Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях. Финансовая поддержка субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет и бюджетная система складываются из совокупности экономических отношений возникающих при распределении и перераспределении ВНП и национального дохода. Бюджет напрямую связан со всеми стадиями воспроизводства, и в этой связи рассматриваться он должен вместе с экономическими отношениями, которые выступают в качественной форме доходов и расходов, и с которыми связано развитие и дальнейшее совершенствование бюджета, и развитие тех самых экономических отношений.
В условиях рынка бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет и бюджетная система складываются из совокупности экономических отношений  возникающих при распределении  и перераспределении ВНП и  национального дохода. Бюджет напрямую связан со всеми стадиями воспроизводства, и в этой связи рассматриваться он должен вместе с экономическими отношениями, которые выступают в качественной форме доходов и расходов, и с которыми связано развитие и дальнейшее совершенствование бюджета, и развитие тех самых экономических отношений.

В условиях рынка бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Методы развития теории бюджетного планирования основываются на определении сущности, роли и  места бюджета в системе воспроизводства. Сущность же бюджета нельзя рассматривать  вне конкретных экономических условий, так как на неё оказывает влияние  множество факторов, например, производственные отношения или способы производства.

Экономическая сущность бюджета является отправным  методологическим пунктом в совершенствовании  бюджетного планирования, более полном использовании особенностей его  доходов и расходов в современных условиях кризиса, при котором бюджетное планирование приобретает еще более острое значение для экономики страны и её субъектов, что только увеличивает актуальность данной работы.

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Бюджетное планирование - это план на определенный период времени, согласно которому достигается поставленная цель. Таким образом, прежде чем начать, что-то планировать, нужно определить четкие цели, стратегию компании на будущее, так как построение бюджета без конечной цели не имеет смысла. Именно в этом аспекте обеспечивается взаимосвязь конечной цели компании с планами, направленными на их достижение, обеспечение выполнения этих планов оперативной деятельностью.

Бюджет - это  ожидаемые доходы и расходы компании, которые возникнут в течение предстоящего периода.

Бюджет - это  план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, и определяющий потребность предприятия  в ресурсах, необходимых для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.

Бюджетное планирование - это «инструмент» руководства компании для реализации краткосрочных и  долгосрочных планов развития компании.

 

1.1 Бюджетное планирование в системе управления финансами

 

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях  территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые  увязываются с материальными  и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальном уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

  1. обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;
  2. прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;
  3. прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
  4. определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

Перед бюджетным  планированием выдвигаются следующие  основные задачи:

  1. установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  2. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  3. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Система финансовых планов бюджетного планирования

Система финансовых планов по длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).

Годовые финансовые планы  представляют собой финансовые планы  на предстоящий год. Основными показателями проекта бюджета являются общий  объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета.

Перспективный (среднесрочный) финансовый план. В развитых странах  в последние десятилетия осуществляется переход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планирования бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план является прогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус многолетнего бюджета. Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа.

Долгосрочный финансовый план составляется в целях определения  налогово-бюджетной политики на более длительный период. Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогноза социально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджета в перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитываются в целом по территории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляются и оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействие налоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитие производства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетами различных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценить возможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета и определить возможные источники его покрытия.

Составление проекта бюджета

Следующий этап бюджетного планирования — процесс  составления проекта бюджета. Главная  задача разработки проекта бюджета  — определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива  Правительства РФ, высших исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Для составления  проекта бюджета Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством  финансов РФ по поручению Правительства РФ.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

  1. проекта федерального бюджета;
  2. проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
  3. проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ, и показатели разработанного Министерством экономики прогноза социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются  сценарные условия экономического и социального развития на планируемый  год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения  Правительством РФ этих сценарных условий  Министерство финансов разрабатывает  основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы  и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам  исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с ее субъектами на плановый год и среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов, министерств и ведомств РФ. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов. Если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами  и субъектами Российской Федерации  бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство РФ.

 

1.2 Организация бюджетного планирования в условиях рынка

 

Проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год вместе с другими проектами и документами вносится на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года.

Центральный банк Российской Федерации до 26 августа  текущего года представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.

Информация о работе Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях. Финансовая поддержка субъектов РФ