Проблема целевого использование ресурсов бюджета Оренбургской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель - оценить основные проблемы формирования и исполнения бюджета Оренбургской области и выявить направления улучшения формирования и исполнения бюджета.

Содержание

Состав, структура и динамика расходов областного бюджета Оренбургской области за 2007-2009 гг.……………………………………………………………..3
Введение
1 Теоретические основы формирования и исполнения бюджета
1.1 Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ
1.2 Динамика состава и структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации и проблемы его сбалансированности
2 Анализ состава, структуры и динамики расходов бюджета Оренбургской области за период 2007-2009 гг
2.1 Характеристика расходов областного бюджета Оренбургской области
2.2 Дефицит и профицит бюджета области
3 Основные направления улучшения использования бюджета Оренбургской области
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Состав, структура и динамика расходов областного бюджета Оренбургской области.docx

— 81.18 Кб (Скачать файл)

В большинстве муниципальных  образований социальные расходы, включающие расходы на финансирование непроизводственной сферы, составляют более половины расходов бюджета. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления.

Расходы в 2007 году увеличились на 60,04 %, что отразилось на повышении практически во всех расходных направлениях, а в 2008 г. по некоторым направлениям наблюдается снижение расходов, что связано с уменьшением собираемости налоговой базы, т. к. многие предприятия уклоняются от уплаты налогов. Так снизилась финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы, расходы на здравоохранение и физическую культуру - на 61 %, на культуру, кинематографию и СМИ – на 33,32 %, на содержание государственных и муниципальных органов – на 78,74 %, на судебную власть - 29 %.

В 2008 г. с целью развития экономики и повышения уровня жизни населения сознательно пошли на увеличения дефицита до 14, 98 %, т.е. до грани 15 %, допускаемая бюджетным законодательством. Создание Особой экономической зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные машиностроительное производство, развивать социальную инфраструктуру и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз.

В 2008 г. казна пополнилась за счет налога на прибыль на 800 млн. руб.

 

2.2 Дефицит и профицит бюджета области

 

В 2006 г. наблюдался профицит бюджета, а с 2007 г. прослеживалась тенденция роста дефицита бюджета как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Из таблицы видно, что  в 2007 г. увеличились на 12,51 % по сравнению с предыдущим, а в 2008 г. на 6,22 % по сравнению с 2007 г. Это свидетельствует об увеличении налоговой базы, а также поступлений из федерального бюджета, так как Оренбургская область принимает участие в конкурсе на «Особую экономическую зону», что привлечет иностранных инвесторов в область. Расходы бюджета в свою очередь в 2007 г. увеличились в 2,56 раз по сравнению с 2006 г. и снизились на 55,17 % по сравнению с 2008 г. Такое неравномерное распределение связано с повышением уровня жизни населения и доведения дефицита в 2007 г. практически до крайней точки. При этом покрытие дефицита осуществляется за счет выпуска облигационного займа и помощи инвесторов, что в условиях особой экономической зоны вполне естественно.

Основной проблемой экономики  области является сокращение дефицита бюджета. Классическими путями для достижения этой цели являются рост доходов и сокращение расходов областного бюджета, но в настоящее время осуществляется уже перечисленными способами.

Таким образом, видно, что  бюджет области имеет позитивную динамику. Насыщение доходной части  происходит за счет налога на прибыль, в основном от НЛМК, НДС. Создание Особой экономической зоны позволит области  в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные машиностроительное производство, развивать социальную инфраструктуру и даст увеличения доходов  бюджета в несколько раз. Бюджет области также имеет социальную направленность, главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы  работникам бюджетной сферы и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления  улучшения использования бюджета  Оренбургской области

 

Нарушение порядка разграничением бюджетных полномочий между их представительными  и исполнительными органами, не соблюдение принципа гласности, введение в местные  бюджеты налоговых доходов, не предусмотренных  федеральным законом о налогах  и сборах, не соблюдение требований за законодательства, регламентирующего  порядок закупок товаров для  муниципальных нужд и т. д. Все  это свидетельствует о недостаточном  уровне правового обеспечения нормотворческого процесса на местах, а также нежелание  руководителей следовать букве  закона.

Существенно влияет на закономерность использования средств местных  бюджетов отсутствие самих финансовых контрольных органов. Имеют место  закупки товаров, выполнение работ  или оказание услуг для муниципальных  нужд вопреки требованиям действующего законодательства. В нарушение требований ст. ст. 71 – 73 БК РФ в ряде регионов не созданы конкурсные комиссии, не надлежащим образом ведутся реестры закупок  товаров, работ и услуг для  муниципальных нужд, заключенные  муниципальные контракты не отвечают требованиям.

Исходя из указанных нарушений  следуют следующие задачи:

  • обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
  • стимулирование добросовестной конкуренции и повышение экономии бюджетных средств;
  • устранение возможностей злоупотребления и коррупции посредством четкой регламентации осуществления закупок.

Процесс реформирования межбюджетных отношений, безусловно, должен происходить  не только на федеральном, но и на региональном и даже на местном уровне. Создать  единую методику, унифицированную форму  взаимоотношений субъекта Федерации  и муниципальных образований  невозможно в силу огромных экономических, географических, климатических и  иных межрегиональных различий. Однако в пределах одного региона или  группы сходных по характеристикам  регионов вполне возможно разработать  такую методику.

В Оренбургской области при расчете субвенций определяется общая сумма расходов района, исходя из установленных минимальных социальных нормативов, затем определяется сумма доходов закрепленных и регулирующих доходов. Недостающая сумма для покрытия расходов выделяется из областного бюджета в идее субвенций на определенные цели. Затем данные по районам суммируются и отражаются в областном бюджете. Таким образом, расчет происходит методом прямого счета. Никакой универсальной методики расчета нет. Даже предельная сумма субвенций районам в областном бюджете не определена. Существующая система не создает стимулов для развития налоговой базы муниципального образования, допускает субъективную оценку и индивидуальный подход, не позволяет создать универсальную схему расчета, которую можно было бы применять, не изменяя из года в год.

При прямом расчете возрастает возможность субъективизма и  индивидуального подхода к муниципальному образованию. Действующая методика развивает иждивенческую психологию муниципалитетов.

В Оренбурсгкой области нет разделения на текущую и инвестиционную поддержку муниципальных образований. Как таковая инвестиционная поддержка не существует, если не брать во внимание индивидуальные инвестиционные проекты. Возможным решением этой проблемы могло бы стать образование Фонда инвестиционной поддержки муниципальных образований на областном уровне. Это позволило бы создать дополнительные стимулы для развития районов, упорядочить инвестиционную поддержку и облегчить контроль за инвестируемыми средствами.

Положительным в Оренбургской области явилось то, что дотации бюджетам районов были заменены субвенциями, имеющим под собой конкретное основание. Это позволило сократить объем выделяемых средств за счет их целевой направленности и использования и ужесточить контроль за использованием этих средств.

На первом этапе за территориями следует установить определенные доли регулирующих налогов по единым для  всех нормативам отчислений от сумм налогов. В связи с тем, что величина собственных доходов на душу населения  муниципальных образований играет центральную роль в данной методике, их размер должен быть доведен до такого уровня, который с учетом перераспределения  полномочий по финансированию расходов в сторону областного бюджета  не уменьшал бы общую величину доходов  местных бюджетов. Поскольку налоги, закрепленные по единым нормативам, не могут в полной мере выполнять  регулирующую функцию, то вся нагрузка по бюджетному регулированию переносится  на другую форму регулирования –  трансферты, распределение которых  и представляет второй этап.

На третьем этапе происходит распределение ФФПМО между муниципальными образованиями с учетом норматива  доходов на душу населения и в  зависимости от величины собственных  доходов на душу населения в каждом муниципальном образовании. В целях  минимизации встречных финансовых потоков следует предусмотреть  возможность передачи дополнительных нормативов отчислений от доходов в  бюджеты муниципальных образований  в счет предусмотренных трансфертов. Таким образом, примененная методика имеет своей целью развитие собственной  доходной базы муниципалитетов и  оптимизацию расходов.

Среди многочисленных изъянов, которыми страдала «старая» система  межбюджетных отношений можно выделить главный. Финансовая помощь между муниципалитетами распределялась исходя из фактических расходов и доходов каждой территории. В такой ситуации у низового уровня власти не было особого стимула укреплять доходную базу местных бюджетов. Ведь дополнительные доходы, полученные в муниципальную казну, грозили уменьшением размера дотации. В условиях, когда финансирование выделялось под конкретные учреждения, у муниципалитетов также не было серьезного стимула реформировать бюджетную сеть. Например, закрыв малокомплектную школу, где обучалось-то всего два ученика, они не могли перераспределить сэкономленные деньги на покупку спорт инвентаря или другие нужды. Нет учреждения - нет и дотации из областного бюджета.

Теперь дотация выделяется на формализованной основе. Иными словами, каждой территории гарантирован определенный финансовый минимум, при распределении которого местные власти вправе сами выбирать приоритеты. И еще: у муниципалитетов, наконец появился стимул собирать как можно больше налогов, привлекать инвестиции, думать о развитии малого бизнеса.

В Оренбургской области было принято решение заменить часть дотации городским округам и муниципальным районам нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в областную казну. Местные власти в любом случае ничем не рискуют. Причитающиеся им деньги они получат, даже если собранные налоги окажутся меньше величины дотации. Областной бюджет попросту компенсирует образовавшийся разрыв. Но для территорий принятое решение явилось мощнейшим стимулом увеличивать свой налоговый потенциал. Ведь все сверхплановые доходы, полученные за 2009 год, остались в распоряжении муниципалитетов.

Еще одно важное решение  касается поселений, где проживает менее тысячи человек. Финансовая помощь низовому уровню муниципальной власти, как уже было сказано, распределяется по душевому принципу. Иными словами, чем больше жителей, тем больше размер дотации. Но в таком случае часть муниципалитетов может остаться без денежных средств. Чтобы этого не произошло, в составе областного бюджета образован фонд сбалансированности. Основное его назначение - поддержка поселений, где проживает менее тысячи человек. Важно подчеркнуть, что оправила игры при распределении финансовой помощи абсолютно прозрачны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, формирование и исполнение финансов субъектов  РФ осуществляется на основе Конституции, Бюджетного кодекса и других законодательных актов РФ. Эффективность формирования и исполнения бюджета можно проследить по соблюдению принципов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти субъектов РФ. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики субъекта. Взаимодействие органов власти на разных уровнях в настоящее время очень актуально. Не соблюдение принципов межбюджетных отношений приводит к противоречиям в формировании и исполнении бюджета. Для того, чтобы избежать проблем в формировании и исполнении бюджета необходимо выявить целевые ориентиры и приоритеты в распределении расходов, регулировать доходные поступления.

Как видно из анализа диаграмм бюджет области имеет позитивную динамику. Насыщение доходной части происходит за счет налога на прибыль, в основном от НЛМК, НДС. Создание Особой экономической зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные машиностроительное производство, развивать социальную инфраструктуру и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз. Бюджет области также имеет социальную направленность, главными приоритетами являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов. Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств – очень важная и ответственная деятельность субъекта.

Таким образом, можно сказать, что основными направлениями  улучшения использования бюджетных  средств Оренбургской области является:

  • совершенствовать межбюджетные отношения на федеральном, региональном и местном уровне, использую предложенную методику;
  • модификация налоговой базы, что является приоритетным направлением улучшения использования бюджетных средств, которая должна проводиться на основе указанных мероприятий.

Подводя итог, можно сказать, что цель работы была достигнута и  в результате оценены основные проблемы формирования и исполнения бюджета  Оренбургской области и выявлены направления улучшения формирования и исполнения бюджета. Выполнены поставленные задачи:

  • проанализированы теоретические основы формирования и исполнения бюджета;
  • проанализировано формирование и исполнение бюджета Оренбургской области;
  • выявлены основные направления улучшения использования бюджета Оренбургской области.

Информация о работе Проблема целевого использование ресурсов бюджета Оренбургской области