Анализ бюджета Курской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - исследование бюджетной политики на примере Курской области.
Задачи:
Дать понятие бюджетной политики в целом по стране и для региона
Проанализировать бюджет региона
Сформировать прогноз бюджета региона до 2016 года
Объектом исследования является бюджет Курской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Бюджетная политика………………………………………………………….5
1.1 Понятие бюджетной политики…………………………………………...5
1.2 Понятие региональных бюджетов………………………………………10
2 Анализ бюджета Курской области…………………………………………13
2.1 Социально-экономическая ситуация региона…………………………13
2.2 Анализ бюджета региона………………………………………………..15
3 Прогнозирование бюджета региона………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бюджет.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

 

                           1.2 Понятие региональных бюджетов

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

          Региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

         В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов     Российской Федерации относятся:

1) установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

2) составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

4) определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

5) разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;

6) установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

7) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

8) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

9) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

10) определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;

11) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

         Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

         В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета, целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета.

Показатель того, насколько регион окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.

         К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

         Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

 

                          2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                              2.1 Социально-экономическая ситуация региона

По итогам 1 полугодия текущего года сохранена положительная динамика большинства социально-экономических показателей.

          Достигнут рост промышленного и сельскохозяйственного производства, оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. Увеличен ввод общей площади жилых домов. Возросли денежные доходы населения, среднемесячная заработная плата одного работника.

В полном объеме и своевременно обеспечивается реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета. В настоящее время в области осуществляется предоставление 77 видов денежных выплат, в том числе 33 - за счет средств областного бюджета.

         В области планомерно проводятся мероприятия по повышению качества и доступности медицинской помощи для жителей области. В практику медицинских учреждений внедряются высокотехнологичные методы лечения и диагностики. В рамках мероприятий областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011-2013 годы» приобретено 3422 единицы медицинского оборудования. Завершено проведение капитального ремонта на 183 объектах 56 медицинских учреждений.

         Продолжается работа по модернизации и развитию региональной системы образования. В настоящее время ведутся работы по ремонту зданий 64 школ и 25 детских садов области. Заключены государственные контракты на приобретение школьных автобусов, комплектов учебников для пополнения фондов школьных библиотек, комплектов учебно-производственного и учебно-лабораторного, серверного оборудования для дистанционного обучения на общую сумму 173 647,191 тыс. рублей.

        

         Промышленное производство:

Промышленное производство Курской области за январь-июнь 2013 года выросло на 0,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (в России – 100,1 %).

По итогам 1 полугодия текущего года в структуре отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг предприятиями промышленного комплекса Курской области удельный вес обрабатывающих производств составил 47,8 %; добычи полезных ископаемых – 26,3 %; производства электроэнергии, газа и воды – 25,9 %.

         Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:

В I полугодии текущего года предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечили надежное энергоснабжение потребителей области.

За анализируемый период объем отгруженных товаров в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в действующих ценах увеличился на 5,7 %. Индекс промышленного производства составил 94,3 %.

         Инвестиции:

В январе-июне 2013 года инвестиции в основной капитал освоены в объеме 28,7 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций составил 90,5 % к соответствующему периоду 2012 года.

Причиной снижения показателя является достаточно высокий объем освоения инвестиций в соответствуюшем периоде прошлого года.

          Уровень жизни населения:

В текущем году наблюдается положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Среднедушевые денежные доходы населения в январе-июне 2013 года возросли на 9,0 % к январю-июню 2012 года и составили 18,1 тыс. рублей; реальные денежные доходы на душу населения возросли на 3,6 %.

В результате превышения размера среднедушевых денежных доходов над величиной прожиточного минимума (в 1 полугодии 2013 года - в 2,7 раза) в области стабильно сокращается доля населения, чьи доходы ниже величины прожиточного минимума и в 2013 году ожидается их долю сократить до 8,1 % против 8,3 % в 2012 году (оценка).

 

                                     2.2 Анализ бюджета региона

Таблица 1 - Динамика  бюджета  Курской  области

Наименование  показателя

2011  г.

2012  г.

2013  г.

2013  г.

в  %  к  2011  г.

сумма,  млрд.р.

в  %  к  ВВП

сумма,  млрд.р.

в  %  к  ВВП

сумма,  млрд.р.

в  %  к  ВВП

Доходы  бюджета

22,9

0,05

18,6

0,05

24,9

0,05

108,7

Расходы  бюджета

24,7

0,06

27,4

0,07

27,1

0,06

109,7

Дефицит  бюджета

1,8

0,004

8,8

0,02

2,2

0,04

122,2

ВВП  РФ

41428,6

Х

38808,7

Х

45166,0

Х

109,0


 

 

 

По  данным  таблицы  1  мы  можем  судить  о  том,  как  изменялась  динамика  бюджета  Курской  области  в  период  с  2011  по  2013  гг.  Доходная  часть  бюджета  в  2013  г.  по  сравнению  с  2011  г.  возросла  примерно  на  8,7  %  (доходы  бюджета  региона  в  2011  года  составили  22,9  млрд.  р.,  а  в  2013  г.  24,9  млрд.  р.).  Расходная  часть  на  9,7  %,  по  сравнению  с  2011  г.  Дефицит  бюджета  Курской  области  в  рамках  анализируемого  периода  достиг  своего  максимального  значения  в  2012  г.  и  составил  8,8  млрд.  р.  Дефицит  бюджета  в  2013  г.  оказался  на  20  %  выше,  чем  два  года  назад  (дефицит  2011  г.  составил  1,8  млрд.  р.  в  2013  г.  —  2,2  млрд.  р.).  В  целом  бюджет  Курской  области  можно  назвать  дефицитным.

Таблица 2 - Состав  и  структура  источников  доходов  бюджета  Курской  области

Наименование  показателя

2011  г.

2012  г.

2013  г.

2013  г.

в  %  к  2011  г.

сумма,  млрд.  р.

в  %  к  итогу

сумма,  млрд.  р.

в  %  к  итогу

сумма,  млрд.  р.

в  %  к  итогу

Доходы  бюджета,  всего

22,94

100

18,6

100

24,9

100

108,7

в  т.ч.:

-  налоговые  доходы

16,57

72,2

13,69

73,6

18,9

75,9

114,0

-  неналоговые  доходы

6,15

26,8

4,89

26,3

5,54

22,3

90,0

-  прочие  доходы

0,22

0,95

0,  02

0,10

0,46

1,84

100


 

 

 По  данным  таблицы  2  видно,  что  наибольшую  долю  в  структуре  источников  доходов  бюджета  Курской  области  в  динамике  за  2011—2013  гг.  занимают  налоговые  доходы  (в  среднем  примерно  73,9  %).  Неналоговые  доходы  в  среднем  составляют  примерно  25,1  %.  Один  процент  приходится  на  прочие  доходы.  Основная  часть  бюджета  пополняется  за  счет  налоговых  сборов.  Таким  образом,  сравнительный  анализ  показателей  бюджета  2013  г.  с  показателями  2011  г.,  показал,  что  налоговые  доходы  возросли  на  14  %,  тогда  как  неналоговые  сократилась  на  10  %.  Величина  прочих  же  доходов  в  динамике  за  анализируемый  период  не  претерпела  существенных  изменений.  Структура  доходов  бюджета  Курской  области  в  среднем  за  2011—2013  гг.  представлена  на  рисунке  1.

Информация о работе Анализ бюджета Курской области