Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Раскрыта экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучены задачи и функции бюджетной политики;
Проведено исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Предложены основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики………....5
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства....5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики………………………………………8
Глава 2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………....11
2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах…………………………………………………………………….11
2.2 Анализ межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации..16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики…..21
3.1 Цели и задачи бюджетной политики на перспективу………………………..21
3.2 Приоритеты межбюджетных отношений……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы…………………………….34
Приложения……………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ Курсовая финансы и кредит 2.docx

— 226.75 Кб (Скачать файл)

Нужно заблаговременно  принять все необходимые для  этого решения, качественно сформировать государственные и муниципальные  задания для бюджетных и автономных учреждений и нормативы их финансового  обеспечения.

Необходимо развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе  за счёт привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего социально ориентированных  некоммерческих организаций.

Должна быть существенно  снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами. Правительству Российской Федерации  необходимо определить график приватизации крупных пакетов акций в ключевых контролируемых государством компаниях, предусмотрев снижение доли участия  до уровня ниже контрольного пакета акций  или отказ от такого участия, за исключением  ряда организаций, работающих в инфраструктурных секторах или непосредственно связанных  с обеспечением безопасности государства.

Цель этой работы заключается прежде всего в создании условий для притока инвестиций и справедливой конкуренции в тех сферах, где такая конкуренция может способствовать активизации инвестиционной, предпринимательской и инновационной деятельности частных компаний, в том числе малых и средних. Надо исключить преимущества для деятельности организаций, которые полностью или частично находятся в государственной или муниципальной собственности, если это прямо не связано с обеспечением безопасности государства.

Требует кардинальной перестройки система государственных  закупок.

Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства  в товарах, работах, услугах удовлетворяются  более адекватно, если все процедуры  государственного заказа встроены в  единую институциональную среду. Таковой  должна стать федеральная контрактная  система, поручение по созданию которой  было дано в конце прошлого года. Следует сформировать механизмы, гарантирующие  надлежащее качество закупок с учётом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов и надёжный мониторинг их исполнения. В этой работе необходимо, наконец, полноценно учесть особенности сложной  и инновационной продукции, работ  и услуг, в том числе связанных  с научными исследованиями. Использование  неформализованных критериев при  проведении конкурсных процедур должно сопровождаться обеспечением их максимальной открытости. При этом акцент должен быть сделан на достижении наилучшего результата закупок.

Необходимо рассмотреть  вопрос о расширении практики заключения государственных (муниципальных) контрактов, выходящих за пределы финансового  года. Но должна быть повышена и ответственность  государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных (муниципальных) контрактов.

Кроме того, значимая для государства сфера закупок – это не только закупки непосредственно для нужд государства, но и для государственного сектора экономики. Это та сфера, где государство должно как инициировать спрос, так и стимулировать создание и развитие наукоёмких и эффективных производств, в том числе с использованием мер бюджетной политики.

В целях повышения  эффективности расходов при осуществлении  закупок товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным  или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учётом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно  установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить  указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции  участников (товаров), а также публичность  результатов этих конкурсов.

Необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и  внедрения инноваций. В частности, при осуществлении государственных  инвестиций целесообразно в большинстве  случаев оформлять участие государства  в капитале компаний в форме привилегированных  акций. Надо продолжить поддержку (в  том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, особенно в части, касающейся содействия патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. Должно быть завершено  создание специализированного агентства  по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Следует обеспечить практическое начало работы российского  фонда прямых инвестиций, создаваемого в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные  отрасли российской экономики, в  том числе в инновационные  проекты в энергетике, телекоммуникационном секторе, фармацевтике и других приоритетных отраслях.

В 2011 году необходимо завершить разработку поправок и  внести изменения в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также  применения мер ответственности  за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2009–2011 годах, – внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 году – до сих пор не выполнена.

В указанном законопроекте  необходимо учесть особенности рисковых проектов с неопределёнными результатами исследований или разработок. Контроль за использованием бюджетных средств  и иного имущества государства  в таких случаях должен быть направлен  на обеспечение целевого характера  их использования и законности действий соответствующих организаций.

Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления. Созданные  решением Президента Российской Федерации  рабочие группы по правовым вопросам перераспределения полномочий между  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, по финансовым и налоговым вопросам, по межбюджетным отношениям должны подготовить  до конца текущего года предложения, предусматривающие в том числе  меры по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре  консолидированного бюджета Российской Федерации, соответствующие новому распределению полномочий. При необходимости  нужно внести изменения в структуру  налоговой системы и в бюджетное  законодательство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию  создания и развития интегрированной  информационной системы управления общественными финансами (электронный  бюджет), направленную на повышение  открытости, прозрачности и подотчётности  финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности  и достоверности информации для  всех заинтересованных пользователей, повышение качества финансового  менеджмента в секторе государственного управления, и начать реализацию этой Концепции.

3.2 Приоритеты межбюджетных отношений

Вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки гражданам  не могут быть решены без участия  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата  и решение социальных вопросов. Но для этого им необходима прочная  финансовая основа.

До 1 декабря 2011 г. должны быть подготовлены предложения по децентрализации полномочий, в том числе в налоговой сфере и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

Полномочия, в большей  степени отвечающие целям и задачам  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, стоило бы передать на региональный уровень; полномочия, отвечающие целям и задачам  органов местного самоуправления, – на муниципальный уровень. Соответственно этому должны определяться как расходные обязательства, так и источники доходов.

Работу необходимо вести по следующим направлениям.

Переход с 2012 года к  осуществлению финансового обеспечения  полиции за счёт средств федерального бюджета сопровождается предложением о передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных  учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства. Аргументируется  это тем, что федеральные органы государственной власти должны заниматься правовым регулированием в соответствующих  сферах, а не управлением имуществом.

В целях определения  реальных возможностей по финансовому  обеспечению работы учреждений, предлагаемых к передаче на региональный уровень, необходимо провести детальные расчёты.

Следует определиться с формами, механизмами и объёмами предоставления региональным бюджетам субсидий и других форм поддержки  из федерального бюджета.

Государственные программы  Российской Федерации могли бы определять общие для всех уровней власти направления и приоритеты государственной  политики, а их реализация на региональном уровне – поддерживаться, как правило, одной субсидией, предоставляемой в рамках соответствующей государственной программы.

Для дополнительного  стимулирования деятельности субъектов  Российской Федерации по наращиванию  регионального налогового потенциала требуется активнее использовать механизм финансового поощрения регионов, достигших наилучших результатов  в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие, обеспечивающих увеличение поступлений  доходов в бюджеты всех уровней. На эти цели Правительству Российской Федерации необходимо предусматривать  в федеральном бюджете дотации  в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно.

Следовало бы также  увеличить долю субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации до начала финансового  года федеральным законом о федеральном бюджете, которая в настоящее время составляет около 15 процентов от их общего объёма.

Целесообразно закрепить  за субъектами Российской Федерации  право самостоятельно определять объёмы расходов, осуществляемых за счёт соответствующих  субвенций, по каждому из установленных  направлений их расходования.

В условиях экономического роста и улучшения ситуации на рынке заимствований следует  рассмотреть возможность последовательного  сокращения поддержки региональных бюджетов за счёт бюджетных кредитов и перехода к преимущественному  использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов  Российской Федерации, а объём предоставляемых  бюджетных кредитов в очередном  финансовом году увязывать с предполагаемым объёмом возвращаемых бюджетных  кредитов.

Необходимо повысить значимость выравнивания бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  по сравнению с субсидированием  и одновременно усилить ответственность  за выполнение показателей оценки эффективности  деятельности органов местного самоуправления.

С 1 января 2012 г. вступают в силу внесённые в законодательство Российской Федерации изменения, касающиеся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами.

В последующем целесообразно  увеличить нормативы долей налогов, направляемых на формирование местных  бюджетов, а также повысить требования к порядку определения объёмов  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований  и пропорции соотношения дотаций  и субсидий, предоставляемых местным  бюджетам из региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что  бюджетная политика это направление  экономической политики государства, связанное с разработкой и  использованием государственного бюджета  и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство (в Российской Федерации федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации). Поскольку основной инструмент формирования бюджетов - налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут  быть следующие:

а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового;

б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение;

в) определение долей Федерации  и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета.

В соответствии с намеченными  целями, формируются задачи, которые  определяют стратегические направления  и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

Информация о работе Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации