Бюджетная система РФ и принципы её построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
1.1 Понятие и принципы построения бюджетной системы РФ 4
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Межбюджетные отношения 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 14
2.1 Доходы Федерального бюджета РФ 14
2.2 Анализ исполнения расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов федерального бюджета 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации 32
3.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_FINANSY_LYuBIMYJ_OTREDAKTIRUJ_NO_TO_C.docx

— 245.06 Кб (Скачать файл)

Бюджетный федерализм – форма организации межбюджетных отношений в федеральном государстве. В силу этого в российской экономической системе бюджетный федерализм является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений, выражающей относительную самостоятельность (бюджетно-налоговую автономию) бюджетов разных уровней бюджетной системы (федерального, регионального, местного). Отношения бюджетного федерализма, охватывающие взаимодействие только федерального и региональных бюджетов, в силу принципа единства бюджетной системы, оказывает существенное влияние и на функционирование муниципальных (местных) финансов.

Наличие административно-территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. В прежней экономической системе преобладал унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства, а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность, и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ.К ним относятся:

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по законодательно установленным нормативам федеральных налогов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  • равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • самостоятельность бюджетов;
  • равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ

2.1 Доходы Федерального бюджета РФ

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 238 774,5 млн. рублей (19,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 7 480 189,3 млн. рублей (10,5% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме  6 758 585,2 млн. рублей (9,4%  к ВВП). (Таблица 3)

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 1213  
«О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» сформированы прогнозные показатели доходов федерального бюджета на I полугодие 2014 года (далее - прогноз доходов на I полугодие 2014 года).

Таблица  3

Основные показатели федерального бюджета по доходам

за I полугодие 2014 года

                                                                                                                  млн. рублей

Наименование

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Прогноз доходов на I полугодие

2014 года

Отчет за I полугодие 2014 года

Отклонение

1

2

3

4

5=4-3

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

104,0

101,5

107,3

5,8

Курс доллара США к рублю

35,5

33,3

35,0

1,7

ДОХОДЫ

14 238 774,5

6 311 323,0

7 120 906,7

809 583,7

в % к ВВП

19,9

18,7

21,1

2,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 480 189,3

3 185 230,0

3 703 438,6

518 208,6

в % к ВВП

10,5

9,4

11,0

1,6

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6 758 585,2

3 126 093,0

3 417 468,1

291 375,1

в % к ВВП

9,4

9,3

10,1

0,8


 

 

Исполнение федерального бюджета по доходам за I полугодие 2014 года составило  7 120 906,7 млн. рублей (21,1% к ВВП) или 50,0% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом от 28 июня 2014 г.  
№ 201-ФЗ, и на 809 583,7 млн. рублей или на 12,8% больше прогноза доходов на I полугодие 2014 года.

Поступление нефтегазовых доходов за I полугодие 2014 года составило 3 703 438,6 млн. рублей (11,0% к ВВП), ненефтегазовых доходов – 3 417 468,1 млн. рублей (10,1% к ВВП) или соответственно 49,5% и 50,6% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона  
от 28 июня 2014 г. № 201-ФЗ, 116,3% и 109,3% к прогнозу доходов  
на I полугодие 2014 года соответственно.

По сравнению с прогнозом доходов на I полугодие 2014 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 809 583,7 млн. рублей или на 2,4% к ВВП, в том числе за счет нефтегазовых доходов – на 518 208,6 млн. рублей (на 1,6% к ВВП) и ненефтегазовых доходов – на 291 375,1 млн. рублей (на 0,8% к ВВП). Увеличение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных (увеличение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 5,8 долл. США/барр., роста курса доллара США по отношению к рублю на 1,7 рубля, увеличение объемов добычи нефти на 1,1%, экспорта товаров, выработанных из нефти и газа природного на 16,5% и 2,1% соответственно). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен увеличением налога на добавленную стоимость; налога на прибыль организаций, доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации; доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации; поступлений разовых платежей за пользование недрами.

Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице 4.

        Таблица 4

Фактическое исполнение доходов федерального бюджета

за I полугодие 2012 - 2014 годов

   млн. рублей

Наименование

I полугодие

2012 года

I полугодие

2013 года

I полугодие

2014 года

1

2

3

4

ВВП, млрд.рублей

28 593,6

30 624,5

33 783,8

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр.

112,1

106,5

107,3

Цена на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс.куб.м.

351,3

345,0

339,1

Курс доллара США к рублю

30,6

31,0

35,0

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

261,8

250,3

256,7

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США

145,3

149,3

141,2

ДОХОДЫ

6 200 399,5

6 257 653,7

7 120 906,7

в % к ВВП

21,7

20,4

21,1

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

3 226 109,5

3 099 109,5

3 703 438,6

в % к ВВП

11,3

10,1

11,0

НДПИ на нефть

1 082 215,1

1 060 003,4

1 255 053,0

НДПИ на газ горючий природный

135 271,1

158 145,8

194 472,0

НДПИ на газовый конденсат

5 139,4

6 558,1

7 383,3

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

1 251 336,0

1 113 311,4

1 257 693,7

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

241 464,7

214 337,4

281 698,2

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

510 683,2

546 753,4

707 138,4

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

2 974 290,0

3 158 544,2

3 417 468,1

в % к ВВП

10,4

10,3

10,1

Налог на прибыль организаций

177 768,8

160 561,5

181 189,3

Налог на добавленную стоимость

1 735 120,7

1 747 668,1

1 962 660,8

НДС на товары, реализуемые на территории РФ

978 426,7

978 688,9

1 163 152,4

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

756 694,0

768 979,2

799 508,4

Акцизы

176 379,1

237 767,4

274 828,4

Ввозные таможенные пошлины

346 986,9

325 743,7

307 775,3

Прочие ненефтегазовые доходы

538 034,5

686 803,5

691 014,3

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации

13 342,0

14 241,0

74 195,6

Разовые платежи за пользование недрами

21 758,9

116 667,9

60 596,9

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации

16 301,5

73 130,3

51 826,0

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

72 956,8

40 818,7

26 664,5

Прочие доходы

413 675,3

441 945,6

477 731,3


 

Динамика поступления доходов федерального бюджета за I полугодие 2012 - 2014 годов характеризуется снижением с 21,7% к ВВП за I полугодие 2012 года до 20,4% к ВВП за I полугодие 2013 года и увеличением до 21,1% к ВВП за I полугодие 2014 года.

За I полугодие 2014 года доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 0,7% к ВВП, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 0,9% к ВВП, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,2% к ВВП. Увеличение нефтегазовых доходов обусловлено изменением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации (рост курса доллара США по отношению к рублю на 4,0 рубля, увеличение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 0,8 долл.США/барр., увеличение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти на 21,3% и газа природного на 8,3%, объемов добычи газового конденсата и нефти на 2,1% и 0,8% соответственно), а также увеличением ставок налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Снижение ненефтегазовых доходов связано с уменьшением поступлений разовых платежей за пользование недрами (в связи с проведением в декабре 2012 года дополнительных аукционов на право пользования недрами по участкам недр федерального значения), ввозных таможенных пошлин (в результате снижения объемов импорта и средневзвешенной ставки импортного тарифа с 8,63% до 7,52%), доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (за счет существенного снижения котировок ценных бумаг правительств США, стран зоны евро и Великобритании в процентном периоде, вследствие переориентации инвесторов с долговых обязательств указанных стран на более доходные и рискованные активы); доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (в связи с перечислением государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» денежных средств в качестве имущественного взноса в фонд обязательного страхования вкладов).

Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2012 - 2014 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 4

Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов

в общем объеме доходов федерального бюджета  
за I полугодие 2012 - 2014 годов

В общей сумме доходов федерального бюджета за I полугодие 2014 года нефтегазовые доходы составили 52,0% и ненефтегазовые доходы – 48,0 процентов. При этом, динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс» (снижение за I полугодие 2013 года до 106,5 долл. США/барр. против 112,1 долл. США/барр. за I полугодие 2012 года и за I полугодие 2014 года до 107,3 долл. США/барр.), экспортных цен на газ природный (I полугодие 2012 года – 351,3 долл. США/тыс.куб.м, I полугодие 2013 года – 345,6 долл. США/тыс.куб.м, I полугодие 2014 года – 339,1 долл.США/тыс.куб.м) и курса доллара США по отношению к рублю (I полугодие 2012 года – 30,6 руб., I полугодие 2013 года – 31,0 руб., I полугодие 2014 года – 35,0 руб.), что в значительной мере влияет на изменение доли нефтегазовых доходов за I полугодие 2014 года по отношению к I полугодию 2012-2013 годов и, как следствие, изменение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов.

Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2012 - 2014 годов по видам доходов показана на рисунке 5.

 

Рисунок 5

Структура доходов федерального бюджета по видам доходов

за I полугодие 2012 - 2014 годов

Основная часть поступлений федерального бюджета за I полугодие 2012 - 2014 годов обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов за I полугодие 2014 года приходится 80,0% всех доходов федерального бюджета. Снижение доли прочих доходов на 1,1% обусловлено, в основном, снижением поступления разовых платежей за пользование недрами; доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации.

Поступление доходов в федеральный бюджет в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации за I полугодие 2014 года приведено в приложении 2 к настоящей пояснительной записке. 

 

2.2 Анализ исполнения расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов федерального бюджета

 

По состоянию на 1 июля 2014 года объем бюджетных ассигнований по уточненной росписи составил14 027 284,6 млн. рублей, лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 13 369 975,7 млн. рублей – 99,8% от объема бюджетных ассигнований, установленных уточненной росписью (без учета бюджетных ассигнований на ПНО). Доведение и распределение лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса в разрезе разделов классификации расходов федерального бюджета характеризуется следующими данными:

Таблица 6

млн. рублей

Наименование раздела

Лимиты бюджетных обязательств

доведено до главных распорядителей

распределено главными распорядителями

% распре-деления

1

2

3

4=3/2*100

ВСЕГО

13 369 975,7

10 249 581,0

76,7

в том числе:

     

Общегосударственные вопросы

975 502,6

789 454,5

80,9

Национальная оборона

2 491 287,4

2 075 018,4

83,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 060 771,6

1 894 670,0

91,9

Национальная экономика

2 220 594,9

1 750 527,3

78,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

109 263,8

82 861,9

75,8

Охрана окружающей среды

54 931,7

33 686,4

61,3

Образование

641 270,9

450 620,1

70,3

Культура, кинематография

94 963,1

79 736,0

84,0

Здравоохранение

516 250,5

410 303,9

79,5

Социальная политика

2 881 282,9

1 479 808,9

51,4

Физическая культура и спорт

79 592,9

33 055,7

41,5

Средства массовой информации

69 105,5

61 372,3

88,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

452 530,3

425 808,5

94,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

722 627,6

682 657,2

94,5

Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы её построения