Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

 

Внебюджетные  фонды.

 

 

      В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

 

     Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

 

1.Общая характеристика государственных социальных   внебюджетных фондов

 

     Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

 

     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Структура государственных социальных внебюджетных фондов рассмотрена на рис. 1.

 

     Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

 

- запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

 

- денежные средства фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

 

- формируются в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

 

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

 

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ "Об основах налоговой  системы РФ";

 

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

 

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа (Правление фонда).

 

 

     Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

 

     Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

 

Согласно ст.144 "Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

 

     Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

     Фонд социального страхования Российской Федерации;

 

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

 

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

 

     Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

 

- обязательных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации;

 

- добровольных взносов  физических и юридических лиц;

 

- других доходов, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

 

     В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

 

     Форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенная для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

     Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

 

     Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

 

     Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

 

- специальные целевые  налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;

 

- отчисления от прибыли  предприятий, учреждений и организаций;

 

- средства бюджета;

 

- прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой фондом  как юридическим лицом;

 

- займы, полученные фондом  у Центрального банка РФ или  у коммерческих банков.

 

     Вывод: Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

 

2. Пенсионный фонд РФ

 

ПФ РФ является федеральным  фондом, создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

 

Первоочередной задачей  Пенсионного фонда является обеспечение  финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:

 

- целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ: выплаты  различным категориям нетрудоспособного  населения в виде трудовых, военных  и социальных пенсий, а также  пенсий по инвалидности, различных  пособий и компенсационных выплат.

 

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

 

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФР  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

 

- проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют  перечисления работодатели;

 

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции  ПФР, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и  международных договоров и соглашений  по вопросам пенсий и пособий.

 

 

 

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано  с выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионному  обеспечению, повышением пенсий в связи  с изменением индекса стоимости  жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных  действующим законодательством.

 

Средства Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  в основном за счет страховых взносов  работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью  и иных категорий работающих граждан.

 

Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое  финансирование выплаты государственных  пенсий, средства Фонда социального  страхования, а также добровольные взносы физических и юридических  лиц.

 

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

 

3. Фонд социального страхования  РФ

 

Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

 

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования и является самостоятельным  государственным финансово-кредитным  учреждением.

 

Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений  профсоюзов. Председатель Фонда социального  страхования и его заместители  назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Система статистических показателей  Фонда занятости населения отражает общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе  по источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического  изучения функционирования Фонда занятости  населения входят изучение динамики показателей поступления (расходования) денежных средств фонда, изучение состава, структуры и структурных изменений  отдельных составляющих поступлений (расходов) фонда, отражение общих  закономерностей формирования фонда.

 

 

Свободные средства Фонда  занятости населения могут вкладываться в акции, ценные бумаги, храниться  на банковском счете, образуя прирост  свободных денежных средств за счет выплаты процентов по вкладам  и дивидендов по акциям. Таким образом, прирост свободных денежных средств  фонда также может являться источником поступлений. Общий объем расходов фонда занятости в 2011 г. составил 8822 млрд. руб. Важной статьей расходов является выплата населению пенсий и пособий.

 

ФСС создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ.

 

Основные задачи Фонда:

 

- обеспечение гарантированных  государством пособий;

 

- участие в разработке  и реализации госпрограмм охраны  здоровья работников;

 

- подготовка мер по  совершенствованию социального  страхования.

Информация о работе Внебюджетные фонды