Финансовое и правовое обеспечение деятельности муниципальной системы здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения……………………………………………………………..4-18
1.1 Развитие системы финансирования здравоохранения в России4-10
1.2Виды платных медицинских услуг и правовая основа их предоставления……………………………………………………………..10-14
1.3Бюджетный учет и расходование средств полученных, учреждениями здравоохранения от оказания платных
медицинских услуг…………………………………………………………14-18
2. Совершенствование финансирования учреждений здравоохранения за счет развития платных медицинских услуг населению……………….18-21
Заключение……………………………………………………………21-22
Список используемой литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

правовые основы здравоохранения.docx

— 50.26 Кб (Скачать файл)

Переход от одной модели к другой требует изменения как ключевых рутин, определяющих специфику каждой модели, так и соответствующих  методов управления, взаимодействия с пациентами и населением, с общественным мнением, с производителями лекарств и медицинского оборудования.

1.2 Виды платных медицинских  услуг и правовая основа их  предоставления

Финансовая необеспеченность российского  здравоохранения определяет нарастание платности медицинской помощи. Население  вынуждено платить за получаемое лечение, причем в нарастающих масштабах. Проведенные в последние годы исследования личных расходов населения  на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45 процентов от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50 процентов пациентов платят за лечение в стационарах, 30 процентов - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65 процентов - за стоматологические услуги.10

В соответствии с правилами предоставления платных медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями (далее Правила) одной из сторон в договоре является медицинское учреждение (лечебно-профилактическое учреждение, независимо от ведомственной  подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательские  институты и государственные  медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования). Другая сторона по договору - потребитель (гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий платную медицинскую услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, несвязанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В договоре на предоставление платных  услуг с пациентом определяются цели, условия и сроки их получения, стоимость оказываемых услуг, гарантии, порядок расчетов, права, обязанности  и ответственность сторон. Договором  могут быть предусмотрены прочие условия. При подписании договора необходимо акцентировать внимание на всех положениях договора.

Потребители, пользующиеся платными услугами муниципального учреждения здравоохранения, вправе требовать предоставления услуг  надлежащего качества, сведений о  наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной  услуги. Потребители вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных  неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, о  возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с действующим законодательством.

При несоблюдении муниципальным учреждением  здравоохранения обязательств по обеспечению  качества и сроков исполнения платных  услуг потребитель вправе по своему выбору потребовать:11

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • потребовать уменьшения стоимости услуги;
  • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
  • расторгнуть договор и потребовать возмещения понесенных затрат.

Нарушение установленных договором  сроков исполнения платных услуг  должно сопровождаться выплатой потребителю  неустойки в порядке и размере, определенном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Платные медицинские услуги предоставляются  медицинскими учреждениями в виде:

  • профилактической,
  • лечебно-диагностической,
  • реабилитационной,
  • протезно-ортопедической,
  • зубопротезной помощи.

Сторона по договору - медицинское  учреждение вправе оказывать платные  медицинские услуги населению только при наличии сертификата и  лицензии на избранный вид деятельности. Если медицинское учреждение является государственным или муниципальным, то оно осуществляет деятельность по оказанию платных медицинских услуг  по специальному разрешению. Правоотношения в сфере предоставления платных  медицинских услуг регулируются:12

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Уголовным кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»;
  • Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

Порядок регулирует вопросы, связанные  с организацией работ (услуг), выполняемых  при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том  числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время  и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время  и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, и применяется при лицензировании медицинской деятельности в зависимости от видов работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности.

В договоре на предоставление платных  услуг с пациентом определяются цели, условия и сроки их получения, стоимость оказываемых услуг, гарантии, порядок расчетов, права, обязанности  и ответственность сторон. Договором  могут быть предусмотрены прочие условия. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются с применением контрольно-кассовых машин или путем заполнения приходного ордера установленного образца, являющегося  документом строгой отчетности. Медицинские  учреждения обязаны выдать потребителю  кассовый чек или корешок приходного ордера, подтверждающие прием наличных денег.

Контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие органы, на которые в соответствии с законодательством и иными нормативными актами Российской федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

И в заключении хотелось бы отметить, что договор по оказанию платных медицинских услуг полностью попадает под действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которому работы или услуги должны быть, прежде всего, безопасны для жизни и здоровья граждан. Если факт причинения вреда здоровью вследствие неправильно произведенных действий подтвержден результатом судебно- медицинской экспертизы или заключением лечащего врача, то, согласно статье 12 Закона, пациент имеет право требовать возмещения в полном объеме своих расходов.13 Сумма может включать возврат денег за некачественную услугу, расходы на лекарства и усиленное питание, необходимые для восстановления здоровья, оплату услуг специалистов, санаторное лечение, если оно необходимо по предписанию врача. Одно лишь условие: все эти расходы должны быть документально подтверждены, поэтому не выбрасывайте квитанции и чеки на оказанные услуги. Кроме того, пациент имеете право потребовать возмещения морального вреда, как компенсацию нравственных и физических страданий.

1.3 Бюджетный учет и  расходование средств, полученных  учреждениями здравоохранения от  оказания платных медицинских  услуг

Вопрос об учете средств, полученных бюджетными учреждениями от платных  услуг и иной приносящей доход  деятельности, неоднократно рассматривался в литературе. Тем не менее, какого-либо единообразия в решении данного  вопроса до недавнего времени  не существовало. Причиной тому послужили  противоречия, уже изначально заложенные в Бюджетном кодексе Российской Федерации и создавшие тем  самым благодатную почву для  надзирающих органов в плане  предъявления к финансовым органам  как органам, организующим исполнение бюджета на том или ином уровне, предписаний и представлений о нарушении бюджетного законодательства.14

При этом финансовые органы при всем своем желании не могли одновременно соблюсти все нормы законодательства, регулирующие данный вопрос, потому что  исполнение одной нормы неизбежно  приводило к нарушению другой.

При этом зачисление средств от предпринимательской  деятельности в доход бюджета  согласно статье 35 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, устанавливающей  принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, никак не могло  предполагать ни их увязки с расходами  конкретного учреждения, ни самостоятельности  в расходовании средств.

При разработке федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации в части  регулирования бюджетного процесса»  в числе прочих ставилась и  задача законодательного урегулирования вопроса учета доходов бюджетных учреждений от платных услуг и иной приносящей доход деятельности. В целях реализации реформы бюджетного процесса, реструктуризации бюджетного сектора и перехода к созданию организаций новых организационно-правовых форм вполне логичным и закономерным представлялось зачисление доходов от оказания учреждениями платных услуг в доход бюджета без целевой привязки этих доходов к расходам конкретного учреждения.15

Однако в соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ и соответственно пункта 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации  данная норма начинает действовать  со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности  использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. При этом до дня вступления в силу данного закона бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные средства на основании генерального разрешения главного распорядителя бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.

В статье 5 Федерального закона № 63-ФЗ также предусмотрено, что бюджетное  учреждение осуществляет операции с  указанными средствами в установленном  финансовым органом порядке, в соответствии со сметой доходов и расходов, представляемой в орган, осуществляющий открытие и  ведение лицевого счета бюджетного учреждения. Финансовый орган при  этом вправе принимать решение об осуществлении операций с указанными средствами на счетах, открытых ему  или Федеральному казначейству в  учреждениях Центрального банка  или кредитных организациях с  учетом положений бюджетного законодательства.

Таким образом, из положений данного  закона следует, что со дня вступления в силу соответствующего федерального закона средства от приносящей доход  деятельности, по сути дела, выведены из состава доходов бюджета. При  этом совершенно очевидно, что если в соответствии с законом (решением) о бюджете эти доходы не используются целевым образом бюджетными организациями, их получающими, то указанные доходы относятся к так называемым доходам  общего покрытия, подлежат перечислению на счет бюджета и не могут быть направлены только на обеспечение деятельности этих учреждений.

 С целью приведения процедур  по исполнению бюджета в соответствие  с новыми положениями, Бюджетный  кодекс Российской Федерации  в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством разработан целый ряд порядков, вступающих в действие с 1 января 2009 года. Часть из них уже утверждена соответствующими приказами, часть еще находится на рассмотрении. В частности процедуры кассового обслуживания операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, закрепляются в разработанном Федеральным казначейством проекте Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов. Кроме того, утвержден и прошел процедуру регистрации в Минюсте Приказ Министерства финансов Российской Федерации «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». Система бухгалтерского учета бюджетных учреждений представляет собой совокупность правил, средств и методов учета хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Основы бухгалтерского учета как бюджетных, так и коммерческих организаций закреплены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Основные принципы учета (принцип двойной записи, принцип оценки и др.) едины для бухгалтерского учета организаций всех форм собственности. Однако система бухгалтерского учета бюджетных учреждений характеризуется наличием специальной нормативно-правовой базы: постановления Правительства Российской Федерации, инструкции, приказы, письма Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Министерство труда Российской Федерации, указания Центрального Банка Российской Федерации относительно деятельности, порядка учета и налогообложения бюджетных учреждений.16 В отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, где главной задачей отчетности является оценка их деятельности, отчетность бюджетных учреждений ориентирована, прежде всего, на контроль над деятельностью учреждений со стороны органов государственной власти. Порядок зачисления и расходования доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности устанавливается в нормативных актах органов местного самоуправления.                                      2.Совершенствование финансирования учреждений здравоохранения за счет развития платных медицинских услуг населению

Информация о работе Финансовое и правовое обеспечение деятельности муниципальной системы здравоохранения