Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, её основных черт, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: исследовать теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства; раскрыть основные аспекты организации бюджетной системы Российской Федерации и место налогов в её формировании; выявить правовые основы осуществления бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………….
1.1 Сущность понятий «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»…………………………………………………….
1.2 Основные аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации…..…………...
1.3 Законодательные основы бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации ...………………………………….
2 Анализ бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…...
2.1 Анализ системы органов, обладающих бюджетными полномочиями в Российской федерации………………………………….
2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета и её динамики в Российской федерации ………………………………….
2.3 Оценка проведения фискальной политики в современной России…
3 Основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации……………………………………….
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала ………………………………………...
3.2 Совершенствование сферы налогового администрирования………..
3.3 Осуществление мониторинга эффективности налоговых льгот ……
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетно-налоговая политика.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификацией называется группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для:

  1. составления, утверждения и исполнения бюджета;
  2. контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  3. обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
  4. составления консолидированных бюджетов всех уровней [6].

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке  применения бюджетной классификации  РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации  госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Данная классификация представлена в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5 – Классификация доходов бюджета Российской Федерации [14]

Название группы

Вид подгруппы

Налоговые доходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  7. прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  3. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  4. административные платежи и сборы;
  5. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  6. доходы от внешнеэкономической деятельности;
  7. прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления

 

 

 

 

  1. от нерезидентов;
  2. от бюджетов других уровней;
  3. от государственных внебюджетных фондов;
  4. от государственных организаций;
  5. от наднациональных организаций;
  6. средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

 

Однако бюджет Российской федерации состоит не только из одних доходов, также в нем предусмотрена статья расходов.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Бюджетная  классификация расходов бюджета [10]

 

Каждая из трёх структур достойна рассмотрения, так функциональная классификация представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Основные разделы функциональной классификации:

  1. государственное управление и местное самоуправление; 
  2. судебная власть; 
  3. международная деятельность; 
  4. национальная оборона; 
  5. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 
  6. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 
  7. промышленность, энергетика и строительство;
  8. сельское хозяйство, рыболовство [10].

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения [8].

При отрицательном сальдо государственного бюджета, то есть при дефиците бюджета государственная экономика формирует источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Источники внутреннего финансирования делятся на следующие группы:

  1. финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
  2. государственные ценные бумаги;
  3. бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
  4. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
  5. прочие источники внутреннего финансирования;
  6. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  7. государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней [6].

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

  1. кредиты международных финансовых организаций;
  2. кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
  3. кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
  4. изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
  5. прочее внешнее финансирование [10].

Отношения, образовавшиеся между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, называются межбюджетными отношениями. Они строятся на следующих принципах:

  1. сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
  2. самостоятельность бюджетов всех уровней;
  3. законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
  4. объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
  5. единство бюджетной системы;
  6. равенство всех бюджетов РФ [16].

Межбюджетные отношения регулируются государством. Бюджетное регулирование представляет собой процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс РФ четко  разграничил доходы и расходы  по бюджетам различных уровней.

Доходы бюджетов можно  разделить на две группы:

  1. собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
  2. регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы [13].

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета  нижестоящему. Основные формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

Субвенция представляет собой фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.

Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.

Субсидия определяется как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит является формой финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

И, наконец, бюджетная ссуда  – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года [3].

Отношения, возникающие  между субъектами бюджетной системы, порождают такое экономическое явление как бюджетный процесс.

Бюджетный процесс –  регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Таким образом, можно  сказать о том, что бюджетная  система Российской Федерации имеет  сложную и многоуровневую структуру, в которой немаловажная роль отдана налоговым поступлениям, поэтому необходимо рассмотреть законодательные основы осуществления фискальной политики в России.

 

1.3 Законодательные  основы бюджетно-налоговой политики  в Российской Федерации

 

 

Система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл. 2). В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.  
Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей [14].

Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:

  1. налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы налогах и сборах;
  2. законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;
  3. нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Помимо правовых границ понятия «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:

  1. общие принципы налогообложения;
  2. система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;
  3. налоговые органы и участники налоговых отношений;
  4. порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;
  5. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  6. порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков [16].

Часть вторая Налогового кодекса РФ, включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов. В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.

Указы Президента РФ устанавливают  самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации