Бюджетная политика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также анализа основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы бюджетной политики
1.1 Основные понятия и задачи бюджетной политики в РФ…………………..5
1.2 Государственные доходы и методы их мобилизации…………………..…..7
1.3 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение….10
1.4 Сбалансированность бюджетов…………………………………………….15
1.5 Бюджетная политика в ходе экономического цикла……..………………..16
2. Анализ основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014-2015 гг.
2.1 Реализация федеральных направлений бюджетной политики………..….18
2.2 Привлечение дополнительных средств в районный бюджет……………..18
2.3 Повышение эффективности бюджетных расходов…………………….….19
2.4 Повышение эффективности деятельности бюджетной сети…………...…21
2.5 Повышение энергоэффективности экономики района………………...….23
2.6 Развитие информационного общества и создание условий доступа ко всем информационным ресурсам……………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………..………………….…33

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система рф.docx

— 65.87 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Развитие информационного  общества и создание условий  доступа ко всем информационным  ресурсам

Для того, чтобы модернизация стала возможной, необходимы определенные условия. Необходимо, чтобы каждому гражданину были созданы равные условия доступа ко всем информационным ресурсам, информационным сетям. Основными целями формирования условий является:

  • мониторинг показателей развития информационного общества и ведение электронного паспорта;
  • обеспечение доступа работников органов муниципальной власти к сети Интернет;
  • повышение открытости информации о деятельности муниципальной власти и расширение возможности доступа к ней;
  • повышение качества административно - управленческих процессов и обеспечение оперативности деятельности муниципальной власти;
  • доступ к государственным и муниципальным услугам (функциям) в электронном виде с помощью универсальной электронной карты.

Основные подходы по формированию межбюджетных отношений в 2013-2015 годах

Основными задачами развития межбюджетных отношений в районе по-прежнему остаются:

  • создание условий для эффективной реализации органами местного самоуправления района полномочий, закрепленных действующим законодательством с повышением эффективности, рациональности и экономности расходования бюджетных средств;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов поселений.

Основным приоритетом  в долгосрочной и среднесрочной  перспективах в области межбюджетных отношений в районе является создание стимулов к мобилизации собственных  доходов местных бюджетов и повышение  ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий.

С 2013 года изменений в  распределении полномочий между  органами местного самоуправления района не предусматривается.

В среднесрочной перспективе  сохранены единые нормативы отчислений в бюджеты поселений от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет района.

Как и в предыдущие годы, помимо дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности, в районном бюджете  предусматриваются дотации на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Основные социальные приоритеты

Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:

безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций  в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при  установлении мер социальной поддержки);

обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы;

обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", "О мерах по реализации государственной политики в области  образования и науки", "О  совершенствовании государственной  политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической  политики".

Объем бюджетных ассигнований (бюджетные средства, предусмотренные  бюджетной росписью получателю или  распорядителю бюджетных средств.) федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.

Дефицит федерального бюджета  в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит  федерального бюджета проектируется  в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При  относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основные источники финансирования

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные  заимствования и поступления  от приватизации федеральной собственности.

На 2013 - 2015 годы государственные  заимствования запланированы в  объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить  его за счет части нефтегазовых доходов.

Следует остановиться подробнее  на развитии пенсионной системы и  обязательного социального страхования. ЕСН был отменен не так давно, поэтому система страховых взносов  до сих пор претерпевает изменения, реформирование ее полностью не закончено. Кроме того, одним из основных социальных приоритетов на ближайшие три  года было названо обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы. В документе указано, что  предложения по развитию пенсионной системы будут разработаны к  сентябрю 2012 г. В 2013 - 2015 гг. тариф страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды для большинства плательщиков планируется сохранить на уровне 30 процентов и 10 процентов сверх  установленной предельной величины базы для начисления пенсионных взносов. Кроме того, в 2013 г. будет выработан  подход к определению тарифа страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для малого бизнеса и  некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области  социального обслуживания населения, а также для благотворительных  организаций и компаний, применяющих  УСН.

Предусматривается увеличение тарифов на обязательное медицинское  страхование для неработающего  населения. Отметим, что обязательное медицинское страхование в Основных направлениях упоминается неоднократно. В частности, планируется включить в страховые случаи оказания медпомощи  расходы по осуществлению профилактических прививок, осуществляемых в рамках Национального календаря профилактических прививок. Кроме того, авторы документа указали, что в связи с переходом на полный тариф оплаты медицинских услуг в системе ОМС остается открытым вопрос отражения в нем расходов на приобретение дорогостоящего оборудования. Решение этого вопроса позволит привлечь в здравоохранение инвестиции, в том числе в рамках частно-государственного партнерства. В таком случае в реализации инвестиционных проектов в области медицины и здравоохранения смогут участвовать новые организации. В Основных направлениях также говорится, что переход на современные методы управления предполагает обеспечение равного доступа к оказанию медпомощи в рамках системы ОМС для государственных медицинских организаций, частных клиник, частнопрактикующих врачей по единым экономически обоснованным тарифам. Соответственно, можно ожидать разработки таких тарифов в ближайшие три года.

В социальной сфере одно из самых заметных направлений, которое  авторы документа наметили для работы, - переход к "эффективному контракту". Планируется, что применяться такой  контракт будет в отношениях с  работниками, занятыми в сфере оказания госуслуг (здравоохранение, образование и пр.). "Эффективный контракт" должен четко определять условия оплаты труда с учетом социального пакета работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения. Кроме того, ожидается поэтапное повышение выплат таким сотрудникам, установление дополнительных льгот и предоставление досрочной пенсии. Предполагается, что этапы перехода к "эффективному контракту" будут увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности и качества услуг в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения.

В Основных направлениях отмечено, что нефтегазовые доходы бюджетов в 2011 г. упали, что вызвано снижением  цен на нефть и изменениями  в налоговом законодательстве (в  частности, понижением в 2010 г. ставки по налогу на прибыль). В 2013 - 2015 гг. прогнозируется их дальнейшее снижение, однако о возможных повышениях ставок НДПИ или акцизов на нефтепродукты в Основных направлениях не говорится.

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из проделанной  мною работы, можно сделать следующие  выводы:

Бюджетная политика – это  система форм и методов мобилизации  финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней  по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования  бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов  и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего  года.

На протяжении всего периода  реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и  в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые  рассчитаны также и на среднесрочную  перспективу в числе которых  является:

повышение благосостояния населения  и обеспечение устойчивого роста  экономики страны на основе стабильного  функционирования и развития бюджетной  системы;

ориентация бюджетной  политики на перспективу, исходя из четкого  понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;

создание стабилизационного  фонда для снижения в среднесрочной  перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической  конъюнктуры;

продолжение работы по совершенствованию  налоговой системы и последовательному  снижению налогового бремени;

повышение уровня налогового администрирования, в том числе  на основе внедрения информационных технологий;

более рациональная организация  работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;

повышение эффективности  расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;

финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном  уровне;

модернизация системы  обязательного медицинского страхования  населения;

комплектование российской армии, предусматривающее замещение  призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;

принятие мер по максимальному  сосредоточению всех средств бюджетной  системы в учреждениях Банка  России;

создание системы четкого  и стабильного разграничения  доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных  обязательств в соответствие с реально  имеющимися ресурсами для их исполнения;

При планировании бюджетной  политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость  бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать  надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2012г.
  3. Вавилов Ю.Н. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2013г.
  4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики //Вопросы экономики, 2013г., №4.
  5. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2013г. №1.
  6. Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2012г.
  7. Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.
  8. Современная экономика: Учеб. пособие. - Изд.8-е/ под ред.О.Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 416 с

Информация о работе Бюджетная политика в современных условиях