Характеристика уровней бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетной системы и ее устройства.
Для достижения этой цели были поставлены конкретные задачи:
-проанализировать бюджетную систему и бюджетное устройство России;
-раскрыть бюджетное устройство и построение бюджетных систем Российской Федерации и других федеративных государств;
-рассмотреть характеристику уровней бюджетной системы это федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджета и бюджетной системы…………………………4
1.1. Понятие "бюджет", его сущность и функции……………………………………4
1.2. Бюджетное устройство и построение бюджетных систем Российской Федерации и других федеративных государств………………………………..…...9
2. Характеристика уровней бюджетной системы…………………………………...14
2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………………….14
2.2. Бюджеты субъектов РФ………………………………………………………….19
2.3. Местные бюджеты………………………………………………………………..24
2.4. Государственные внебюджетные фонды……………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………………...37
Приложение ...…………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhetnoe_pravo.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Отразилось на проекте второго чтения и вступление России в ВТО. Последствия этого шага для отдельных отраслей экономики оценены бюджетом в пять миллиардов рублей. 675 миллионов рублей будет направлено организациям легкой и текстильной промышленности, лесопромышленному комплексу - 800 миллионов рублей, на производство композитных материалов - миллиард рублей, столько же на производство редкоземельных металлов.

Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина Федеральное казначейство Российской Федерации, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета Российской Федерации. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов.

В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства Российской Федерации по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы.

Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с Центробанком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.9

В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении правительства.

С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему полностью подконтрольны.

Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов Российской Федерации и его финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете Российской Федерации докладывается Федеральному Собранию Российской Федерации, которое его утверждает.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. 10

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах.

И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.

Исследуя материалы первой главы можно сделать вывод, что бюджетная система и сам бюджет в целом очень сложный процесс в государственной политике и жизнедеятельности. Он обладает определенными функциями, которые характеризуют его и помогают реализовываться. Бюджетную систему не очень просто регулировать и контролировать поэтому для этого требуются определенные затраты и усилия к достижению положительных целей.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика уровней бюджетной системы

2.1. Федеральный  бюджет

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует, прежде всего, первое из них. Так как бюджет сам по себе связан с экономикой, а уже потом с юриспруденцией.

Бюджет это экономическая категория, то есть устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Он самым первым уровнем бюджетной системы. И считается более сложным и важным среди других элементов системы. Ведь от него зависит полностью весь денежный элемент страны, и уровень доходности тоже зависит от федерального бюджета.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет представляет собой важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

Если обратиться к новому Федеральному бюджету на 2013 год, то можно уследить что Минфин в соответствии со статьей Бюджетного кодекса вправе принимать решения о заключении с субъектами РФ, муниципальными образованиями и юридическими лицами мировых соглашений, предусматривающих реструктуризацию их денежных обязательств перед Российской Федерацией на условиях установленных законом.

Минфин Российской Федерации при принятии указанных решений может устанавливать дополнительные условия реструктуризации денежных обязательств перед Российской Федерацией.11

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.12

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели и ими являются объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики. По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, то есть план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций. С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт, то есть закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной власти.

Федеральный бюджет представляет собой как центральный элемент бюджетной системы. При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.13

В случае принятия Федерального бюджета на очередной финансовый  год  с дефицитом законом об  этом  бюджете  утверждаются  источники  финансирования федерального  бюджета.  Размер  дефицита  федерального  бюджета   не   может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и  расходов  на  обслуживание государственного долга РФ.

      Источники  финансирования дефицита  федерального  бюджета  утверждаются органами законодательной  власти  в  законе о федеральном  бюджете  на  очередной  финансовый  год   по   основным   видам привлеченных  средств.  

Источниками  финансирования  дефицита  федерального бюджета являются:

     1) внутренние  источники следующих видов:

      а) кредиты, полученные РФ от кредитных  организаций в валюте РФ;

      б) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

      в) бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других  уровней  бюджетной системы РФ;

     2) внешние источники  следующих видов:

      а) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ;

      б) кредитивы  правительств  иностранных  государств,  банков  и  фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

В  процессе  составления  основного  финансового   плана   государства Федеральный бюджет материализуется и тем самым воплощается  в  централизованный  фонд денежных  средств  государства. 

В  нем  концентрируются  денежные   ресурсы предприятий, организаций  и  населения  в  виде  налогов,  сборов  и  других поступлений на  общегосударственные  нужды.  Они  образуют  доходы  бюджета, которые  и  направляются  на  финансирование  экономических   и   социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии  бюджет  может  быть охарактеризован уже как  основной  централизованный  фонд  денежных  средств государства.

      Однако  форма  и  материальное  воплощение  представляется как лишь  внешние  признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические  отношения.  В процессе  перераспределения  национального  дохода,  образования  доходов  и расходов  бюджета  возникают   определенные   финансовые   отношения   между участниками  данного  процесса.  Их  специфика   обусловлена   экономической природой  бюджета,   его   формой,   материальным   содержанием   и   особым общественным  назначением.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что средства резервного фонда президента Российской Федерации расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента Российской Федерации.14

Не допускается расходование средств резервного фонда президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента Российской Федерации.

Собственные доходы федерального бюджета в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации формируются за счет:

а) налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) доходов, полученных федеральным бюджетом в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Кроме того, к доходам федерального бюджета относится часть прибыли Центрального банка, остающейся после уплаты налогов и сборов, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы федерального бюджета закреплены на постоянной основе полностью или частично в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах и являются собственными доходами бюджета. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать небольшой вывод, что федеральный бюджет является ведущим звеном, в котором объединены все основные финансовые категории.

 

2.2. Бюджеты субъектов РФ

Проблема регионального развития на современном этапе становления федеративных отношений в России является одной из ключевых. Наблюдается огромная дифференциация в уровне развития регионов, обусловленная целом комплексом причин, включая размещение производительных сил в предыдущие десятилетия, климатическое и географическое расположение, наличие природных ресурсов.

В соответствии с положениями, закрепленными в российской законодательстве, а частности в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации выступает как форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Каждый субъект нашего государства имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полномочия отдельных субъектов РФ установлены Конституцией РФ в соответствии с нормами о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти.

Информация о работе Характеристика уровней бюджетной системы