Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;

2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;

Содержание

Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения потребительской кооперации и государства.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

    В заготовках одна из главных забот в борьбе с бедностью — дать людям возможность зарабатывать. Хотя мы и закупили на подворьях в отчетном периоде на 26 миллиардов рублей сельскохозяйственной продукции и сырья, но это чрезвычайно мало. Поэтому и ставится задача максимально закупать все, что селяне предлагают на продажу со своих подворий. А это будет способствовать развитию личных подсобных хозяйств граждан. К слову, многие субъекты Федерации приняли специальные программы развития личных подсобных хозяйств.

      Важную  роль в повышении доходов селян играет расширение у них закупок сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача, и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена. Особое внимание уделяется организации закупок и переработки молока, выпечке хлеба и булочных изделий в домашних условиях, особенно в глубинных населенных пунктах. Широкое распространение должно получить использование надомного труда, особенно для обеспечения работой инвалидов, домохозяек, престарелых.

      Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию  молока, производству гвоздей, столярных  и других изделий.

      Деятельность  потребительской кооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентских слушаниях Федерального Собрания Государственной Думы в  декабре 2002 года.

      Большой вклад в дело развития потребительской  кооперации России вносят кооперативные учебные заведения с достаточно мощным профессорско-преподавательским составом, где обучается 200 тысяч человек по 55 специальностям, и Межвузовский ученый совет.

      За  минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религии учат добру и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.

      Очевидным является тот факт, что на любом  уровне – национальном и международном – кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях.

      Таким образом, для бедных сельских жителей потребкооперация — луч света, надежда и опора. Кооператоры своими малыми силами стремятся сделать общество духовнее, добрее и мягче. Мы счастливы только тогда, когда чувствуем уважение к себе.

    То, что делает потребкооперация, достойно подражания. Продажа товаров по одним ценам в райцентрах и глухих деревушках, содержание убыточных магазинов — в наше время пусть маленький, но подвиг, как и социальная поддержка стариков, инвалидов, многодетных семей, оплата обучения пайщиков и их детей в вузах и колледжах. На это и многое другое потребкооперация расходует 3 миллиарда рублей в год.

      Концепция борьбы с бедностью представлена в приложении 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Роль  государства в устойчивом развитии  потребительской кооперации 

      Успехи  развития кооперативного сектора на всех этапах и во все времена зависели от политики, которую проводит государство  относительно него. Как показано ранее, в значительной степени выживаемость кооперации предопределена соблюдением  ею принципа политического нейтралитета, а характер взаимодействия кооперации и государства, координации их общих усилий в социальной сфере обусловлено изменениями, преображающими, трансформирующими мир: глобализации экономики, углубление проблем сохранения национальной безопасности, рекапитализацией экономики из-за дезинтеграции первоначально социалистической, а затем советской системы хозяйствования, являвшихся социальным конкурентом мировой системы капитализма, ее противовесом. Все эти и другие причины предполагают серьезные изменения в мировой кооперативной системе, укрепление ее позиций во всем мире.

      Именно  поэтому встает так остро вопрос о пересмотре форм и методов сотрудничества государства и кооперации, которые  должны в максимальной степени отвечать принципам кооперативного сотрудничества и экономическим методам управления; более грамотно сочетать интересы и потребности общества и кооперативов; сохранять равноправие договорных начал; поддерживать взаимную заинтересованность и ответственность; рационально сочетать централизованное руководство с местной инициативной; усиление демократических принципов.

      Мировой опыт говорит о том, что разумная, целесообразная политика государства  способна сформировать условия, в которых  кооперативные предприятия вносят значительный вклад в создание многообразных благ, служат альтернативой, выполнять функцию амортизатора социальных потрясений.

      Кооперативная политика – важная составляющая часть  стратегической линии государства, «встроена» в соответствующую общую  для различных стран общественную систему, оказывает на нее обратное воздействие. Государство поддерживает кооперацию посредствам закупки продукции, предоставления льготных кредитов, налоговой политики и других стимулирующих инструментов.

      Именно  постоянное корректирование государственной политики в развитых странах позволила кооперативным национальным системам избежать возникновения кризиса. Среди важнейших решений в этой области можно назвать:

      1. изменения в законодательствах;

      2. введение продуманной системе  налоговых льгот;

      3. предоставление адресной правительственной помощи различным кооперативным образованиям.

      Так итальянские кооператоры получили следующие преимущества: отсутствие двойного налогообложения, освобождение на десятилетний срок от корпоративного налога, в последующем периоде – льготное налогообложение; постоянный пересмотр необлагаемого налогом минимальный доход пайщиков.

      Вместе  с тем чтобы получить налоговые  льготы кооперативы должны не менее 60% бюджета тратить на возмещение стоимости рабочей силы, заработную плату и выплаты в фонд социального страхования. При соблюдение этих условий кооператив полностью освобождается от уплаты местного подоходного налога. Если заработная плата составляет 40-60% бюджета, выплачиваются все положенные налоги, при менее 40%, что чаще всего встречается в частных предприятиях кооператив выплачивает соответствующий налог – около 46% процентов от прибыли.

      Особым  образом складываются отношения  российской кооперации и государства,   последнее всегда ставило все  кооперативные хозяйствующие субъекты в зависимость от себя.

      С момента возникновения кооперация, особенно потребительская на всех уровнях  находилась в сильнейшей зависимости  как от государства, так и от буржуазии.

      Наиболее  зависимой потребительская кооперация стала в годы военного коммунизма, когда ее аппарат четко иерархированный и способной решать задачи мобилизационного характера, привлекался для налаживания распределения в масштабе страны.

      Вопрос  об огосударствлении потребительской  кооперации поднимался еще в 1920 году. Но Ленин, выступая на ΙX съезжее РКП(б), возражая, отметил что огосударствление этой организации, выполняющей чрезвычайно важные хозяйствующие функции по снабжению населения, преждевременны. В дальнейшем он не ограничивал временными рамками существование потребительской кооперации, отмечал закономерность использования кооперативного аппарата на этапе строительства нового государства. Это дает основания предполагать, что процесс перерастания кооперативной собственности в общенародную должен протекать естественно, в органическом единстве со всеми экономическими процессами строительства нового общества.

      И только в годы нэпа была предложена особая государственная программа, разработанная В. И. Лениным, предусматривающая  политическую, финансовую, материально-техническую  поддержку кооперативного движения. Его предложение изложено в работе «О кооперации», где подчеркнута необходимость предоставления ей ряда привилегий – экономических, финансовых, банковских.

      Особое  внимание обращает на поддержку сельскохозяйственной кооперации, оказания ей помощи, обязательное соблюдение принципов добровольности и постепенности.

      В этот период взаимоотношения различных  форм кооперации строились на основе генеральных соглашений, договоров  на поставку изделий и сырья. вместе с тем различные ее формы конкурировали друг с другом, что заметно оживляло работу кооперативного и частного секторов, а следовательно экономики в целом, наиболее острыми были трения между сельскохозяйственной и потребительской кооперацией, так как они обе занимались заготовкой производства. Более того, возникли разногласия в рамках одного и того же вида кооперации на уровне региональных центров. Кооперация стала эффективным стимулятором экономического развития других хозяйствующих форм, центром формирующегося конкурентного сектора.

      Взаимоотношение кооперации с государственной промышленностью  устанавливались на основе контрактации, генеральных договоров, фьючерсных контрактов, договоров на поставку сырья, полуфабрикатов, оборудования.

      Государственные планирующие органы в обязательном порядке планировали основные хозяйственные показатели кооперативной деятельности, которые подлежали обязательному исполнению.

      Поскольку сельское хозяйство развивалось  экстенсивно, начиная с 1928 годя для  увеличения хлебопоставок используются уже известные методы продразверстки. В результате все тяготы индустриализации переложены на аграрный сектор и его сердцевину – середняка, устойчиво развивавшиеся мелкоторговое производство, основу формирования рынка в сельском хозяйстве. Переведены в разряд кулаков и впоследствии раскулачены и уничтожены основные производители товарной продукции, причем не только экономически. 10 миллионов деревенских жителей репрессированы, около миллиона из них – по решению суда. После завершения этой акции к началу 1933 года официальная статистика насчитывает только 3 миллиона хозяйств. Таким образом, предполагаемых 5% кулаков ликвидировано более 12% крестьянских дворов.

      Как результат жесткой государственной  политики – массовый голод 1932-1933 годов, охвативший наиболее продуктивные регионы страны: Украину, северный Кавказ, нижнюю и среднюю Волгу, южный Урал и Казахстан. По самым приблизительным оценкам утрачено более 5 миллионов человеческих жизней.

      Таким образом, процесс формирования колхозов на самом деле может рассматриваться  как отделение средств производства от непосредственных производителей, в ходе которого заметно усилились позиции партийно-хозяйственного аппарата и разветвление его структуры. Достаточно быстро решена задача огосударствления колхозов и потребительской кооперации, сузилась сфера его деятельности. В конечном счете были грубо нарушены принципы кооперирования населения, основная часть которого проживала на селе.

      Важно отметить, что свертывание кооперации в 30-е годы не уничтожило ее, а загнало  наиболее предприимчивых людей в «тень», что способствовало формированию в СССР развитой теневой экономики, паразитировавшей на огосударствление собственности, и по сути являвшейся рыночным сектором в нерыночной экономике.

      Свертывание конкурирующих хозяйственных субъектов, - кооперации и частников, - привело к монополизму промышленности, установлению декрета производителя над потребителем. А всякая монополия, как известно, неизбежно ведет к загниванию, деформации экономических отношений.

      Уменьшая, или свертывая совсем кооперативное производство в момент экономического благополучия, государство охотно прибегало к помощи оставшихся форм кооперации в экстремальных ситуациях.

      Так было и в годы Великой отечественной  войны, когда снабжение населения  и армии стало центральной  задачей. Снова, как когда-то, функция нормированного распределения продуктов возложена на потребительскую кооперацию, обеспечившую центральное карточное распределение 77 миллионов человек.

      Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон всему народному хозяйству, в том числе и кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял более 48% общего розничного кооперативного оборота.

      После окончания войны кооператоры быстро приступили к восстановлению разрушенного, налаживая работу пекарей, столовых и магазинов. Осенью 1946 года Совет министров СССР издал постановление «о развертывании кооперативной торговли в городах и поселками продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствиями и товарами широкого потребления кооперативными предприятиями», что было обусловлено критическими положениями с продовольствием в стране. Таким образом, советское правительство санкционировало продвижение потребительской кооперации в город, позволив ей торговать, но не создавать городские потребительские общества.

Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации