Возникновение первых потребительских обществ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Потребительская кооперация является старейшей социально – экономической системой России, услугами которой пользуется уже несколько поколений на протяжении ⅩⅨ, ⅩⅩ и ⅩⅪ столетий. С изменением общественных отношений в конце ⅩⅩ века экономический потенциал потребительской кооперации значительно уменьшился. В третьем тысячелетии, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Причины и предпосылки возникновения и развития потребительских обществ в условиях формирования капиталистических отношений…
Возникновение потребительской кооперации в странах Европы и на других континентах………………………………………………….
Возникновение первых потребительских обществ в России………
Создание системы потребительской кооперации…………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Причины и предпосылки возникновения и развития потребительских обществ в условиях формирования капиталистических отношений…
  2. Возникновение потребительской кооперации в странах Европы и на других континентах………………………………………………….
  3. Возникновение первых потребительских обществ в России………
  4. Создание системы потребительской кооперации…………….

Заключение…………………………………………………………

Список использованных источников……………………………….

Приложения…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы исследования

Потребительская кооперация является старейшей социально – экономической системой России, услугами которой пользуется уже несколько поколений на протяжении ⅩⅨ, ⅩⅩ и ⅩⅪ столетий. С изменением общественных отношений в конце ⅩⅩ века экономический потенциал потребительской кооперации значительно уменьшился. В третьем тысячелетии, адаптируясь к рыночной экономике, организации потребительской кооперации продолжают выполнять свою социальную миссию, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

Цель исследования

Рассмотреть происхождение и развитие потребительской кооперации и изучить причины и предпосылки возникновения потребительских обществ.

Задачи

Исходя из цели, определены следующие задачи:

  • изучить причины и предпосылки происхождения и развития потребительских обществ в условиях формирования капиталистических отношений;
  • рассмотреть возникновение потребительской кооперации в странах Европы и на других континентах;
  • изучить возникновение первых потребительских обществ в России;
  • рассмотреть создание системы потребительской кооперации.

Объектом исследования являются потребительские общества, союзы потребительских обществ, потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины и предпосылки возникновения и развития потребительских обществ в условиях формирования капиталистических отношений

 

Потребительские общества как конкурентоспособные  предприятия с конкретной социальной направленностью на удовлетворение потребностей своих пайщиков впервые возникли в странах Западной Европы. Изучение предпосылок и история возникновения первых потребительских обществ Англии позволяет глубже понять историю потребительской кооперации России.

Кооперативы, как специфические организационно-правовые  формы предприятий, осуществляющие предпринимательскую деятельность для удовлетворения потребностей своих членов, были созданы в условиях становления и развития капиталистических отношений.

В условиях становления капиталистических отношений обострились социально-экономические противоречия между различными слоями населения. Рабочие, служащие, крестьяне стали нуждаться в защите своих потребительских интересов, особенно в области приобретения товаров и услуг. Частные торговцы неоправданно завышали цены на товары, часто продавали товары низкого качества и не вежливо обслуживали потребителей. Именно потребность в приобретении качественных товаров по доступной цене вызвала к жизни потребительские общества, то есть явилась причиной их возникновения.

При капитализме были созданы предпосылки для возникновения кооперативов разных видов, в том числе потребительских обществ, которые, как и другие кооперативы, за счет предпринимательской деятельности (торговли) могут удовлетворять потребности объединившихся лиц. Именно поэтому кооперативы могли возникнуть только при капитализме, обеспечившем развитие предпринимательской деятельности.

Конечно, с развитием капитализма постепенно создавались благоприятные условия для развития кооперативов разных видов как специфических предпринимательских организаций.

Потребительские общества, как разновидности потребительских кооперативов, возникли одновременно с другими видами кооперативов, вливаясь в общее кооперативное движение. Поэтому имеет смысл рассматривать общие предпосылки возникновения и развития кооперативов разных видов.

Все предпосылки, как необходимые условия развития кооперативов, можно объединить в три группы:

    1. социально- экономические предпосылки;
    2. юридические (правовые) предпосылки;
    3. идеологические (теоретические) предпосылки.

Социально- экономические предпосылки

Эта группа предпосылок включает формирование социальной базы кооперативов, создание условий для накопления денежных средств населения и создания кредитно-банковской системы.

Формирование социальной базы кооперативов

Изменение отношений при капитализме привело к изменениям социальной структуры общества. По экономическому положению выделился средний социальный слой населения, включающий рабочих, ремесленников, кустарей, служащих, крестьян, фермеров, которые для защиты от эксплуатации нуждались в создании своих совместно владеемых предприятий, в том числе кооперативов. Из сказанного следует, что только при капитализме сформировалась социальная база кооперативов, то есть социальные слои населения, которым нужны были разные виды кооперативов для защиты от эксплуатации: в сфере приложения труда (производственные кооперативы), при получении кредита (кредитные кооперативы), при покупке продуктов и других товаров у частных торговцев (потребительские кооперативы – потребительские общества).

Создание условий для накопления денежных средств населением

Кооператив любого вида может быть создан, если граждане могут накопить средства для образования кооперативного имущества. При капитализме развитие товарно-денежных отношений достигло такого высокого уровня, при котором рабочая сила стала товаром. Поэтому рабочие и служащие, получая за свой труд деньги, могли накопить денежные средства и вложить их в создание совместных предприятий – кооперативов, в том числе потребительских обществ.

Мелкие собственники (кустари, ремесленники, крестьяне, фермеры), продавая за деньги продукцию, произведенную на своих предприятиях, могли часть из этих денег использовать для накопления и вложения в виде взносов в совместные предприятия – кооперативы (сбыто-снабженческие, кредитные, потребительские общества).

Таким образом, капитализм создал экономическую предпосылку для создания экономической основы кооперативов – совместного кооперативного имущества.

Создание кредитно-банковской системы

Высокий уровень развития товарно-денежных отношений привел к созданию кредитно-банковской системы, которая заменила ростовщиков (частных денежных капиталистов). Заемные средства (кредиты) стали дешевле. Если ростовщики устанавливали годовую процентную ставку за выдаваемый ими кредит в размере 200%-400%, то банки – в размере 16%-20%.

Как было сказано выше, кооперативы объединяют преимущественно средние социальные слои населения, располагающие недостаточными собственными средствами для создания своих частных конкурентоспособных предприятий. Поэтому кооперативы очень нуждаются в заемных средствах для закупки товаров большими партиями (потребительские торговые кооперативы), сырья и оборудования (производственные кооперативы кустарей и ремесленников), семенного зерна, племенного скота, машин (сельскохозяйственные кооперативы крестьян и фермеров). Банки, предлагающие значительно дешевле заемные средства, способствовали развитию кооперативов. Используя собственные и заемные средства, кооперативы могли значительно расширить объемы своей деятельности и за счет этого увеличить получаемую прибыль. Такие условия развития кооперативов позволили им укрепиться в рыночной экономике и стать равноправными партнерами с другими субъектами рынка (товариществами, акционерными обществами).

Юридические предпосылки возникновения и развития кооперативов

Для создания кооперативов необходимы юридические предпосылки, то есть законы, позволяющие государственным органам регистрировать каждый кооператив как юридическое лицо.

Только буржуазно-демократические государства, созданные при капитализме, обеспечили демократические свободы: свободу слова, свободу печати, свободу объединения трудящихся в свои организации и предприятия: профсоюзы (общественные организации), партии (политические организации), кооперативы (хозяйственные предприятия).

Следует подчеркнуть, что в условиях капитализма трудящиеся, прежде чем создали кооперативы, добились свободы слова и свободы печати, поэтому смогли вести пропаганду и агитацию (в том числе о преимуществах кооперативов перед другими предприятиями).

Трудящиеся научились совместно защищать свои интересы через профсоюзы и партии. Совместные усилия профсоюзов, партий и кооперативов позволили включить в законы нормативные положения о кооперативах и, таким образом, кооперативы стали равноправными субъектами рыночной экономики наряду с акционерными обществами и товариществами.

Особые усилия по принятию законов о кооперации приложили английские кооператоры. Поэтому именно в Англии в 1852 году был принят первый кооперативный закон.

Включение в законы страны положений о кооперативах и создание кооперативных законов обеспечили условия для разработки уставов кооперативов разных видов.

Создание юридических предпосылок значительно ускорило создание кооперативов разных видов и их объединений.

Идеологические предпосылки создания и развития кооперативов

В возникновении и развитии кооперации при капитализме важная роль принадлежит идеологам кооперации. Идеологи кооперации – компетентные люди, которые понимали сущность кооперативов, умели составлять кооперативные законы и уставы, умели донести до других людей особые свойства кооперативов, умели помочь создать кооперативы и кооперативные объединения.

Величайшими идеологами кооперации ⅩⅨ и начала ⅩⅩ веков были Роберт Оуэн и Ванситарт Нил в Англии; Шарль Фурье, Луи Блан и Шарль Жид во Франции; Фридрих Райффайзен и Герман Шульце-Делитче в Германии; Николай Чернышевский, Михаил Туган-Барановский и Александр Чаянов в России.

Кооперативные идеи были поддержаны общественными организациями (профсоюзами), политическими партиями, государственными органами на федеральном и местном уровнях. Общество стало понимать преимущества кооперативов и содействовать их развитию. Все это свидетельствует о том, что в обществе сформировались идеологические предпосылки развития кооперативов и их объединений.

Кооперативное движение получило развитие в разных странах. Кооперативные идеи межнационального сотрудничества привели к созданию международного кооперативного движения.

 

 

Возникновение потребительской кооперации в странах Европы и на других континентах

 

Первые кооперативы возникли в странах Западной Европы, причем в тех странах, в которых раньше стали развиваться капиталистические отношения. В этих странах в конце ⅩⅧ начале ⅩⅨ века формировались предпосылки для создания жизнеспособных кооперативов определенного вида. Первые потребительские общества и жилищные кооперативы возникли в Англии; производственные кооперативы – во Франции; кредитные и сбытовые – в Германии.

80-е – 90-е годы ⅩⅨ века характеризуются значительным ростом потребительской кооперации в западноевропейских странах, в том числе в Англии и Германии (табл. 1).

Из данных таблицы 1 видно, что в последние два десятилетия ⅩⅨ века произошел рост потребительской кооперации в Англии и Германии.

Причинами и предпосылками роста потребительских обществ является:

  1. Увеличение численности рабочего класса;
  2. Обострение социальных проблем в городах и рабочих поселках в связи с ростом численности населения;
  3. Рост профсоюзного движения, движения политических партий в защиту интересов рабочих;
  4. Распространение капиталистических отношений в сельском хозяйстве и обострение социальных проблем в сельской местности.

Ранее всего капитализм начал развиваться в Англии – первой стране капитализма. Первые потребительские общества создавались рабочими для защиты от эксплуатации частного торгового капитализма. Рост цен на продукты питания, продажа некачественных товаров, выдача продуктов в кредит из магазинов фабрикантов в счет заработной платы – эти причины способствовали созданию потребительских обществ.

Самые ранние потребительские общества возникли в Англии  в ⅩⅧ веке. В 1769 году двенадцать ткачей местечка Фенуик (Шотландия) организовали потребительское общество, которое занималось продажей  в основном овсяной муки. В 1777 году возникли потребительские общества в г.Бирмингеме и в селе Гован вблизи города Глазго. В первой трети ⅩⅨ века в стране было около 500 потребительских обществ, которые вскоре разорились, так как были неспособны противостоять конкуренции с частными торговцами.

Новое оживление кооперативного движения в Англии было связано с усилением борьбы трудящихся за свои экономические и политические права в 40-х годах ⅩⅨ века.

Информация о работе Возникновение первых потребительских обществ в России