Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из цели дипломного исследования - изучения основных принципов организации складской логистики на отдельном предприятии, перед дипломной работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы складских логистических процессов на предприятии;
- провести анализ управления логистической системы складирования на ООО «Альтеза»;
- представить предложения по совершенствованию складского хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации складских логистических процессов на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность складской логистики 6
1.2 Логистические процессы на предприятии 22
2. Анализ управления логистической системы складирования на примере предприятия ООО «Альтеза» 34
2.1 Общая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ общего состояния системы складского хозяйства на предприятии ООО «Альтеза» 48
2.3 Показатели логистической складской системы предприятия 67
3. Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия 73
3.1 Рекомендации по повышению эффективности складского хозяйства 73
3.2 Предложения по совершенствованию организации складского логистического хозяйства предприятия 79
Заключение 90
Список литературы 95

Вложенные файлы: 1 файл

РљРѕРїРёСЏ 3315_290311.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

3-й этап. Расчет оптимального  количества складов

Количество складов и их географическое размещение определяются местоположением потребителей и производителей, а также особенностями товаров. Количество складов в логистической системе оказывает существенное влияние на логистические издержки и уровень сервиса.

Рассмотрим процесс определения  оптимального количества складов на условном примере. Допустим, что распределение товаров фирмы может быть организовано по одному из трех вариантов: первый вариант - с помощью двух складов, второй вариант - с помощью трех складов и третий вариант - с помощью пяти складов.

Очевидно, что для первого варианта характерны наибольшие транспортные расходы  по доставке товаров до потребителей. В третьем варианте количество складов  наибольшее, следовательно, они максимально  приближены к получателям, поэтому  транспортные расходы будут минимальными. Однако рост количества складов ведет к увеличению расходов на их содержание и эксплуатацию, на доставку товаров из мест производства на склады, управленческих расходов. Возможно, что рост этой группы затрат может превысить эффект от экономии транспортных издержек по доставке товаров к получателям. Таким образом, при изменении числа складов в системе распределения одни виды затрат растут, а другие - снижаются. Следовательно, можно попытаться установить такую точку, в которой будет находиться оптимальное (в нашей задаче минимальное) значение затрат. Для наглядности проиллюстрируем этот процесс графически (рис. 1.2)5.

Рис. 1.2. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов: S - совокупные затраты на функционирование складской системы; 1 - затраты на доставку товаров на склады; 2 - затраты на доставку товаров получателям; 3 - затраты на хранение запасов; 4 - затраты на эксплуатацию складов; 5 - затраты на управление складами

 

Независимой переменной в нашей задаче является количество складов в логистической  системе (ось Х). Мы рассматриваем, как  будут меняться отдельные виды затрат (ось Y) в зависимости от роста числа складов.

Транспортные  расходы складываются из двух частей: затраты на доставку товаров из мест производства на склады (кривая 1) и  затраты на доставку товаров со складов  потребителям (кривая 2). Первая часть  транспортных расходов растет, так как увеличиваются количество поездок и длина пробега транспорта. Вторая часть существенно (так как получателей намного больше, чем производителей) снижается за счет резкого сокращения пробега транспорта.

Кривая 3 показывает изменение затрат на хранение запасов. При увеличении количества складов число обслуживаемых каждым из них получателей сокращается, что требует меньших запасов. Однако сокращение запасов происходит не столь быстро, как зоны обслуживания, так как на каждом складе необходимо держать свой страховой запас.

Рост количества складов обеспечивает снижение расходов в расчете на каждый склад (эффект масштаба), но совокупные эксплуатационные затраты на содержание всего складского хозяйства возрастают (кривая 4).

Управленческие  затраты (кривая 5) также подвержены эффекту масштаба (с ростом количества складов они растут медленнее).

Проанализировав, как ведут себя отдельные составляющие затрат, можно построить кривую, отражающую зависимость совокупных затрат на функционирование складской  системы распределения от количества входящих в нее складов (кривая S). Абсцисса минимума кривой совокупных затрат покажет оптимальное значение количества складов в логистической системе (в нашем случае три склада).

4-й этап. Определение места расположения  складов и их размеров

Территориальное размещение складов и их размеры  определяются мощностью материальных потоков, спросом на рынке сбыта, размерами региона обслуживания, размещением в нем потребителей и производителей, развитием транспортной инфраструктуры, требованиями клиентов к качеству обслуживания (скорости, бесперебойности, надежности выполнения заказов) и множеством других факторов.

Основными правилами логистики при проектировании складской системы являются:

складская логистическая сеть должна быть максимально приближена к точкам конечного сбыта;

пути товародвижения должны использоваться как можно  чаще;

на всех этапах товародвижения необходимо обеспечивать перемещение максимально укрупненных  логистических единиц на максимально  возможное расстояние. В реальности на расположение склада влияет наличие транспортных магистралей, пригодных помещений6.

Соблюдение  этих правил дает существенную экономию логистических затрат в распределительной  системе.

Существуют  три варианта размещения складов: вблизи получателей, вблизи производителей, промежуточное размещение. Обычно склады размещают вблизи получателей, чтобы оперативнее пополнять запасы клиентов. Главным критерием при оценке работы этих складов является обеспечение необходимого качества услуг получателям (например, розничным торговцам). Быстрое реагирование на изменение их потребностей позволяет сократить расходы от упущенных продаж, снизить запасы товаров у получателей. Ассортимент товаров такого склада очень широк, продукция поставляется многими производителями, расположенными в разных местах. При выборе места для склада целесообразно располагать его ближе к потребителям, занимающим значительную долю в поставках, или в местах концентрации многих потребителей. Это обеспечит минимизацию транспортных расходов.

Размещение складов вблизи мест производства товаров обеспечивает возможность формирования крупных отправок в адрес получателей. Такая система складов эффективно действовала в советское время: крупнейшие склады находились в городах, где печаталась основная масса книжной продукции (Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов и др.). Они обеспечивали доставку товаров достаточно крупными партиями на книжные базы в областных центрах.

Промежуточное размещение складов может быть эффективным, если и производители, и получатели размещены достаточно равномерно и среди них нет очень крупных объектов, к которым целесообразно приближать склады.

Складская система может быть двух типов:

1) состоящая  из нескольких однотипных складов,  имеющих свои регионы деятельности;

2) состоящая из одного (или нескольких) крупного центрального склада (приближенного к производителям) и группы менее мощных, получающих товары от этого склада и обслуживающих свои регионы.

Данный  этап, так же как и все другие, требует учета большого количества разнообразных факторов. Кроме того, в ходе проектирования складской системы должно быть проанализировано и оценено большое количество возможных вариантов организации складского хозяйства. Все это требует применения современных экономико-математических методов, компьютерных программ для моделирования и расчета эффективности вариантов. Кроме специальных компьютерных программ применяются методы экспертной оценки и другие.

5-й этап. Проектирование логистической системы  склада

Ранее мы рассматривали  склад как элемент системы товародвижения от источников к потребителям. Однако любое складское предприятие, являясь элементом некоторой логистической системы, само представляет сложную систему, состоящую из элементов (здание, оборудование, товары, кадры, информация и т.д.). Для эффективного функционирования склада необходимо организовать функционирование всех составляющих его элементов в едином логистическом комплексе.

Любой склад  обрабатывает три вида материальных потоков: входные, внутренние, выходные (рис. 1.3)7.

Рис. 1.3. Логистическая схема склада

 

Входные потоки обрабатываются с помощью логистических  операций разгрузки транспортных средств  и приема, внутренние - с помощью  операций размещения на хранение, отборки, комплектования и упаковки отправок, выходные потоки предполагают погрузку на транспортные средства.

В соответствии с этой последовательностью операций по движению материального потока можно  выделить три группы логистических операций управления:

управление  поступлением товаров (снабжение запасами, контроль поставок, организация транспортных средств, осуществляющих доставку на склад, контроль качества);

управление  внутрискладскими операциями;

управление  сбытом товаров (оформление и экспедирование, организация транспортных средств, осуществляющих доставку получателям, контроль выполнения заказов, информационное и другое обслуживание получателей).

Склад должен работать в тесной взаимосвязи со службами закупок и продаж (производства). Координация деятельности со службой закупок обеспечивает планомерную поставку продукции на склад (оптимальность входных потоков). Склад выстраивает свою работу в соответствии с информацией, полученной от службы закупок, поэтому от ее своевременности, точности во многом зависит организация внутренних складских потоков.

Взаимодействие с отделом продаж (или производственными подразделениями, если склад обеспечивает сырьем производственный процесс) дает информацию о спросе покупателей, их составе, требованиях к обслуживанию, что необходимо для проектирования выполнения заказов на поставку, определения системы обслуживания клиентов. От эффективной информационной связи с отделом продаж зависит эффективность выполнения заказов, возможность обеспечивать рациональные маршруты и объемы партий доставки товаров.

Проектирование логистической системы складирования осуществляется в следующем порядке:

с учетом места склада в логистической цепи формулируются цель его деятельности и выполняемые функции;

устанавливается требуемый уровень  технической оснащенности складской  системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

определяются элементы складской системы: складская единица (поддон, пачка и т.д.), способ складирования (в стеллажах, на поддонах и т.д.), складское оборудование, способ комплектования и отправки партий, способ внутрискладского перемещения товаров, информационная система и т.д.;

из этих элементов конструируются отдельные подсистемы склада (см. складские зоны на рис. 1.3);

из созданных подсистем формируются  варианты логистической складской  системы;

производится оценка и выбор  рационального с точки зрения эффективности достижения складской логистической системой цели деятельности.

Важным элементом складской  системы является складская единица.

Складская единица - это количество грузов, над которым производятся логистические операции (погрузка, разгрузка, хранение, транспортировка  и т.д.) без его дробления, т.е. как с единой массой. Например, пачка книг, стандартные ящики или поддоны, контейнеры и др.

Выбор складской единицы - очень  важный вопрос, так как ее размеры  влияют на характеристики складского оборудования и мест хранения. Стандартизация складских единиц позволяет оптимизировать движение материальных потоков не только внутри отдельного склада, но и на других этапах их перемещения. Это достигается согласованием параметров складских единиц между всеми участниками логистической цепи. Использование единой складской единицы позволяет привести в соответствие разнообразное оборудование, тару, средства транспортировки, зоны приема и хранения участников движения материальных потоков, что значительно сокращает затраты.

Проектирование, оценка и выбор элементов, подсистем и логистической системы склада ведутся с помощью специальных компьютерных программ.

Естественно, что логистическая  оптимизация складской деятельности возможна не только при создании новых  складов, но и при рационализации действующих. Как мы уже говорили, с одной стороны, требования клиентов к работе складов растут очень быстро, а с другой - организация складской деятельности на уровне достижений современной логистики дает возможность экономить значительные средства.

1.2 Логистические процессы на предприятии

 

На рисунке 1.4 представлены типичные контуры логистических процессов, порождающие соответствующие потоки8.

Рис. 1.4. Контур управления логистикой

 

Материальный поток – это  поток материалов, комплектующих  и готовой продукции на этапах поставок, перемещения, хранения. Основное направление движения материального  потока: поставщики – снабжение  –производство – сбыт – клиенты.

Материальный поток, движущийся в физическом мире, непременно сопровождается информационным потоком, который обычно включает:

информацию о материальном потоке (что, какого качества, где находится  и в каком количестве);

управленческую информацию – поток поручений (заказов, требований), уведомлений, напоминаний о сроках и т.п., идущий в направлении, обратном материальному потоку;

Финансовый поток, являясь денежным эквивалентом материального, обрабатывается в финансово-бухгалтерском контуре, получающем информацию из контура логистики.

Перечисленные потоки на каждом предприятии  обрабатывают агенты логистики –  подразделения предприятия, выполняющие  отдельные однотипные бизнес-процессы.

Основные исполнительные категории  агентов логистики:

Сбытовое подразделение, отвечающее за работу с клиентами и продажи (на схемах выделено розовым цветом);

Производственное подразделение, отвечающее за создание материальных ценностей, - объектов продажи и полуфабрикатов (желтый цвет);

Подразделение снабжения, отвечающее за обеспечение производства и сбыта необходимыми материальными ценностями (голубой цвет).

Обслуживающие категории агентов  логистики:

Складское хозяйство, отвечающее за хранение, прием и передачу материальных ценностей  от снабжения, с производства – на производство, на продажу (белый цвет);

Транспортное хозяйство, отвечающее за движение, перемещение (серый цвет);

Ремонтные мастерские (могут иногда совпадать с Производственным подразделением) (серый цвет)9.

Сквозной логистический бизнес-процесс  состоит из планирования цепочки выполнения заказа (от сбыта через производство к снабжению) и функционирования цепочки в соответствии с планом выполнения заказа (в обратном порядке).

Общая логистическая модель деятельности предприятия представлена на рисунке  1.510.

Различные категории владельцев процессов помечены разным цветом в соответствии с условными обозначениями в правом нижнем углу.

Рис. 1.5. Общая логистическая модель деятельности предприятия

 

В современном мире идет непрерывный  процесс объединения предприятий, в результате которого образуются холдинги, концерны, транснациональные корпорации. В связи с этим возникает задача интеграции логистики на уровне нескольких предприятий.

Информация о работе Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия