Формирование федерального,региональных и местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет как исходная сфера бюджетной деятельности может рассматриваться с двух точек зрения - экономической и юридической. По экономической сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития.

Содержание

Введение
1. Социальное и экономическое значение федерального бюджета
2. Состав и структура его доходов и расходов, методологические подходы к формированию федерального бюджета.
3. Состав и структура доходов и расходов региональных бюджетов, их место и значение в бюджетной системе страны.
4. Формирование доходов и расходов местных бюджетов.
5. Заключение
6.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная политика.docx

— 39.92 Кб (Скачать файл)

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается  в целях информирования законодательных  органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы. Этот план разрабатывается  на три года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года -плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей  уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным  показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно  к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса.

 Первый этап — это  разработка на основе плана - прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие под этапы: Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;

 правительство РФ рассматривает  и утверждает план-прогноз;

 Министерство финансов  разрабатывает на основе плана-прогноза  основные характеристики проекта  федерального бюджета. Причем  уже на этом под этапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;

 правительство РФ утверждает  основные характеристики федерального  бюджета, а Министерство финансов  направляет бюджетные проектировки  федеральным министерствам и  ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

 Второй этап формирования  федерального бюджета — это  распределение объемов финансирования  в соответствии с детализированной  функциональной классификацией, а  также в соответствии с экономической  и ведомственной классификациями.  Он имеет следующие под этапы: Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;

 Министерство финансов  согласует планируемые расходы  с министерствами и ведомствами.  Несогласованные вопросы по бюджетным  проектировкам подлежат рассмотрению  межведомственной правительственной  комиссией, возглавляемой министром  финансов. Разработка и согласование  проекта бюджета на очередной  финансовый год завершается не  позднее 15 июля.

 

Одновременно завершается  разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте  бюджета. К ним относятся законопроекты  о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

 с 15 июля по 15 августа  каждого года правительство РФ  рассматривает прогноз социально-экономического  развития на очередной год,  уточненные параметры прогноза  социально-экономического развития  РФ на среднесрочную перспективу  и проект федерального бюджета.  Правительство утверждает проект  закона о федеральном бюджете  и вносит его в Государственную  думу.

 

 

 

 

 

 

  1. Состав  и  структура  доходов  и  расходов  региональных  бюджетов, их  место  и  значение  в бюджетной  системе  страны.

 

Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами  соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.

Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.

Основными принципами формирования бюджета любого уровня самоуправления являются принцип обеспечение общей  сбалансированности бюджета и принцип  полноты бюджета. В бюджете должны быть отражены все предполагаемые расходы и доходы.

Центральные власти могут  принимать участие также в  корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых  поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных  единицах. Часть налоговых поступлений  региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной  властью и перераспределяться в  пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход  на человека ниже среднего.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:

 местных налогов и  сборов,

 неналоговых доходов,

 поступлений из вышестоящих бюджетов.

Местные налоги и сборы  являются базовым источником для  формирования отдельных региональных (местных) бюджетов. Реальное соотношение  всех источников в формировании отдельных  региональных (местных) бюджетов определяется функциями региональных (местных) органов  управления, потенциальными возможностями  получения дохода за счет местных  налогов, а также возможностями  вышестоящих органов власти финансировать  нижестоящие региональные (местные) бюджеты.

Поступления из вышестоящих  бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для  формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

Поступления из вышестоящих  бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных налогов, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.

Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

 доходы от предприятий,  находящихся в муниципальной  собственности,

 арендные доходы,

 денежные сборы, 

 штрафы,

 пошлины,

 добровольные взносы предприятий и населения.

Удельный вес неналоговых  доходов в финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов бюджета.

 

Расходы региональных (местных) бюджетов.

Основные расходы региональных (местных) бюджетов – это расходы  на :

на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное  хозяйство),

здравоохранение,

образование,

погашением займов и выплат процентов по ним,

содержание местных органов  власти и правопорядка, а в некоторых  странах и судов.

Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации  управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для  аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.

Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:

 текущие или эксплуатационные,

 инвестиционные или капитальные вложения.

И, соответственно, формируются  бюджет текущих затрат и бюджет развития.

  Доходы  и расходы регионального бюджета характеризуют его финансовое содержание, которое представлено совокупностью разных групп бюджетных отношений, отличающихся специфическими признаками. Финансовое содержание регионального бюджета шире его сущности, поскольку последняя составляет основу содержания и представлена лишь тем главным, что есть во всех видах бюджетных отношений. Более того, финансовое содержание включает всю совокупность внутренних элементов, входящих в региональный бюджет; выражает структуру этой категории.

 

     Финансовое  содержание наряду с объективными  формами  в области бюджетных  отношений, каковыми являются  доходы и расходы регионального  бюджета, всегда существует и  в организационных (правовых) формах, предоставляющих внешнее проявление  экономических отношений. К организационным  формам в сфере бюджетных отношений  относятся конкретные виды доходных  поступлений и расходных назначений. Организационные формы связаны  с деятельностью представительных  органов власти, которые устанавливают  конкретные виды бюджетных доходов  и расходов, регламентируют условия  и порядок их функционирования  путем выработки соответствующих  правовых норм, Именно благодаря  правовому аспекту бюджета становится  возможным использовать его в  качестве финансового рычага, активного  инструмента управления экономикой.

 

     Правовое  значение  бюджета определяет содержание  его как финансового плана государства.

     Отражая волю  государственных органов, бюджет  как основной финансовый план  является продуктом их деятельности, т.е. субъективен  по своему  характеру, однако его показатели  основываются на глубоком знании  объективных  закономерностей  развития рыночной экономики.  Государственные органы, устанавливая  бюджетные показатели, должны учитывать  объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности  страны или региона, необходимость  первоочередного удовлетворения  отдельных публичных потребностей. То есть сам термин «бюджет»  применяется для обозначения  разных по своему характеру  понятий, одно из которых относится  к сфере распределительных отношений,  а другое отражает плановую  форму использования объективной  категории в процессе его исполнения.

  Таким образом, более полное определение  регионального бюджета будет  выглядеть следующим образом  – это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта Федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для удовлетворения потребностей социально-экономического развития данного объекта и являющегося его основным финансовым планом, а также средством поддержки административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Формирование  доходов  и  расходов  местных  бюджетов.

 

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально - экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1)  местных налогов  и сборов;

2)  отчислений от федеральных  и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

3)  неналоговых доходов.

 

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

 

Отчисления от федеральных  налогов и сборов и налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:

•    налог на доходы физических лиц;

•    единый налог  на вмененный доход для отдельных ви­дов деятельности;

•    единый сельскохозяйственный налог;

•    государственная  пошлина;

•    прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).

 

Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы — налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

В соответствии с Законом  РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" и другими последующими законами к местным налогам относи­лось 23 налога. С введением в действие части первой НК РФ (1998 г.) к местным  налогам было отнесено 5 налогов:

1.   земельный налог;

2.   налог на имущество физических лиц;

3.   налог на наследование или дарение;

4.   налог на рекламу;

5.   местные лицензионные  сборы.

 

В настоящее время к  местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

 

Расходы местных бюджетов — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций местного самоуправления.

 

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

Исключительно из местных  бюджетов финансируются расходы:

1)         на содержание органов местного самоуправления;

2)         на формирование муниципальной собственности и управление ею;

3)         на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

Информация о работе Формирование федерального,региональных и местных бюджетов