Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;

2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»;

Содержание

Введение
1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
2. Значение и содержание закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения потребительской кооперации и государства.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

      План 

     Введение

  1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений
  2. Значение   и  содержание закона Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в Российской Федерации»
  3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации
  4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации
  5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

      Заключение

     Список  использованных источников

      Приложение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Содержание 

      Стр.

    Введение……………...………………………………………………...………….3

1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений …………5

2. Значение   и  содержание закона Российской  Федерации  «О 

    потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) в     Российской Федерации»……………..….…………………………..………...…10

3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации……….…..………..16  

4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации……...21

5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации……26

   Заключение…………………………………………………...…………………34

   Список  использованных источников………………………………………….37

   Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Задача  потребительских обществ - объединить покупательную активность членов и  организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива. В современной России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребительских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает.

      Потребительская кооперации России за время своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулированную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы.

      Федеральные и местные органы власти России признают благородную миссию российской потребительской кооперации в решении крупных социальных программ, способствующих сокращению безработицы, повышению занятости населения. Освоение новых видов деятельности и услуг позволяет потребительской кооперации создавать дополнительные рабочие места.

      Потребительская кооперация в каждом регионе выступает  надежным союзником местных органов  власти в реализации программ социальной защиты населения. Она пополняет местный бюджет налоговыми отчислениями по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций. 

      Целью данной курсовой работы является изучение взаимоотношения потребительской  кооперации и государства. Для достижения данной цели необходимо поставить следующие  задачи:

  1. Основы правового регулирования кооперативов и их объединений;
 

2. Значение   и  содержание закона Российской  Федерации  «О потребительской  кооперации (потребительских обществ  и их союзов) в Российской Федерации»;

      3. Роль и значение ежегодных соглашений, заключенных государственными органами и организациями потребительской кооперации;

      4. Борьба с бедностью на селе - стратегия потребительской кооперации; 5. Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации

      Курсовая  работа основана на трудах следующих  авторов: Гавричкина В.С., Проценко Т.Г., Черненко С.Е., Макаренко А. П., Теплова Л. Е. Работа выполнена на 37 страницах, содержит содержание, состоящие из 5 вопросов, введение, основную часть, заключение, список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основы  правового регулирования кооперативов и их объединений
 

      Правовые  основы потребительских обществ  и их союзов – это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики  в единичной системе – системе потребительской кооперации.

      Правовые  основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой  правовых основ деятельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.

      В настоящее время основой правового регулирования всех организаций страны, в том числе организаций потребительской кооперации, являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Другие законы и иные, принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.

      Правовое  регулирование кооперативных организаций  осуществляется на основании кооперативных  законов Российской Федерации:

  • «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.);
  • «О производственных кооперативах» (1996 г.);
  • «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации (1997 г.)»
  • «О  кредитных  потребительских кооперативах граждан» (2001 г.);
  • Указы Президента и Постановления правительства Российской Федерации.

      Правовое  регулирование всех организаций, в  том числе и потребительской  кооперации, осуществляется также на основании законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.

      Важное  значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).

      Конституция Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, другие федеральные  законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации  и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.

      Конституцией  Российской Федерации разрешены  различные формы собственности: государственная, муниципальная, частная  и другие; следовательно на ее основе разрешены разные организационно-правовые формы организации, в том числе и кооперативные. В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены наиболее существенные особенности создания и деятельности производственных и потребительских кооперативов. Законы о кооперативных организациях и их уставы определяют правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций). Кооперативные законы и уставы представляют более широкое правовое поле деятельности для кооперативов и их союзов.

      Важно отметить, что законы гарантируют  кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также  гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.

        Очень важным условием для  успешной деятельности потребительской  кооперации является ее правовое  обеспечение. В этом плане Центросоюз  проделал большую работу по  разработке и принятию трех  основополагающих законов:

      1. «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 23 июля 1992 года;

      2. «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации» от 13 июня 1997 года;

      3. «О внесении изменений и дополнений  в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 29 марта 2000 года.

      После распада Советского Союза Закон  «О кооперации в СССР» от 1988 года утратил силу, и потребительская  кооперация в России, как, впрочем, и все кооперативное движение, оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существованию ее вертикальной структуры – районных, краевых (областных) и республиканских союзов потребительских обществ во главе с Центросоюзом.

      В 1992 году, когда политика шоковой терапии больно ударила по населению и обрушила многие сферы экономики, стали раздаваться призывы и ликвидации кооперативных союзов, в особенности – со стороны антимонопольного комитета Верховного Совета РФ, поддерживаемые отдельными средствами массовой информации. Возникла чрезвычайная необходимость в законодательном акте, который бы восстановил легальный статус потребительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким актом стал принятый Верховным Советом РФ при непосредственных усилиях Центросоюза Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года. Небольшой по объему – 4 главы, 9 статей, он тем не менее оказал большое влияние на развитие потребительской кооперации в течение 1992-1997 годов. Но самое главное, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» позволил сохранить потребительскую кооперацию от развала и акционирования, помог решить многие спорные вопросы, которые возникли в отношениях между кооперацией и органами государственной власти.

      Однако  несовершенство этого правового  акта порождало множество проблем. Важным шагом на пути их преодоления  явился указ Президента РФ «О мерах  по стабилизации обеспечения сельского  населения товарами и услугами»  № 795 от 31 мая 1996 года, провозгласивший государственную поддержку организаций потребительской кооперации и обязавший потребительскую кооперацию восстановить до 1 сентября 1996 года имущественные права граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 годах, обеспечить их участие в деятельности своих обществ. Кроме того, указом предоставлялись налоговые льготы и снижение тарифных ставок на потребляемую электроэнергию для тех организаций, которые полностью восстановили в членских правах бывших пайщиков.

      Следующим шагом на пути правового обеспечения потребительской кооперации и возрождения ее правовых основ стал вступивший в силу 11 июля 1997 года Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

      Он  признал организационную структуру  потребительских обществ и их союзов как  систему потребительской  кооперации, наделил союзы распорядительными  и контролирующими функциями, определил  потребительские общества и их союзы  субъектами собственности, утвердил новые органы управления – Советы, обозначил распределение функций между общими собраниями и правлениями потребительских обществ и их союзов.

      Однако, последующая картина хозяйственной  и социальной деятельности потребительских  обществ и их союзов показали необходимость совершенствования законодательной базы потребительской кооперации.

      В этой связи 29 марта 2000 года Государственной  Думой был принят Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации  «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

      Новый закон подробно определял функции, состав и порядок образования  советов и правлений потребительских  обществ и их союзов, обязательность выполнения решений Центросоюза  для потребительских обществ, их районных, областных, республиканских союзов, процедуры отстранения от должности выборных должностных лиц в случаях нарушения ими прав пайщиков, злоупотреблений и препятствия проведению проверок ревизионными управлениями союзов и других норм.

      Как уже выше было сказано, основы правового положения производственных кооперативов определены Гражданским кодексом Российской Федерации, правовое регулирование деятельности кооперативов осуществляется Федеральным законом от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

      Гражданский кодекс предусматривает создание кооперативов двух видов: производственных и потребительских. Различие между указанными видами в  том, что производственный кооператив является коммерческой организацией и  его деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский кооператив – это некоммерческая организация и цель ее деятельности – удовлетворение определенных потребностей его членов.

      Производственным  кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст.107 ГК РФ).

Информация о работе Роль государства в устойчивом развитии потребительской кооперации