное построение системы потребительской кооперации России представлено на рисунке 1 (прил.4).

Как видно из рисунка 1, система потребительской кооперации дореволюционной России объединяла как потребительские общества и потребительские союзы, так и кооперативы других видов и их союзы.

С 1912 года в России началось интенсивное создание союзов. Союзы часто создавались без экономической целесообразности; в одном уезде действовало несколько союзов. Поэтому МСПО приходилось вести большую работу по формированию союзного строительства. Увеличивался аппарат Центросоюза: для хозяйственного торгового обслуживания потребительских обществ и их союзов образовывались специализированные торговые отделы; увеличивалась численность специалистов для общественно-массовой работы, издательской деятельности, для оказания юридических и аудиторских услуг.

Если в 1914 году в МСПО работали 320 человек, из них 66 в оргинструкторском отделе, то в 1917 году в - соответственно 1174 и 227 человек.

Инструкторы по организационно-массовой работе МСПО (с 1916 г. –Центросоюз) проводили большую работу по формированию организационного построения системы потребительской кооперации. Специалисты торговых отделов Центрального союза содействовали им, так как в хозяйственном плане также шло регулирование взаимоотношений с потребительскими обществами и их союзами: с мая 1916 года Центросоюз начал сокращать оптовые операции с потребительскими обществами и расширять их с союзами разных уровней – уездными (районными) и губернскими союзами потребительских обществ.

МСПО как центральный союз, осуществляя хозяйственные функции (как центр оптовых закупок товаров для потребительской кооперации) и как идейно-организационный центр сформировал стройную вертикальную организационную структуру системы потребительской кооперации.

Руководство МСПО придерживалось Рочдейлских принципов и принципов Международного кооперативного альянса (МКА), пропагандировало и внедряло их в деятельность потребительских обществ и потребительских союзов.

В мае 1916 года состоялось тридцать первое собрание уполномоченных МСПО, которое постановило преобразовать МСПО в Центральный союз потребительской кооперации. В сентябре 1917 года Временное правительство приняло решение о переименовании МСПО во Всероссийский центральный союз потребительских обществ – Центросоюз России.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения, материальных и иных потребностей их членов.

Таким образом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

Потребительские общества могут учреждать и некооперативные организации хозяйственные общества.

Основу системы потребительской кооперации составляют потребительские общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно-правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:

Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В этом пространном определении отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:

• потребительское общество – это ассоциация лиц, их членская организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства. Могут создаваться потребительские общества только физическими лицами, или только юридическими лицами; может быть и смешанное членство в потребительском    обществе – такое общество создают и физические, и юридические лица;

• начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

• потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;

• основная цель потребительского общества – его социальная миссия – удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.

 

Потребительские общества классифицируются на виды по ряду признаков:

а) по территориальному признаку:

- сельское потребительское  общество – сельпо;

- городское потребительское  общество – горпо;

- районное потребительское  общество – райпо;

б) по социальному или профессиональному составу членов:

- рабочее потребительское  общество (рабочий кооператив) –  рабкооп;

- рыболовецкое потребительское  общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;

- студенческое потребительское  общество – студпо;

- ученическое потребительское  общество – учпо;

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и в соответствии со статьей 5 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» обладает правомочиями, а именно потребительскому обществу разрешено:

- заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

- осуществлять предпринимательскую  деятельность постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых оно создано;

-  иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах быть вкладчиком в товариществах на вере;

- создавать предусмотренные  настоящим Законом фонды потребительского общества;

- распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

- привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

- осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества;

- осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

Потребительские общества – первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союзы потребительских обществ, как и потребительские общества, являются юридическими лицами.

В соответствии со статьей 32 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» учредителями союза могут быть только потребительские общества. Поэтому в статье 1 выше названного закона дано следующее понятие союза:

«Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ — добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ».

Члены союза (потребительские общества) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) изложено назначение союзов потребительских обществ:

Районный союз потребительских обществ – союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

Областной, краевой или республиканский союз потребительских  обществ – союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

Центральный союз потребительских обществ России – союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

Союз, как и потребительское общество, являясь некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых он создан.

Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.

По организационному построению система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую вертикальную организационную структуру.

Традиционно в потребительской кооперации сложилась четырехуровневая организационная структура (прил. 5).

Конечно, в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации так, в областном (краевом, республиканском) потребительском союзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ.

В то же время наблюдается общая тенденция - преобразование четырехуровневой организационной структуры и формирование трехуровневой структуры организационного построения системы потребительской кооперации. В связи с переходом с 4-х уровневой структуры на 3-х уровневую организационную структуру большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы и продолжаются преобразовываться в районные потребительские общества – райпо.

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.

Райпо объединяет пайщиков как любое потребительское общество, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.

Образование райпо способствует формированию трехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации (прил. 6). Переход с четырехуровневого на трехуровневое организационное построение системы способствует сокращению количества потребительских обществ и их укрупнению.

Информация о работе Возникновение первых потребительских обществ в России