Взаимосвязь расходов и доходов бюджета соответствующего уровня и их взаимодействие друг с другом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 18:44, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БС РТ и РФ.docx

— 47.24 Кб (Скачать файл)
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации,— в полном объеме;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности,— в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,— в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

3. Безвозмездные перечисления, которые могут поступать в процессе исполнения федерального бюджета, в том числе средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Федерации.

4. Остаток средств федерального бюджета на конец предыдущего года.

В Бюджетном кодексе предусмотрен порядок передачи собственных доходов федерального бюджета в бюджеты других уровней в порядке бюджетного регулирования.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» . Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. Не учитываются доходы, передаваемые в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

В доходы бюджетов субъектов Федерации полностью поступают также неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

Государственные расходы 

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства, образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

В области государственных расходов перед государством стоят следующие основные задачи:

  • сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
  • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств; 
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Принципы построения государственных расходов. Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются: капитальные вложения и финансирование оборотных средств; в некоммерческой — заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их использование.

Формы финансирования государственных расходов:

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственных кредитов.

Бюджетное законодательство детально регламентирует расходы бюджетов. Бюджетный кодекс устанавливает не только общие положения о расходах бюджетов, вне зависимости от их уровня в бюджетной системе Российской Федерации, но и расходы отдельных видов бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Минимальная бюджетная обеспеченность — минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития. Порядок и условия формирования Бюджета развития определяются федеральным законом.

Бюджетное законодательство устанавливает различные формы расходов бюджетов:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансферты населению;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемые на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов согласно решениям органов государственной власти, приводящие к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Одной из форм расходов бюджетов являются трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Одной из форм расходов бюджетов, предусмотренных Бюджетным кодексом, является финансирование инвестиций, осуществляемое при включении соответствующих объектов в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо по решению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетное законодательство предусматривает создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год.

 

 

 

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышает эффективность производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Брайчева Т.В. Государственные финансы: Учебное пособие.- Санк-Петербург: Питер 2001, с.198
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999
  3. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.- 1999.- N 1с.6 
    Задорнов М.М. «Бюджет жесткий, но реальный»// Финансы.- 1999.- N 3с.3
  4. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист» №1, 1998 
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997 
  6. Финансы. Учебное пособие /Под ред. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,1999г 
  8. Экономическое обозрение: Макроэкономика. - 1998, № 9 - М., ДиалогБанк.

 

 

 

 


Информация о работе Взаимосвязь расходов и доходов бюджета соответствующего уровня и их взаимодействие друг с другом