Бюджет Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.

В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.

Содержание

Введение



Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции



1.1 Понятие и виды коррупции



1.2 Функции коррупции



Глава 2. Политика противодействия коррупции



2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы

государственной гражданской службы



2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации



Глава 3. Механизмы противодействия коррупции в Системе государственной гражданской службы



3.1 Направления и особенности противодействия коррупции в системе

государственной гражданской службы



3.2 Перспективные направления антикоррупционной политики в

Российской Федерации



Заключение



Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая боброва.docx

— 61.98 Кб (Скачать файл)

  Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

 

1) В зависимости от  субъекта коррупции, злоупотребляющего  служебным положением:

 

- государственная коррупция  (коррупция госчиновников); - коммерческая  коррупция (коррупция менеджеров  фирм); - политическая коррупция (коррупция  политических деятелей).

 

2) В зависимости от  субъекта коррупции, выступающего  инициатором коррупционных отношений:

 

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного  лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от  субъекта коррупции, являющегося  взяткодателем:

 

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

 

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны  криминальных предпринимателей  – например, наркомафии).

4) В зависимости от  формы выгоды, получаемой взяткополучателем  от коррупции:

 

- денежные взятки; - обмен  услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от  степени централизации коррупционных  отношений:

 

- децентрализованная коррупция  (каждый взяткодатель действует  по собственной инициативе); - централизованная  коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими  чиновниками, делятся между ними  и более вышестоящими); - централизованная  коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими  чиновниками, частично передаются  их подчиненным).

6) В зависимости от  уровня распространения коррупционных  отношений:

 

- низовая коррупция (в  низшем и в среднем эшелонах  власти); - верхушечная коррупция  (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере  мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от  степени регулярности коррупционных  связей:

- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная)  коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).4

1.2 Функции коррупции

 

   Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции. М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.

  Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.

  Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:

 

а) стимулирование экономического роста;

 

б) содействие политическому  развитию.

 

Стимулирование экономического роста предполагает:

 

- накопление капитала;

 

- предприимчивость;

 

 

 

- проникновение делового  подхода в бюрократическую среду  и т.д.

 

В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению при- были.

  Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.5

 Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.

  Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.

   Таким образом, коррупция - это сложное социальное явление, требующее глубокого всестороннего изучения. В научных кругах даются различные определения коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция - это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.

   Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Политика противодействия коррупции.

2.1 Зарубежный опыт преодоления  коррупции в органах системы  государственной службы

 

  Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер. Коррупция в международно-правовых актах определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. В настоящее время меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах:

- глобальная программа  против коррупции ООН;

- Декларация ООН о борьбе  с коррупцией и взяточничеством  в международных коммерческих  операциях;

- Конвенция ООН против  коррупции и т.д.

    В целях ограничения распространения коррупции мировое сообщество выработало множество форм и методов борьбы с ней:

1. Чистки и кампании

2. Административно-правовые  меры. Создание специализированных  органов, предназначенных для  расследования нарушений законности  в сфере государственной службы.

3. Идейно-нравственное возрождение  общества

4. Подотчетность правительств  выборным представителям и массовому  электорату

   Примером эффективной борьбы с коррупцией, является операция «Чистые руки», проводимая в Италии в течение пяти лет с 1992 г.

   Парламентские партии, которые фактически всем заправляли, больше интересовала не полезность производимых работ и эффективность предлагаемых услуг, а получение откатов, которые позволяли оплатить расходы на политику. Крупные и мелкие предприниматели быстро сориентировались и для получения подрядов начали платить огромные суммы партиям, избегая таким образом проблем с конкуренцией и свободным рынком. Согласно расчетам экономиста Марио Деальо, в 1992 году сумма взяток в Италии составляла около 5 млрд. евро. Для предприятий это была система соглашений, а для партий — возможность систематически получать и тратить общественные деньги. Многие должностные лица были связаны с мафией.

 

В результате операции "Чистые руки", проведенной правоохранительными  органами, оказались «выведенными из оборота» 80 % итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных партий.6

   Эффективную антикоррупционную политику проводит КНР. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины.  Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.

  Также в Китае борьба с коррупцией ведется путем этического воспитания общества, антикоррупционной пропаганды. В отельных случаях применяется высшая мера наказания - смертная казнь. Согласно опубликованным китайскими властями данным, за период с 2000 года было расстреляно 10 000 чиновников. Также наказанием за мздоимство в Китае является отрубание руки (в России максимальный срок лишения свободы за взятки – 12 лет).

   Эксперты отмечают, что китайские методы борьбы с коррупцией дают результат: в год за решетку отправляются до 45 тыс. чиновников и до 20 тыс. сотрудников правоохранительных органов.7

  Одной из самых коррупционно независимых признается государственная служба Канады. В Канаде придается большое значение этическим стандартам на государственной службе, в этой связи с точки зрения коррупции государственная служба в этой стране является наиболее чистой.

   Законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Но запреты касаются только тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе, а принятый еще в 1985 году Кодекс поведения государственных служащих предоставляет возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.

    В Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки относится к разряду тягчайших преступлений. Согласно Конституции за данное преступление президенту США может быть объявлен импичмент.

   В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием "Шейх и пчела": агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников.

  В последние годы правительство США приняло ряд новых антикоррупционных законов и привлекает к уголовной ответственности все большее число чиновников.8

  В США, Германии, Великобритании, Франции и некоторых других государствах важную роль в борьбе с коррупцией отводится налоговой администрации. Например, законодательство США требует, чтобы должностные лица представляли декларацию о доходах и имуществе своей супруги (супруга) и иных находящихся на иждивении членов семьи.

   В Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же — во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. В 1945-1954 гг. были осуждены за получение взяток 549 лиц, в 1980-1989 гг. таких приговоров было вынесено 81, а в 1990-х гг. всего 38. Финляндия по праву считается одной из наименее коррумпированных стран.

  В Финляндии фактически никогда не создавалось специального закона о коррупции или специальных органов для контроля за ней. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие Конституции, Уголовного кодекса, законодательства о гражданской службе, административных инструкций и других подзаконных актов. Особую роль играют этические нормы.

   В целом нужно отметить, что было бы преувеличением говорить о какой-то специфической «финской модели» борьбы с коррупцией. Разумеется, имеется ряд законодательно-правовых особенностей, которые могли бы быть использованы и в России. Однако, как думается, главное все же — в «финской модели» социально-экономического развития, в формировании условий, которые не создавали бы питательной почвы для коррупции и которые, если бы не исключали ее, то, во всяком случае, минимизировали это явление, делали возможной эффективную борьбу с ним.9

  В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип – презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чем не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий при малейшем подозрении заведомо виновен – до тех пор пока он не докажет свою невиновность. Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право, доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору не нужно – это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен суметь в суде сам доказать свою невиновность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Антикоррупционная политика  Российской Федерации

 

   Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Информация о работе Бюджет Рф