Бюджетная система РФ и принципы её построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 4
1.1 Понятие и принципы построения бюджетной системы РФ 4
1.2 Бюджетная классификация 7
1.3 Межбюджетные отношения 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 14
2.1 Доходы Федерального бюджета РФ 14
2.2 Анализ исполнения расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов федерального бюджета 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации 32
3.2 Перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_FINANSY_LYuBIMYJ_OTREDAKTIRUJ_NO_TO_C.docx

— 245.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»  
в г. Пскове

 

КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по теме: «Бюджетная система РФ и принципы её построения»

 

 

 

Выполнила: студентка

Шатая Виктория Алексеевна

3 курс

№ ГРУППЫ  310

 

Проверил преподаватель:

 

Моисеева Н.В. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Псков

2014 г. 
СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления. Сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств.

Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетной системы, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.

 

ГЛАВА 1.  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие и принципы построения бюджетной системы РФ

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, регионального и местного

Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
- III уровень - местные бюджеты в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований

Характеристика бюджетной системы предполагает не только определение состава бюджетов, входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи бюджетов и их взаимодействия друг с другом. Статья 28 Бюджетного кодекса РФ  определяет следующие принципы бюджетной системы РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого   бюджета своих источников доходов. В праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета соответствующими представительными органами, в исполнение каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти, и недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает необходимость их отражение в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7.Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

8. Принцип гласности, т. е необходимость публикация законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей

                                                                                                             Таблица 1

 

 

1.2 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация РФ (по законодательству РФ) - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной   системы РФ.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

• контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

• получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

• формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

• обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Она позволяет характеризовать главную цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.

Первый уровень названной классификации – разделы. Например:

01 Государственное управление;06 Наука;14 Образование.

Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов.

На четвертом уровне направления финансирования

детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например: Текущие расходы : закупки товаров и оплата услуг, оплата труда государственных служащих, оплата транспортных услуг.

Капитальные расходы :капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных  фондов  и  от  бюджетов  других  уровней,  кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ

Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Таким образом, бюджетная классификация – это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.

 

                                                                                                        Таблица 2

 

1.3 Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения свойственны всем государствам, имеющим административно-территориальное деление. Российская Федерация в силу особенностей государственного устройства имеет развитую систему межбюджетных отношений федерального типа.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечение бюджетного процесса.

Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы её построения