Балансовый метод планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:03, реферат

Краткое описание

В XX веке созданы и развиты различные теории и методы регулирования мировой экономики. Востребованность таких исследований особенно возросла после Великой депрессии (1929—1933 г.г.) и Второй мировой войны. Увеличилась необходимость в планировании (текущем, оперативном, стратегическом) и прогнозировании. Объясняется это, прежде всего тем, что современная экономика представляет собой открытую систему, построенную на прямых и обратных горизонтальных и вертикальных связях, и может успешно развиваться только при наличии эффективного управления этими связями, как на макро так и на микроуровне. При этом проблема создания рациональной и высокоэффективной межотраслевой экономики чрезвычайно важна для всех стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Балансовый метод планирования как инструмент планирования и прогнозирования экономики ……………………………………………..стр. 3
1.1 Сущность балансового метода. Виды балансов …………………….стр. 3
1.2 Этапы разработки балансов ………………………………………….стр. 7
2. Основные направления использования балансового метода планирования в системе управления экономикой ……...………………стр. 9
2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки …………………………………..……………………………..стр.9
2.2 Платежный баланс………………………………………….………..стр. 11
2.3 Сводный баланс трудовых ресурсов ………………..……….……..стр. 12
Заключение ……………………………...……………………………….стр. 17
Список литературы……………………………………………...……….стр. 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Алгебра.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Этапы разработки  балансов

Все балансы состоят, как правило, из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной части обычно отражаются основные источники поступления, а в распределении - основные направления потребления. Они обычно составляются по определенным схемам. Рассмотрим методику (процесс) разработки материального баланса на примере баланса средств производства (табл.1).

Таблица 1.

Схема материального баланса промышленной продукции

Ресурсы

Распределение

1. Производство

1.Производственно-эксплуатационные нужды

2. Импорт

2. Капитальное строительство

3. Прочие поступления

3. Экспорт

4. Остатки на начало  прогнозного (планового) периода 

4. Рыночный фонд

 

5. Прочие расходы (пополнение  гос. резервов и т.д.)

 

6. Остатки на конец  прогнозного (планового) периода

Итого

Итого


 

Разработка баланса начинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов.

Наибольшее распространение получил нормативный метод: с помощью норм, нормативов и объемов производства продукции (работ) определяются потребности в конкретном виде ресурса, например в прокате черных металлов.

При разработке прогнозных балансов применяются укрупненные (групповые) нормы. На макроуровне, как правило, используются укрупненные нормативы расхода ресурса на 1 млн. (млрд.) продукции или 1 млн. (млрд.) строительно-монтажных работ. Эти нормативы должны постоянно уточняться в связи с ростом цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и соответственно на продукцию. Потребности на экспорт рассчитываются на основании договорных соглашений с другими странами, которые заключаются с учетом спроса на продукцию и цен на нее, а также возможностей производства. Рыночный фонд определяется, как правило, на основе данных прошлых периодов с учетом разработанных мероприятий на перспективу. Что касается товаров народного потребления, то рыночный фонд рассчитывается исходя из прогнозных данных о товарообороте, в основу определения которого берутся нормы потребления на душу населения и численность населения. Должны учитываться также доходы населения, цены и данные о потреблении в предшествующем периоде. Прочие данные можно определить экспертным путем в сочетании с методом экстраполяции. Остатки ресурсов рассчитываются на основании установленных нормативов.

Ресурсная часть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Главным источником ресурсов является их производство. Если страна не обеспечивает потребностей в ресурсах за счет собственного производства, то проблема обеспечения ресурсами решается путем их импорта. При этом учитывается структурная политика и политика внешнеэкономической деятельности. Например, в Республике Беларусь предпочтительным является импорт топливно-энергетических ресурсов, сырья и прогрессивных технологий. Остатки на начало периода рассчитываются по нормативам, прочие поступления - на основании намечаемых мероприятий на прогнозный период (например, разбронирование резервов).

Заключительным этапом разработки баланса является процесс увязки потребностей с ресурсами, осуществляемый путем разработки мероприятий по сокращению норм расхода ресурса на единицу продукции, увеличению производства ресурса и т.д. Неувязка показателей между собой приводит к возникновению диспропорций, которые оборачиваются экономическими потерями. Наиболее типичными диспропорциями являются:

- несогласованность производства продукции с ее потребностью (вызывает дефицит или перепроизводство, приводящее к росту запасов товаров);

- несогласованность производства с платежеспособным спросом населения и предприятий;

- несогласованность отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности (приводит к нерациональному использованию природных ресурсов);

- несогласованность производственных мощностей с имеющимися трудовыми ресурсами (актуальная проблема в связи с ухудшающейся демографической ситуацией).

Совершенствование балансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование методики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование экономико-математических методов и ЭВМ для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов.

 

2. Основные направления  использования балансового метода планирования в системе управления экономикой

2.1. Сводный баланс  финансовых ресурсов, его содержание  и методика разработки

Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может дать сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценки финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономики, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства.

Сводный финансовый баланс - инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности денежных ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населения, государственный финансовый баланс, кредитно-денежный баланс, баланс платежный, финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий-производителей продукции и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.

Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых ресурсов секторов экономики. Они создаются преимущественно в нефинансовых секторах и выступают в форме прибыли, доходов и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора экономики могут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреждений могут выступать средства государственного бюджета в форме капиталовложений государственным учреждениям, средства предприятий и населения.

Финансовые ресурсы сектора государственных учреждений формируются за счет централизованных средств государственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты населения, фонда занятости и других фондов. Основными источниками финансовых ресурсов государства являются налоги.

В секторе экономики «домохозяйства» в финансовые ресурсы включаются доходы, полученные от ведения домохозяйств, индивидуального предпринимательства, собственности в форме дивидендов, процентов и т.д.

Финансовые ресурсы сектора «остальной мир» формируются из доходов, полученных от экспорта продукции и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательских доходов, доходов от собственности, других доходов и поступлений.

Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государственного бюджета и внебюджетных фондов.

В секторе домохозяйств предусматривается расходование финансовых средств на уплату налогов (подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость), обязательных платежей, добровольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части бюджета денежных доходов и расходов населения.

Финансовые ресурсы сектора «остальной мир» используются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домохозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности.

В формировании сводного финансового баланса особое значение имеет кредитно-денежный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. В связи с этим динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.

«Денежный голод» или несоответствие денежной массы объему доходов, обостряет кризисные явления и стимулирует падение производства до уровня, адекватного имеющимся денежной массе.

 

2.2 Платежный баланс

Платежный баланс страны - это баланс всех операций между данной страной и другими странами в течение одного года. Он отражает все платежи и обязательства перед иностранными государствами (дебет) и все платежи и обязательства, получаемые от иностранных государств (кредит). Фактически платежный баланс - это документ, отражающий баланс внешнеэкономических операций страны за определенный период.

Платежный баланс основан на двух принципах. Первый принцип - это охват всех внешнеэкономических операций за определенный период времени. Второй принцип - это бухгалтерская запись операций (дебет равен кредиту), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется остальными статьями.

Платежный баланс состоит из трех разделов. Основными в нем являются счет текущих операций и счет движения капиталов. Третий раздел включает балансирующие операции.

Счет текущих операций - сумма всех операций с иностранными государствами, связанными с торговлей товарами, услугами и переводами за границу. Этот счет включает в себя баланс торговли товарами, то есть разницу между стоимостью экспорта и импорта. Счет текущих операций включает баланс торговли услугами, а также статью «текущие трансферты». Если учесть, что приток в республику трансфертов в виде гуманитарной помощи и превышение оказываемых услуг над получаемыми носят постоянный характер, то можно рассматривать указанные статьи как источник частичного покрытия дефицита текущего счета.

Вторая часть платежного баланса - счет движения капиталов. Он отражает движение капитальных активов - куплю и продажу. Покупка отражается дебетовой статьей в балансе, а продажа - в кредитовой.

Третьей частью платежного баланса является счет официальных резервов (иностранной валюты). Эти резервы нужны для того, чтобы обеспечить балансы предыдущих частей документа - текущих операций и движения капиталов. Официальные резервы включают иностранную валюту, золото и специальные права заимствования. Специальные права заимствования - это резервы в форме счетов, установленных Международным валютным фондом.

Общий итог национального платежного баланса должен обеспечивать совпадение суммированных статей дебета и кредита (равновесие). Дефицит платежного баланса - нормальное явление для многих развитых стран.

 

2.3 Сводный баланс  трудовых ресурсов

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости.

Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из трех разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором - распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. В третьем-прогноз. На его основе определяются количество безработных и уровень безработицы. Схема сводного баланса трудовых ресурсов представлена в табл. 2.

Таблица 2.

Сводный баланс трудовых ресурсов

Занятость трудовых ресурсов

По отчету

По прогнозу

1

2

3

1. Население

   

2. Трудовые ресурсы

   

всего

   

в том числе:

   

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

   

работающие лица старшего возраста

   

работающие подростки до 16 лет

   

3. Распределение трудовых  ресурсов

   

3.1. Занято в народном  хозяйстве

   

всего

   

в том числе:

   

работники государственных, общественных учреждений и организаций, предприятий

   

крестьяне, занятые в общественном хозяйстве

   

лица, занятые в крестьянском фермерском хозяйстве

   

лица, занятые в кооперативах и малых предприятиях

   

лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью

   

лица, занятые в личном подсобном хозяйстве

   

другие

   

3.2. Учащиеся в трудоспособном  возрасте, обучающиеся с отрывом  от производства

   

всего

   

из них те, что проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации

   

3.3. Служители религиозных  культов

   

3.4. Трудоспособное население  в трудоспособном возрасте, занятые  в домашнем хозяйстве

   

всего

   

в том числе:

   

лица, которым нужна работа

   

4. Распределение занятых  по сферам и отраслям народного  хозяйства

   

всего

   

в том числе:

   

в отраслях сферы материального производства

   

всего

   

из них:

   

в промышленности

   

в строительстве

   

в сельском хозяйстве

   

в лесном хозяйстве

   

на транспорте, связи, в отраслях обслуживания производства, в торговле, общественном питании, заготовках, материально-техническом обеспечении, информационно-вычислительном обслуживании и других отраслях материального производства

   

в отраслях непроизводственной сферы

   

всего

   

Из них:

   

в образовании, культуре и искусстве

   

в науке и научном обслуживании

   

в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении

   

в жилищном и коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании

   

в аппарате органов государственного управления, управления кооперативных общественных организаций, кредитных и страховых учреждениях

   

Информация о работе Балансовый метод планирования