Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

До революции Беларусь была лишена самостоятельности и не имела своего бюджета, но она принимала участие в формировании доходов государственного бюджета России. В состав Беларуси входило пять губерний Северо-Западного края: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская.
В то время бюджет составлялся в двух видах: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов государства.

Содержание

1. Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет…………..………3
2. Местные бюджеты………………………………………………………………….………....7
3. Налоги на доходы……………………………………………………………………………16
Список использованных источников……………………………………………………...…..22
Приложение…………………………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Госбюджет. ДОРЕВОЛЮЦ. МЕСТНЫЕ БЮДЖ. НАЛОГИ НА ДОХОДЫ.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Бюджет дореволюционной  Беларуси. Образование БССР и  её бюджет…………..………3

2. Местные бюджеты………………………………………………………………….………....7

3. Налоги на доходы……………………………………………………………………………16

Список использованных источников……………………………………………………...…..22

Приложение…………………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  БЕЛАРУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ БССР И  ЕЕ БЮДЖЕТ

До революции Беларусь была лишена самостоятельности и  не имела своего бюджета, но она принимала участие в формировании доходов государственного бюджета России. В состав Беларуси входило пять губерний Северо-Западного края: Минская, Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская.

В то время бюджет составлялся  в двух видах: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных доходов и направлялся на финансирование расходов государства.

За счет чрезвычайного  бюджета погашался государственный  долг, покрывались военные расходы, убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т. д. Главными источниками его образования были внутренние и внешние займы.

Основной частью доходов  от этих пяти губерний были косвенные  налоги: от казенной винной монополии, государственного имущества, пошлины  и акцизы на табачные изделия и  спички. Указанные доходы превышали 2/3 общей суммы всех доходов.

Прямые налоги в доходах  бюджета России не превышали 15% их общей суммы, а в доходах, поступивших с территории Беларуси, в 1913 году они составляли 8,3%. Царское правительство не применяло подоходное налогообложение. Все прямые налоги относились к категории реальных налогов: поземельный, с недвижимости, квартирный, промысловый, с денежных капиталов. Обложению подвергались не доходы, а имущество.

Государственные расходы  в дореволюционной Беларуси также характеризовались некоторыми особенностями. В состав расходов государственного бюджета входили военные расходы, расходы на содержание государственных железных дорог, органов государственного управления, юстиции и контроля, Министерства финансов и другие.

Военные расходы по своей  величине занимали первое место среди всех расходов бюджета (около 30%).

С 1900 по 1914 год расходы  превышали доходы. В 1913 г. удельный вес расходов (без военных расходов и расходов на содержание железных дорог) составлял: по органам государственного управления, юстиции и контроля – 24,5%, Министерству финансов – 44,5%, хозяйственным министерствам – 12%, просвещению – 11% и прочим – 8% [6, c.61].

В составе расходов государственного бюджета полностью отсутствовали  расходы на здравоохранение. Они  были переложены на местные бюджеты.

Дальнейшее развитие бюджета  Беларуси шло по законам Российского государства, а позже - СССР.

После революции и распада  Российской империи в марте 1918 года была создана Белорусская Национальная Республика (БНР). Строго говоря, именно ее следует считать первым собственно белорусским государством, образованным в новейший период истории, однако она не смогла добиться ни международного признания, ни утверждения национального суверенитета и распалась после ухода с ее территории немецких войск.

Снабжение денежными ресурсами  государственных предприятий промышленности и транспорта, культурно-просветительных  и медицинских учреждений осуществлялось на основании сметы. Финансирование происходило через совнархозы и белнаркоматы. В первые годы БССР получала значительные финансовые ресурсы со стороны России.

Первый бюджет БССР был  составлен в 1921 году, но исполнен с дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92% всех расходов.

С образованием СССР в 1922 году государственный бюджет БССР вошел в состав государственного бюджета СССР. Основные направления бюджетной политики БССР определялись решениями и постановлениями центрального правительства.

С 1923 по 1926 год значительно  возросли доходы государственного и  местных бюджетов БССР (в 4,2 раза). В  структуре доходов бюджета преобладали поступления от народного хозяйства (плата за пользование государственными угодьями, промысловый налог и др.). Возросла роль прямых налогов и акцизов, увеличились доходы от населения. Основными статьями бюджетных расходов в 20-е годы становятся расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия [6, c.61].

В 30-е годы была проведена  налоговая реформа. Изменилась доходная часть бюджета. Множественность платежей была заменена двухканальной системой изъятия доходов предприятий в бюджет. Для государственных предприятий был установлен налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных организаций – налог с оборота и подоходный налог. В результате налоговой реформы у государства появился новый, регулярно поступающий, источник доходов – налог с оборота. В связи с низким уровнем развития экономики у БССР сохранилась потребность в дотации из союзного бюджета.  В течение 1930-1931 гг. была определена бюджетная компетенция местных Советов, самостоятельные бюджеты получили сельские Советы. В 1939 году завершилось формирование бюджетной системы СССР, когда местные бюджеты были официально включены в состав единого государственного бюджета. В1940 году удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете республики составлял 64%. С 1930 по 1940 год доходы бюджета республики возросли в 13 раз. Самыми весомыми доходами оставались налог с оборота и отчисления от прибыли (70% от всех доходов). Расходы республиканского и местных бюджетов БССР за эти годы возросли в 12 раз. Наибольший удельный вес в структуре расходов имели расходы на социально-культурные мероприятия (более 60%). В эти годы усилилась тенденция жесткой централизации управления и планирования народного хозяйства. Более 60% финансовых ресурсов концентрировалось в союзном бюджете, что означало большую финансовую зависимость государственного бюджета БССР от союзного правительства.

За годы войны Беларусь понесла огромный материальный ущерб. Прямые потери от уничтожения имущества в ценах 1945 года составили 75 млрд руб., что в 35 раз превышало объем государственного бюджета республики 1940 года. Государственный бюджет БССР на 1945 год был полностью подчинен ликвидации последствий оккупаций и восстановлению разрушенного хозяйства. Третья часть всех средств направлялась на финансирование народного хозяйства, в которой 50% приходилось на капитальные вложения в промышленность, жилищный фонд, энергетическую и топливную базу. Бюджет выполнить в этом году не удалось. Значительная часть всех расходов покрывалась за счет союзного бюджета.

Индустриализация республики в 1946–1950-х годах проводилась одновременно как за счет средств республиканского, так и союзного бюджетов. Доходная часть бюджета в этом периоде  ежегодно возрастала на 20%. Главными источниками доходов государственного бюджета были налог с оборота и отчисления от прибыли (62,9%).

50-60-е годы были отмечены  расширением бюджетных прав БССР. Было введено: социальное обеспечение колхозников; установлен новый порядок взимания сельскохозяйственного налога; с повышением закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию изменилось обложение подоходным налогом.

С 1955 году распределение  доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами стало осуществляться самой республикой. БССР было предоставлено право распоряжаться дополнительными ресурсами.

В 1957 году был введен централизованный порядок взимания отчислений от прибыли в бюджет. За этот период происходит совершенствование структуры бюджета. Налог с оборота был по-прежнему основным регулирующим доходом бюджета Беларуси. Начали расти поступления от прибыли. За 1951–1958 годы они увеличились почти в 3,7 раза, что явилось следствием ввода в действие новых предприятий и повышения рентабельности производства. В 1958 году в 3 раза воз росли поступления подоходного налога с колхозов, снизился удельный вес платежей населения, был отменен государственный займ [6, c.63].

В этот период расходы бюджета  имели также свои особенности: расходы на народное хозяйство стали доминирующими (до 52,2% в 1958 году); увеличились расходы на промышленность и сельское хозяйство, коммунальное и жилищное строительство, транспорт и связь.

С 1959 по 1965 год в централизованный фонд республики поступило доходов  в 1,5 раза больше, чем за все годы с момента образования БССР.

В эти годы 50% расходов бюджета  направлялось на финансирование народного  хозяйства. В расходах бюджета, несмотря на увеличение абсолютной суммы, снизился удельный вес средств, направляемых на содержание местных и республиканских  органов власти (до 2% в 1965 году).

Важным направлением финансовой политики явилось совершенствование  экономических методов управления народным хозяйством и введение новых принципов планирования и экономического стимулирования производства. Однако предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений не были доведены до конца и не дали ожидаемых финансовых результатов.

В конце 70-х годов была разработана экономическая модель отраслевого хозяйственного расчета  и самоокупаемости. Несколько позже  стали внедрять полный хозяйственный  расчет и самофинансирование. Это  означало частичный или полный отказ  от бюджетных ассигнований. Но на практике не всегда удавалось учесть одновременно экономические интересы как производителей, так и государства (предприятия сознательно занижали плановые обязательства).

Бюджет БССР в 1990 году имел следующие особенности:

– увеличился объем бюджета  почти в 2 раза по сравнению с 1985 годом, прежде всего за счет повышения цен на многие товары первой необходимости и длительного пользования;

– произошел структурный  сдвиг в перераспределении средств между республиканским и местным уровнями власти и органами управления (удельный вес бюджетов областей и города Минска вырос в 2 раза по сравнению с 1988 годом);

– расширились права отдельных  регионов и изменились подходы к  формированию и использованию бюджетов местных Советов;

– появилась проблема несбалансированности бюджетов за счет наличия дотационных хозяйств, необоснованного роста денежных доходов населения, просчетов в инвестиционной политике, что дало толчок к росту инфляционных процессов [6, c.63].

Т.о., подход к изучению бюджета основывается на утверждении, что бюджет проходит в своем развитии те же этапы, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения; его существование вне государства невозможно.

 

2. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

 

Местные бюджеты  представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Местные бюджеты  обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся: областные, районные, городские  бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В соответствии с территориальными уровнями местных  Советов бюджеты делятся на:

– бюджеты первичного уровня: сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

– бюджеты базового уровня: районные и городские (городов районного подчинения);

– бюджеты областного уровня [6, c.77].

В соответствии с этим сложились  и бюджеты этих уровней, которые  характеризуются данными следующей табл.

Таблица

Количество местных бюджетов в соответствии с территориальными уровнями местных Советов

Административно-территориальные  единицы 1-го  уровня

Бюджеты различного территориального уровня

Количество местных бюджетов областного уровня

Количество местных бюджетов  базового территориального. уровня

Количество местных бюджетов первичного территориального уровня

Общее количество бюджетов всех уровней

Брестская область

1

19

237

257

Витебская область

1

25

215

241

Гомельская  область

1

23

289

313

Гродненская область

1

19

205

225

Минская область

1

26

326

353

Могилевская область

1

23

197

221

Г. Минск (столица)

1

-

-

1

Всего:

7

135

1469

1611

Доля  местных бюджетов каждого уровня (в%)

0,43

8,37

91,2

100,0


Источник: [3, c.18]

 

 

 

Местные бюджеты  нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц.

Минимальные размеры  местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетного обеспечения  на одного жителя, иных социальных нормативов.

Доходы бюджета  каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, неналоговых доходов, других обязательных платежей и поступлений в соответствии с законодательством.

Информация о работе Бюджет дореволюционной Беларуси. Образование БССР и её бюджет