Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:22, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из цели дипломного исследования - изучения основных принципов организации складской логистики на отдельном предприятии, перед дипломной работой поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы складских логистических процессов на предприятии;
- провести анализ управления логистической системы складирования на ООО «Альтеза»;
- представить предложения по совершенствованию складского хозяйства.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы организации складских логистических процессов на предприятии 6
1.1 Понятие и сущность складской логистики 6
1.2 Логистические процессы на предприятии 22
2. Анализ управления логистической системы складирования на примере предприятия ООО «Альтеза» 34
2.1 Общая характеристика предприятия 34
2.2 Анализ общего состояния системы складского хозяйства на предприятии ООО «Альтеза» 48
2.3 Показатели логистической складской системы предприятия 67
3. Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия 73
3.1 Рекомендации по повышению эффективности складского хозяйства 73
3.2 Предложения по совершенствованию организации складского логистического хозяйства предприятия 79
Заключение 90
Список литературы 95

Вложенные файлы: 1 файл

РљРѕРїРёСЏ 3315_290311.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Исходя из цели дипломного исследования - изучения основных принципов организации складской логистики на отдельном предприятии, перед дипломной работой поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  теоретические основы складских  логистических процессов на предприятии;

- провести  анализ управления логистической  системы складирования на ООО «Альтеза»;

- представить предложения по  совершенствованию складского хозяйства. 

Предметом дипломного исследования дипломной работы является организация складской логистики.

Объектом дипломного исследования – организация складской логистики и направления ее совершенствования на ООО «Альтеза».

1. Теоретические основы организации  складских логистических процессов  на предприятии

1.1 Понятие и сущность складской  логистики

 

Движение  материальных потоков в логистической  цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узловыми пунктами этой системы являются различные склады.

Склады - это здания, сооружения и разнообразные  устройства, предназначенные для  приема, размещения и хранения поступивших  в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям1.

Склады  являются одним из важнейших элементов  логистических систем. Объективная  необходимость в специально оборудованных  местах для содержания запасов существует на всех стадиях материального потока, начиная от первичных источников сырья (например, склады бумаги) и кончая складированием готовой продукции в процессе ее продажи конечным покупателям (склады книжных товаров в книжных магазинах).

Складское хозяйство создается с целью приема материального потока с одними параметрами (размерными, качественными, временными), его переработки, накопления и выдачи с другими параметрами установленному потребителю.

Таким образом, на склады, как и на другие звенья логистических цепей, распространяется логистическое правило «семи Н»: обеспечить необходимого потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Современный склад - это сложная система. В  то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая формирует требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее функционирования. В связи с этим склад рассматривается в логистике не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность деятельности не только конкретного склада, но и всей логистической цепи, в которой он действует.

Основное  назначение склада - размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

преобразование  производственного ассортимента в  потребительский в соответствии со спросом;

складирование и хранение. Эти функции позволяют  выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

консолидация (объединение) и транспортировка  грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

предоставление  услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.)2.

Поскольку склады создаются на разных участках логистических цепей, в фирмах разного масштаба и профиля деятельности, существует большое разнообразие их видов. Классификация складов проводится по разным признакам. Так, например, по принадлежности различают склады индивидуального пользования и коллективные, по характеру товаров - производственного назначения и товаров конечного потребления; по уровню автоматизации процессов - автоматизированные, комплексно-механизированные, механизированные, немеханизированные и т.д.

До настоящего времени в книжном деле уделяется недостаточное внимание организации складских процессов на принципах логистики. К сожалению, в этой области мы повторяем нерациональный опыт зарубежных стран и к тому же еще существенно отстаем от них во времени. Дадим краткую характеристику развития складской логистики на примере США.

В цепи движения сырья и готовой продукции  склады рассматривались, прежде всего, как место, где товары дожидаются «встречи» с потребителем. В соответствии с таким подходом к ним относились как к «неизбежному злу», источнику дополнительных издержек, почти не учитывался широкий спектр логистических операций, в которых складское хозяйство играет важную роль. Долгое время недооценивалась функция накопления и формирования нужного потребителям ассортимента товаров. Мало внимания уделялось совершенствованию процессов хранения запасов и обработки заказов потребителей. В некоторых случаях это приводило к постоянным потерям товаров.

Складские процессы были недостаточно механизированы. При поступлении заказа от потребителя продукцию вручную грузили на тележки, с помощью которых она перемещалась на отгрузочную площадку, где ее загружали в транспортное средство. Сравнительная дешевизна рабочей силы порождала беспечное отношение к использованию трудовых ресурсов.

После окончания Второй мировой войны была осознана необходимость повышения эффективности складского хозяйства. В частности, стало очевидным, что экономически неэффективно иметь большое количество маломощных складов. В связи с внедрением производственной логистики сокращалась потребность в производственных запасах сырья и полуфабрикатов. Вместе с тем росла потребность в складском хозяйстве в сфере распределения. У розничных торговых предприятий возникла необходимость держать в запасе широкий ассортимент товаров, которые было невыгодно заказывать у производителей мелкими партиями. Рост расходов на транспортировку мелких партий практически лишил розничных торговцев возможности заказывать товары непосредственно у производителей. В результате возникла необходимость в использовании складов для своевременной и экономичной поставки в магазины широкого ассортимента товаров. Оптовые склады стали важным фактором развития розничной торговли. Это привело к быстрому совершенствованию складской логистики, были созданы системы складского хозяйства, способные обеспечить потребности розничной сети. В 1970-1980-х годах быстро развивались логистические складские системы. В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение его гибкости и эффективности за счет использования новых информационных технологий.

Как мы видим, эти же этапы развития переживает и складское хозяйство в книжном  деле России.

Важность  создания современных эффективных  складских комплексов вытекает из тех  выгод, которые они создают. Различают экономические и сервисные выгоды. В принципе склады следует включать в логистическую систему только в том случае, если выгоды от их деятельности превышают затраты. Экономические выгоды выражаются в сокращении логистических издержек, в первую очередь затрат на хранение и транспортных затрат. Экономия издержек возникает за счет консолидации, разукрупнения партий товаров, формирования ассортимента (рис. 1.1)3.

 

Рис. 1.1. Выгоды складского хозяйства

 

Консолидация грузов происходит тогда, когда на складе формируется отправка, состоящая из продукции нескольких поставщиков и предназначенная  нескольким заказчикам, расположенным  в одной географической точке. Склад  как бы «вбирает» в себя материальные потоки, поступающие от производителей, и выдает их в форме крупных отправок. Например, партии, подобранные по заказам нескольких магазинов, расположенных в одном городе, формируются в одну отправку, доставляемую одной автомашиной. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов.

Разукрупнение предполагает доставку товаров от одного производителя  нескольким заказчикам в соответствии с их заказами. Этот вариант в  книжном деле характерен для складов  издателей. Они обеспечивают возможность получателю закупить продукцию в нужном ему объеме.

Формирование ассортимента складывается из операций по накоплению товаров  разных производителей для выполнения заказов широкого ассортимента, поступающих  от многочисленных предприятий розничной торговли. Выгоды такого распределительного центра проявляются в экономии затрат как производителей, так и получателей.

Услуги, оказываемые складами, не всегда напрямую ведут к сокращению затрат. Иногда затраты могут расти, но при  этом повышается уровень сервиса покупателей (сокращаются сроки выполнения заказов, расширяется ассортимент, исключаются случаи отсутствия товаров в продаже и т.д.), что в конечном итоге приводит к повышению эффективности логистической системы, пользующейся услугами склада.

Логистическая задача организации  эффективного складского хозяйства решается в следующем порядке:

1-й этап. Определяется, нужно ли  создавать склад или лучше  воспользоваться прямыми поставками.

2-й этап. Выбирается тип склада.

3-й этап. Рассчитывается оптимальное количество необходимых складов.

4-й этап. Определяются места  расположения складов и размеры.

5-й этап. Проектируется логистическая  система склада4.

Первые четыре этапа относятся  к макрологистике складского хозяйства, которая изучает логистическую систему движения товаропотоков между складами производителей и потребителей. Например, если разрабатывается логистический проект складского хозяйства издательства, то элементами этой системы будут типографии, из которых выходят товарные потоки, и получатели этих потоков (оптовые и розничные предприятия книжной торговли). Целью проекта является оптимизация потоков на пути их движения от типографий к предприятиям розничной торговли.

Пятый этап относится к складской  микрологистике, которая в качестве логистической системы рассматривает действующий или проектируемый склад. Целью проекта является оптимизация внутренних потоков, существующих в рамках конкретного склада.

1-й этап. Решение о необходимости  склада

Избежать создания склада можно  лишь в том случае, если характеристики входных, внутренних и выходных потоков в логистической системе оптимально сочетаются, что не требует создания запасов. В реальной действительности этого удается добиться далеко не всегда.

Возможны следующие основные варианты: работа по технологии «Точно в срок», не требующей создания запасов, а следовательно, складов; передача функций по организации работы с запасами сервисной фирме; создание складского хозяйства. Каждый из этих вариантов или их комбинация оценивается с точки зрения возможности получения прогнозируемой прибыли и требуемых на реализацию затрат. Сопоставив величину потенциальной прибыли с затратами на реализацию варианта, приходят к выводу о целесообразности или нецелесообразности создания склада. При проектировании логистической системы следует руководствоваться правилом: склад необходим только тогда, когда он создает преимущества в сервисе или дает снижение затрат.

Как мы уже отмечали выше, использование  логистической технологии «поставщик - торговый зал» дает возможность книжному магазину работать без склада. Однако не все розничные предприятия могут перейти на такую систему. Перед крупнейшими из них стоит проблема логистической оптимизации складского хозяйства (например, путем вывода складов из неприспособленных помещений, которые к тому же можно использовать для расширения торговых залов).

Серьезные проблемы оптимизации складского хозяйства стоят перед большинством издательств.

2-й этап. Выбор типа склада

Различают следующие типы складов: собственные, коллективного пользования, контрактные.

Собственным называется склад, которым  владеет или управляет та же фирма, которой принадлежат хранящиеся в нем товары. При этом складские  помещения могут быть собственными или арендованными. Выбор между  приобретением (строительством) или арендой определяется финансовой целесообразностью. Однако складские помещения, предлагаемые в аренду, могут не подходить фирме, тогда рассматриваются варианты покупки или строительства.

Главные преимущества собственного склада связаны с высокой степенью контроля его деятельности, полномочиями принимать все хозяйственные решения, максимально приспосабливать работу склада к потребностям фирмы. Полный контроль облегчает интеграцию складских операций с другими операциями логистического процесса предприятия.

Склад коллективного пользования - это независимое предприятие, оказывающее  складские услуги за определенное вознаграждение (фиксированная плата или процент  от стоимости хранимых товаров). Примером такого типа складов может быть проект «Роскнигоресурс». Отдельные виды затрат на складах общего пользования часто бывают ниже, чем на собственных, что объясняется более высокой производительностью и экономией за счет увеличения масштабов деятельности. Например, возможна экономия транспортных расходов благодаря укрупнению отправок, комплектуемых из товаров нескольких пользователей склада.

Использование коллективных складов  дает возможность легко менять месторасположение  складской сети, размеры и количество составляющих ее элементов, т.е. гибко  реагировать на колебания спроса, требования поставщиков и т.д. Фирма, имеющая собственные склады, лишена такой гибкости, так как для изменения логистической структуры ей необходимо купить новый объект и продать старый.

Контрактные склады выделились из группы коллективных складов. От последних они отличаются более широким перечнем услуг, долгосрочностью отношений с пользователями, учетом их индивидуальных требований.

Выбор типа склада производится на основе экономических расчетов. При этом учитываются логистические рекомендации общего плана. В соответствии с ними собственные склады целесообразно иметь в условиях стабильно высоких потоков товаров на хорошо известном рынке с постоянным сбытом. Наоборот, к услугам складов коллективного пользования целесообразно обращаться при небольшой мощности товарных потоков или сезонном характере запасов, при освоении нового рынка, когда уровень и стабильность продаж трудно точно спрогнозировать.

Информация о работе Рекомендации и предложения по совершенствованию системы складского хозяйства данного предприятия