Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1. рассмотреть понятия и структуру бюджетной политики государства;
2. изучить цели и задачи, инструменты бюджетной политики;
3. Проанализировать реализацию бюджетной политики Российской Федерации.

Содержание

ГЛАВА1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 4
Введение
1.1. Понятие и структура бюджетной политики государства 4
1.2. Цели и задачи бюджетной политики государства 7
1.3. Инструменты бюджетной политики Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 19
2.1. Бюджетная политика государства на современном этапе 19
2.3. Анализ реализации бюджетной политики 20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014-2016 ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

ГМФ.docx

— 81.38 Кб (Скачать файл)

Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи.

1.Законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений. 

2.Создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.

3.Включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.9

Таким образом, будет создана единая правовая и методическая база для оказания государственных (муниципальных) услуг в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей, для оценки качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценки эффективности деятельности организаций, развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций. Необходимо снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг. 

Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности. Следует обеспечить стабильность налоговой системы, дальнейшие изменения возможны только в крайнем случае в связи с требованиями современной экономики, новыми приоритетами экономической политики государства, в том числе в связи с необходимостью стимулирования развития новых производств, инвестиционной деятельности и повышения качества налогового администрирования. Необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций, а также завершение работы по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся налогообложения имущества (в первую очередь недвижимого) и повышения фискальной нагрузки на собственников престижного, дорогого имущества.10

Межбюджетные отношения. Расходы субъектов Российской Федерации должны быть в максимальной степени обеспечены собственными доходными источниками. При этом все принимаемые решения должны быть просчитаны и финансово обеспечены. Оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации должно сочетаться с развитием их экономики за счет собственных средств. Необходим более тщательный, постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, изменений основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. Также субъектам Российской Федерации крайне важна методическая помощь, в том числе в части, касающейся реализации отраслевой политики и управления региональными финансами.

Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру «Бюджет для граждан». Это даст возможность в доступной форме информировать население  о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. В 2014–2015 годах должен быть завершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.

Основным инструментом достижения целей государственной политики должны стать государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.11

1.3. Инструменты бюджетной политики Российской Федерации 

В условиях рыночной экономики особенное место в доходах бюджета и в регулировании межбюджетных отношений относится налогам. Налоги демонстрируют непременные сборы, взыскаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. В современном развитом обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой особенной фискальной функции налоговый механизм используется для экономического влияния государства на социальное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического развития.

Налоги появляются вместе с товарным производством, делением общества на классы и с возникновением государства, которому требуются средства на содержание армии, судов, государственных служащих; на решение социальных проблем, осуществление функций управления, перераспределения ресурсов между территориями, внутренней и внешней самообороны.

 В экономическом представлении налог- это изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Государство устанавливает определенную систему налогов, все элементы которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, снабжают бюджетную систему Российской Федерации. 
На сегодняшний момент установлены три функции налога:

  • Распределительная;
  • Контрольная;
  • Стимулирующая.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную области, межтерриториальное и межотраслевое разделение финансовых ресурсов, так же формируются фонды специального целевого направления, осуществляется концентрация денежных средств государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. 

Контрольная функция налогов, состоит в том, что возникает возможность сравнения фактических налоговых поступлений в бюджеты иных уровней с утвержденными показателями. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, отслеживается движение финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. 
В налоговом регулировании возникла стимулирующая функция, которая реализуется через систему льгот и преференций (предпочтений). 
Следующим инструментом бюджетной политики является расходы государственного бюджета - это денежные средства, назначенные на финансовое предоставление задач и функций государственного и местного самоуправления.

 В зависимости от влияния  на процесс расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на:

Текущие (на обеспечение текущих потребностей).

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В составе текущих расходов следует выделить следующие основные направления:

  • финансовое обеспечение текущего функционирования органов;
  • государственной власти и органов местного самоуправления;
  • оказание государственной поддержки нижестоящим бюджетам
  • основными формами текущих расходов являются ассигнования;
  • на содержание бюджетных учреждений краткосрочные бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты;
  • отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства;
  • затраты на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.  
    Следовательно, текущие расходы бюджетов не менее важны для функционирования государства и местного самоуправления, чем капитальные расходы, поскольку именно они обеспечивают удовлетворение повседневных потребностей РФ, ее субъектов и муниципальных образований.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации.12

Так же все расходы делятся на следующие группы:

  • экономические расходы;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления;
  • на военные расходы.

В структуре расходов федерального бюджета в 2014 году, фактическое исполнение по состоянию на 1 февраля 2014 года пришлось на социальную политику 761,2 млрд. руб.или 33,2% Далее идут прочие расходы, которые составили 23,2% или 176,7 млрд.руб.

Межбюджетные отношения являются инструментом бюджетной политики. Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам13. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

Так же инструментом бюджетной политики является межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов России, фонд регионального развития, фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

  • нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • целевые трансферты;
  • компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:

  • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
  • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
  • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
  • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

Информация о работе Бюджетная политика государства