Характеристика уровней бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетной системы и ее устройства.
Для достижения этой цели были поставлены конкретные задачи:
-проанализировать бюджетную систему и бюджетное устройство России;
-раскрыть бюджетное устройство и построение бюджетных систем Российской Федерации и других федеративных государств;
-рассмотреть характеристику уровней бюджетной системы это федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджета и бюджетной системы…………………………4
1.1. Понятие "бюджет", его сущность и функции……………………………………4
1.2. Бюджетное устройство и построение бюджетных систем Российской Федерации и других федеративных государств………………………………..…...9
2. Характеристика уровней бюджетной системы…………………………………...14
2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………………….14
2.2. Бюджеты субъектов РФ………………………………………………………….19
2.3. Местные бюджеты………………………………………………………………..24
2.4. Государственные внебюджетные фонды……………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы………………………………………………...37
Приложение ...…………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhetnoe_pravo.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты  бюджета и бюджетной системы…………………………4

1.1. Понятие "бюджет", его  сущность и функции……………………………………4

1.2. Бюджетное устройство  и построение бюджетных систем Российской Федерации  и других федеративных государств………………………………..…...9

2. Характеристика уровней  бюджетной системы…………………………………...14

2.1. Федеральный бюджет…………………………………………………………….14

2.2. Бюджеты субъектов  РФ………………………………………………………….19

2.3. Местные бюджеты………………………………………………………………..24

2.4. Государственные внебюджетные  фонды……………………………………….28

Заключение…………………………………………………………………………….35

Список использованной литературы………………………………………………...37

Приложение ...…………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбранная тема очень значима и требует обсуждения. Бюджетная система по своей природе очень необходима для современного государства. Она представляет собой совокупность бюджетов всех властных структур нашего государства.

Поэтому ее стоит изучать не только начинающему юристу, но и гражданину имеющему интерес к совершенствованию и процветанию своей страны. Ведь от бюджетной системы зависит многое и ее следует поддерживать, в том числе каждый ее структурный элемент.

Бюджетное устройство представляет собой основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Необходимо рассмотреть все стороны процесса и положительные и отрицательные. Принимая во внимание все решаемые на сегодняшний день вопросы по уменьшению отрицательных вещей в данной сфере.

Состояние изученности данной темы требует некоторой доработки, но при этом является на современном этапе развития нашей страны весьма необходимой структурой.

Целью работы является изучение теоретических основ бюджетной системы и ее устройства.

Для достижения этой цели были поставлены конкретные задачи:

-проанализировать бюджетную  систему и бюджетное устройство  России;

-раскрыть бюджетное устройство и построение бюджетных систем Российской Федерации и других федеративных государств;

-рассмотреть характеристику уровней бюджетной системы это федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Глава 1. Теоретические аспекты бюджета и бюджетной системы

1.1. Понятие «бюджет», его сущность и функции

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач  так же на структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и других стоящих задач.

Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического режима, на любом этапе исторического развития необходимы финансовые ресурсы для решения задач, которые связаны с функциями государства.

В функциях государства сосредоточены усилия государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней и внешней деятельности.

Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1

Как экономическая категория бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и так далее.

В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Бюджет выступает как специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны. В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.2

В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и тому подобное.

Бюджетное регулирование представляет собой одну из важнейших хозяйственных функций государства. Целью его выступает поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. 3 Оно очень глубоко протиснулось в государственную структуру и повлияло на нее со всех сторон по-разному.

Но невозможно не сказать что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не­рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.4 Это тоже очень важно для нашей экономики и ее всецелого состояния.

Наиболее распространенным критерием классификации видов бюджетов выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы России. По этому критерию принято различать федеральные, субъектов Федерации и местные бюджеты.

Исходя из сложившейся системы, вытекает, что основным денежным публичным фондом является бюджет; именно с помощью бюджета перераспределяются финансовые ресурсы на всей территории государства, причем это перераспределение в разной экономической ситуации происходит по-разному.

Государственный бюджет, являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции:

1. Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы. Эти органы являются фиксированными и незамедлительными в своем выполнении.

2. Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы. Данные органы установлены законом и являются наиболее приоритетными.

Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.  Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

- Информационная функция. Бюджет выражается как индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации.  

- Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей.

Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Эти статьи реальны и объяснимы по конкретно приводимым примерам. Граждане тоже, в какой то степени участвуют в формировании бюджета, но на более низком уровне чем представители государственных сообществ.Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением.

-Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет.

Если взять в пример письмо Совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 № 02-14-05/5145 № 42-7.4-05/5.1-114 в частности пункт два, то можно усмотреть, что Постановление №1456 и утвержденные им Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации федеральных бюджетных и автономных учреждений федеральных государственных унитарных предприятий устанавливают право федеральных органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющих функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организаций осуществлять в 2013 году финансовое обеспечение капитальных вложений следующими способами:

-предоставление организациям  субсидии на осуществление капитальных  вложений в объекты в соответствии  с соглашениями, заключаемыми между органами власти – получателями средств федерального бюджет, предоставляющими такие субсидии  и организациями;

-передача организациям на основании соответствующих соглашений осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов.5

 

1.2. Бюджетное устройство и построение бюджетных систем РФ и других федеративных государств

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является федеральный бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» Российской Федерации. 6Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.

Бюджетный процесс представляется как не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Для завершения исполнения бюджета, кроме бюджетного периода предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России. 7

В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. Система Федерального Бюджета выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое выражение. Она помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов Российской Федерации, а также налоговыми и таможенными органами. Проект бюджетного проекта 2013 года существенно не отличается от проектов других последних пяти лет, но все-таки немножко дополняется. Пока его приняли только во втором чтении. Окончательное третье чтение законопроекта о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период до 2015-го, а также законопроекта о бюджете Пенсионного фонда планируется 23 ноября. Депутаты не вышли за установленные первым чтением основные бюджетные параметры, хотя думская оппозиция настаивала на увеличении расходов по разным статьям. Всего на расходы в 2013 году предусмотрено 13 триллионов 387,3 миллиарда рублей. Это очень крупная денежная сумма. В расходной части проекта предлагалось перераспределить более 117 миллиардов рублей. Увеличивались ассигнования на предоставление субсидий общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим объединениям в размере 135 миллионов рублей. Выделены средства на субсидии некоммерческим организациям для реализации творческих проектов в сфере культуры в размере 857,3 миллиона рублей. Предусмотрены средства в сумме 1,7 миллиарда рублей на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, на строительство бассейнов при вузах Минздрава России в сумме 300 миллионов рублей и Минобразования России - один миллиард рублей. Более 1,2 миллиарда рублей предусмотрено на создание и запуск системы учета правовой статистики Генпрокуратуры. И 8 миллиардов предлагается выделить для бюджетных кредитов на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах РФ.8

Информация о работе Характеристика уровней бюджетной системы