Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях».docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

На тему: «Финансовая политика России в современных условиях»

 

Введение

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные  элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. [3].

 

Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику.

 

Финансовая политика государства  призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществлять свои функции – социальные, экономические, экологические, оборонные и др. Следовательно, она является составной частью социально-экономической  политики, одним из ее сегментов.

 

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

 

разработку обшей концепции  финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных  задач;

 

создание адекватного  финансового механизма;

 

управление финансовой деятельностью  государства и других субъектов  экономики.

 

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор  текущих тактических целей и  задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными  проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

 

1. Финансовая политика. Содержание  финансовой политики

 

Создание рыночных отношений  немыслимо без проведения принципиально  новой финансовой политики. Проведение такой политики потребовало в  первую очередь основополагающих теоретических  разработок, анализа и учета действующей  практики при проведении реформ с  целью оперативного внесения соответствующих  коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным  вопросам были сформулированы на декларативном  уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

 

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей  государства строится на основе финансовой политики, которая является составной  частью экономической политики [4].

 

Финансовая политика –  это совокупность методологических принципов, практических форм организации  и методов использования финансов.

 

Практически она реализуется  на основе принятия системы государственных  мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части  финансовых ресурсов общества в бюджет их эффективному использованию для  выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью  бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов и регулированию  денежных потоков. Как составная  часть экономической политики; финансовая политика должна быть направлена на обеспечение  экономического роста, социального  мира и значимости государства в  международном сообществе.

 

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться  изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но должна и ориентироваться и на соответствующие требования стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

 

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий и  определяется:

 

соответствующей теоретической  базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства  в области финансов;

 

разработкой основных направлений  и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства  на текущий период и перспективу;

 

осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

 

Финансовая политика —  составная часть экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических  процессов.

 

В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности.

 

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику  внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих  особенностей должен дополняться изучением  опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта [4].

 

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с  другими составными частями экономической  политики — кредитной, ценовой, денежной.

 

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

1.1 Цели и типы финансовой  политики. Финансовый кризис

 

Выделяются различные  цели финансовой политики в зависимости  от основных направлений финансовой деятельности государства, которую, несмотря на все ее разнообразие можно разделить  на три вида:

 

аллокация - предоставление обществу государством финансирование из централизованных источников тех товаров и услуг, которые не может произвести и предоставить частный сектор (оборона, управление, международная деятельность и др.);

 

перераспределение - финансовое перераспределение государством доходов  и. имущества с целью справедливого  распределения доходов и достижения социальной справедливости;

 

стабилизация - осуществление  финансовых мер, направленных на достижение возможно более полной занятости, снижение инфляции, поддержание стабильного  экономического роста.

 

Главной целью финансовой политики является увеличение объема и улучшение эффективности использования  финансовых ресурсов. В связи с  этим большое значение приобретают  вопросы оптимального распределения  государственных финансов и их эффективного целевого использования, в том числе  для реализации целевых программ (федеральных, региональных, межрегиональных). Стержнем финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования  и обеспечение социально-экономического развития общества [5].

 

Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государство в соответствии с видами финансовой деятельности преследует достижение следующих целей:

 

повышение уровня жизни населения  на основе развития отраслей народного  хозяйства;

 

оздоровление и структурная  перестройка экономики;

 

снижение темпов инфляции.

 

Разработка и осуществление  финансовой политики включают следующие  основные этапы:

 

разработка финансовой стратегии;

 

определение и постановка главных целей финансовой политики и их конкретизация в тактических  задачах;

 

разработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей;

 

подбор кадров, способных  решить поставленные задачи;

 

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей и решение  задач, контроль за их осуществлением.

 

Поскольку финансовая политика в первую очередь направлена на достижение максимального объема финансовых ресурсов, то она обеспечивает реализацию политики государства и в других областях общественной деятельности - экономике, социальной сфере, обороне страны, развитии научно-технического прогресса.

 

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики. Использование того или  иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп  и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический  и политический курс государства. Все  это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве  системы общественных отношений.

 

Анализ применявшейся  различными государствами финансовой политики позволяет выделить три  ее основных типа:

 

классическая;

 

планово-директивная;

 

регулирующая.

 

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические  теории [6].

 

1)Классическая теория  практически отводила государству  «роль ночного сторожа». Основа  финансовой политики, по мнению  «классиков», - достижение полной  свободы рыночных отношений, а  рынок – основой регулятор,  обеспечивающий во всех экономический  рост и сбалансированность ресурсов  общества. Государство должно обеспечить  функционирование рынка определенными  правовыми нормами, стремясь минимизировать  все государственные расходы,  представляющие собой дополнительные  издержки для предпринимателя.

 

2)Планово-директивная теория  выводила на передовые позиции  отношения планомерности, систему  директивных планово-распределительных  функций государства на основе  жесткого исполнения плановых  показателей развития экономики:  что обеспечивало превалирование  натуральных показателей плана,  вслед за которым шло перераспределение  денежных ресурсов в системе  государственных финансов, государственных  предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через; государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

 

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую  эффективность в годы, когда требовалась  максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного  хозяйства и т.п.). В то же время  использование такой финансовой политики в условиях нормального  функционирования экономики привело  к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового  положения государства.

 

3)Регулирующая теория, в  основу которой положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.)

 

Современная финансовая политика России складывалась: в условиях преодоления  ограничительных рамок планово-директивной  политики СССР. В 1992-1998г.г. она развивалась  в рамках так называемой «политики  финансовой стабилизации», в крайне неблагоприятных условиях как объективного, так и субъективного характера [7]. Это привело к кризису августа 1998г., основными причинами которого были:

 

отсутствие российской теории в области финансового регулирования  при «романтической» ориентации на рекомендации МВФ. В рекомендациях  предлагалось свести регулирование; экономикой к ограниченному кругу индикаторов (темп инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса (М2) курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей явно недостаточно. Недооценивались такие показатели, как динамика и структура внутреннего и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность. Такие важнейшие показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий при разработке финансовой политики, явно игнорировались;

 

снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с  соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя  привели к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов;

 

частые смены министров  финансов и глав правительств; не способствовавшие выработке реальной и предсказуемой  финансовой политики;

 

искусственное сдерживание  курса рубля, ошибки в его прогнозировании, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов;

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях