Бюджетное планирование: анализ областного бюджета Калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:34, реферат

Краткое описание

В настоящей работе дается характеристика второго уровня бюджетной системы Российской Федерации – бюджетной системы субъектов РФ.
Актуальность темы определяется тем, что бюджеты территорий или бюджеты субъектов Российской Федерации, и по размерам, и по формам использования должны соответствовать задачам социально-экономического развития, возложенных на государственные органы субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Процесс принятия областного бюджета Калининградской области...…………………………………….4
2. Анализ структуры доходов и расходов областного бюджета Калининградской области…………………………...……………………10
2.1.Доходы областного бюджета Калининградской области на 2013 год……………….………………….10
2.2. Расходы областного бюджета Калининградской области
на 2011-2013 года..…………………………………………………………..12
3. Анализ Динамики бюджета Калининградской области
за 2011-2013 года……………………………...…………………………….15
3.1. Анализ динамики дохода бюджета за 2011-2013 года ……………………………………………....15
3.2. Анализ динамики расходов бюджета за 2011-2013 года ………………………………...16
Заключение …………………………………….……………………...17
Список литературы ………………………………….………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетное планирование.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1.Доходы областного  бюджета Калининградской области  на 2013 год

Таблица 1

Таблица показателей областного бюджета Калининградской области на 2011-2013 года2

Наименование доходов

2011 год

2012 год

2013 год

 

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

Налоговые доходы

13983747

55,55

19851000

55,39

15115020

83,06

1) Налог на прибыль

4676000

18,58

13679000

38,17

8863000

48,71

2) Налог на товары 

958000

3,81

1035000

2,89

1876000

10,31

3) Налог на совокупный доход

5548247

22,04

1278000

3,57

923000

5,07

4) Налог на имущество

2701000

10,73

3695000

10,31

3299000

18,13

5) Иные налоги

100500

0,39

164000

0,45

154020

0,85

Неналоговые доходы

1662377

6,6

1508000

4,21

302770

1,67

1) Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. собственности

199302

0,79

195626

0,55

156770

0,86

2) Платежи при использовании природных ресурсов

61500

0,24

98000

0,27

43500

0,24

3) Штрафные санкции, возмещение ущерба

4000

0,02

10000

0,03

17500

0,1

Прочие неналоговые доходы

1397575

5,55

1204374

3,36

83000

0,46

Итог налоговых и неналоговых доходов

15646124

62,15

21359000

59,6

15417790

84,73

5) Безвозмездные перечисления

8137528

32,33

12996023

36,26

1108687

6,09

6) Доходы за счет средств, полученных  от предпринимательской и иной  приносящей доход деятельности

1384281

5,52

1482404

4,14

1670292

9,18

Всего доходов

25173688

100

35837428

100

18196769

100


 

 

Как видно из таблицы 83,06 % в 2013 году от общего объема доходов приходится на налоговые доходы, при этом 48,71 % доходов областного бюджета  - налог на прибыль (доход). Далее среди доходов области выделяются платежи за пользованием природными ресурсами, налоги на товары и услуги и другие. Среди неналоговых доходов основная доля приходится на доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций (0,86 %).

Средства федерального фонда финансовой поддержки регионов составляют в структуре доходов бюджета 6,09 % или 1108687 тысяч рублей (2013 год), что свидетельствует о финансовой самостоятельности области.

В Калининградской области право введения изменений областной бюджет принадлежит губернатору Калининградской области. В течение финансового года вносится не менее  двух изменений в закон о бюджете Калининградской области.

Согласно проекту закона Калининградской области о бюджете на 2013 год, предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 1922760,6 тыс. рублей или 10,8 % от объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

 

2.2. Расходы   областного  бюджета  Калининградской области 

на 2011-2013 года

Таблица 2

Таблица показателей областного бюджета Калининградской области на 2011-2013 года3

Наименование расходов

2011 год

2012 год

2013 год

 

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

Тыс. Руб.

Удельный вес в общей сумме (%)

1.Межбюджетные трансферты

5843048

22,8

10978964

31,39

7767504

38,61

2.Национальная экономика

7300216

28,49

9233038

26,4

2460774

12,23

3.Социальная политика

2414803

9,42

3031887

8,67

2259704

11,23

4.Общегосударственные вопросы

1680805

6,56

2208533

6,31

1681846

8,36

5.Жилищно-коммунальное хозяйство

1190912

4,65

3613721

10,33

1625197

8,08

6.Образование

1463683

5,71

2659862

7,61

1058577

5,26

7.Здравоохранение, физическая культура и спорт

2976709

11,62

1675942

4,79

529052

2,63

8.Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

748486

2,92

674139

1,93

525359

2,61

9.Культура, кинематография, СМИ

580073

2,26

853155

2,44

503520

2,5

10.Национальная оборона

22779

0,09

23674

0,07

22643

0,11

11.Охрана окружающей среды

17892

0,07

22108

0,06

15062

0,07

ВСЕГО РАСХОДОВ

25623688

100

34975023

100

20119529

100


 

Обратимся к структуре расходов областного бюджета Калининградской области. Анализ структуры расходов областного бюджета на 2013 год показывает, что основные затраты приходятся на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней – 38,61 %.  Среди остальных расходов наибольший  удельный вес занимают национальная оборона (12,23 %), расходы на социальную политику (11,23 %), общегосударственные вопросы (8,36 %), жилищно-коммунальное хозяйство (8,08 %) и на образование (5,26 %).

Обращает  на себя внимание распределение компетенции  при финансировании расходов между областным и местными бюджетами. Преимущественно из областного бюджета финансируются расходы на:

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

фундаментальные исследования и содействие НТП;

промышленность, энергетика и строительство;

сельское хозяйство и рыболовство;

транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

развитие рыночной инфраструктуры;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; мобилизационная подготовка экономики.

 

Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения (ЖКХ, образование, социальная политика), приходятся на местные бюджеты. В связи с перераспределением расходов на уровень местных бюджетов, областной бюджет  выделяет им средства в виде финансовой помощи, направляемые на финансирование этих расходов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди налоговых доходов преобладают налог на прибыль (доход)     предприятий и организаций и налог на доходы физических лиц.

Основной функцией областного бюджета является регулирование доходов местных бюджетов, которое осуществляется через перераспределение бюджетных ресурсов. Расходы на финансовую помощь местным бюджетам составляют более одной четвертой всех расходов бюджета.

Приоритетными направлениями расходов бюджета являются расходы на промышленность, транспорт, строительство, здравоохранение и физкультуру, сельское хозяйство и социальную политику, при этом значительная сумма расходов приходится на прочие расходы.

 

3. Анализ Динамики бюджета  Калининградской области

3.1. Анализ динамики дохода бюджета

 

Рис. 1.

Таким образом, исходя из данных диаграммы, можно сделать вывод, что в период с 2009 по 2012 гг. наблюдался рост доходов в Калининградский областной бюджет. Но в 2013 году произошел спад. Прогноз на 2011 и 2012 года, говорит о том что, доходы в областной бюджет вновь будут расти, в 2011 году они составят 19038568 руб., что на 841799 руб. больше, чем в предыдущий год. В 2012 году доход прогнозируется уже в размере 21152821 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ динамики расходов бюджета

 

Рис. 2.

 

По дано диаграмме видно, что с 2009 по 2012 расходы областного бюджета росли и в 2012 году достигли 29748949 руб. В 2013 году расходы снизились на 9629420 руб. в сравнении с предыдущим годом. Прогноз на 2011 и 2012 года говорит, что расходы будут вновь расти. В 2011 году они составят 20410226 руб., а в 2012 году 22025028 руб., это на 1614802 руб. больше, чем в предыдущем году.

 

 

 

 

 

 

 

                                               

Заключение

 

Представленная работа позволяет сделать вывод о  важности бюджетов субъектов РФ.  Бюджет – это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ, местных органов власти РФ и регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Важнейшие базовые направления в новой государственной политике финансируются не с федерального уровня, а с непосредственно с уровня территорий. Поэтому создать эффективную работоспособную систему на этом уровне важно не только для отдельной области или края, а для государства в целом.

Влияние действующих негативных факторов на общеэкономическую ситуацию сохраняется и будет преодолеваться в течение года по мере реализации программы антикризисных мер Правительства РФ в сочетании с соответствующими действиями на региональном  и муниципальном уровне. Преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии области, как главной территории, невозможно без применения здесь особых условий хозяйствования, которые учитывали бы в полной мере особенности функционирования в этом регионе.

Консолидированные бюджеты области годы (2011-2012) исполнены с дефицитом, такая же тенденция сохранится и в 2013 году. Основные причины этого – региональные удорожающие факторы, узко отраслевая, сырьевая направленность экономики, спад производства, необеспеченность территории собственными финансовыми ресурсами, несовершенство в отношении северных территорий.

Принят ряд постановлений и распоряжений губернатора области, направленных на оздоровление государственных финансов, укрепление доходной части бюджета, сокращение бюджетных расходов, поддержку местных производителей. Осуществляется комплекс мер по  увеличению сбора налогов. Заключены соглашения с администрациями городов и районов по оздоровлению муниципальных финансов и оказания финансовой помощи из областного бюджета.

Важнейшим блоком в формировании доходной части бюджета области среди налоговых доходов преобладают налог на прибыль (доход)     предприятий и организаций и налог на доходы физических лиц. Перспективным направлением  с точки пополнения доходной части бюджета должны стать неналоговые доходы и в первую очередь   государственное и муниципальное имущество, доходы от его использования, аренды и приватизации. В настоящее время  не решены многие вопросы хозяйствования. Поэтому необходимо четко зафиксировать правовые основы арендных и залоговых отношений. Устранение противоречий основных положений Бюджетного и Налогового Кодексов позволит улучшить положение в данной сфере.

Региональная экономическая политика Правительства и усилия федеральных органов исполнительной власти должны быть направлены в первую очередь на совершенствование межбюджетных отношений и выравнивание условий хозяйствования и уровня жизни региона с другими субъектами Российской Федерации  и среднероссийскими показателями за счет соответствующего увеличения госфинподдержки, финансирования федеральных целевых программ, северного завоза, таможенных пошлин.

Каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социаль-экономическому развитию соответствующей территории. Приоритетными направлениями расходов бюджета являются расходы на промышленность, транспорт, строительство, здравоохранение и физкультуру, сельское хозяйство и социальную политику, при этом значительная сумма расходов приходится на прочие расходы. Бюджетная политика должна быть направлена на подавление инфляции, обеспечение жесткой экономии (поиск резервов в доходной и в расходной частях бюджета), должна иметь социальную и инвестиционную ориентацию на всех стадиях бюджетного процесса  от разработки до использования утвержденного бюджета. Социальная сфера и поддержка инвестиций – это ключевые приоритеты бюджетной политики. На остальные направления расходов должен доминировать принцип разумной достаточности.

 

Список литературы

1.Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993

2.Бюджетный кодекс  Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ

3.Налоговый кодекс  РФ часть I: закон  от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ

Информация о работе Бюджетное планирование: анализ областного бюджета Калининградской области