Принципы бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджетная система является частью финансовой системы государства. По сути – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Бюджетное устройство и бюджетная система ……………………..............6
1.1 Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах…………………......................................................................6
1.2 Понятие и модели бюджетного устройства……………………………….8
1.3 Принципы бюджетного устройства в федеративных и унитарных государствах……………………………………………………………………16
2 Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации и Великобритании ……………26
2.1 Сравнительная характеристика бюджетного устройства Российской Федерации и Великобритании………………………………………..……...26
2.2 Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации………………………………………………………………………34
3 Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации……………………………………………….……….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….……………………….47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………..50

Вложенные файлы: 1 файл

принципы устр..docx

— 95.90 Кб (Скачать файл)

3. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

– право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых  осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

– недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных  бюджетов или без определения  бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих  расходных обязательств;

– право органов государственной  власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета  на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно  в форме межбюджетных трансфертов;

– недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной  власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

– недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований означает  определение бюджетных полномочий  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления  межбюджетных трансфертов в соответствии  с едиными принципами и требованиями.

Договоры и соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

– субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

– средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

– добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

– расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

– расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

– отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного финансового года.

8. Принцип прозрачности (открытости) означает:

– обязательное опубликование  в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной  власти, представительных органов муниципальных  образований;

– обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных  в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного  органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом  государственной власти (местной  администрацией);

– стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств доводятся до конкретных  получателей бюджетных средств  с указанием цели их использования.

11. Принцип подведомственности  расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных  средств только одного главного распорядителя  бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств  возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как  учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Следует согласиться с  мнением А.С. Колесова, что и федерализм как форма государственного устройства и унитарная форма государственного устойства обладают рядом достоинств и недостатков.

Достоинства федерализма  заключаются в следующем:

Федерализм предусматривает  на национальном уровне сочетание внешнего единства и внутреннего разнообразия. Нижестоящие государственные образования  могут различаться по неким факторам, которые будут способствовать свободным  внутренним перемещениям населения  в те регионы, условия существования  в которых больше отвечают их внутренним потребностям.

Федеральная форма устройства государства позволяет населению  активно участвовать в политической жизни.

Благодаря значительному  количеству суверенных единиц, входящих в состав федерации, правительство  каждой из них проводит свою политику, направленную на достижение удовлетворённости  общества. Каждый регион стремится  упрочить свое положение, а это порождает  конкуренцию, ведущую к поиску и  принятию необходимых решений.

Для контроля населением за осуществлением государственных функций  возникает необходимость существования  прямой и прозрачной отчетности.

Недостатки федеративного  бюджетного устройства:

Возможно возникновение  нерационального повторения функций  и полномочий, в то же время часть  функций может остаться неохваченной ни одним из уровней управления.

Помимо дублирования может  возникнуть ситуация, когда определённым важным вопросам уделяется не достаточно внимания. Это происходит в том  случае, когда законодательно четко  не оговорены те или иные моменты  и руководство страны уверено, что  вопросы успешно решаются на местах, а региональные органы власти считают, что этим занимается федеральное  правительство. В свою очередь граждане, не получающие в полном объеме какой-то вид государственных услуг, также  не знают куда обращаться за восстановлением  социальной справедливости.

Нижестоящие федеративные уровни (особенно представляющие национальные меньшинства) могут вступать в конфликт с идеей национального единства страны и желанием идти в русле  национальной политики. Наличие разных мнений способствует оздоровлению демократии, но предполагает и другое. Как только большинством принято окончательное  решение, меньшинство должно починиться. К сожалению, такое происходит не всегда, и двойной суверенитет  может явиться причиной межнациональных  конфликтов.

Благодаря имеющимся правам и полномочиям субнациональные  образования могут стремиться обеспечить защиту местной промышленности, ограждая экономику региона от «внешнего» вмешательства со стороны других образований федерации. Это может  выражаться в установлении дополнительных пошлин, платежей, в ужесточении  санитарного контроля на границе  региона и прочее. Подобные действия будут подрывать принципы свободной  торговли, существующей на территории федерации [15 с.59].

Достоинства унитарной формы  устройства государства заключаются  в следующем:

Характерно наличие одного правительства и единого правительственного процесса по всей стране. В этой системе  действуют одни и те же правила, которые  применяются повсеместно, нет различий в оказываемых государственных  услугах между областью или провинцией, в которой живёт человек или  ведёт свой бизнес.

Одни и те же услуги обеспечиваются государством по всей стране вне зависимости  от региональных различий, особенностей региональных законов.

Деньги и торговые потоки перемещаются без ограничений, региональных и таможенных или иных внутренних барьеров по всей стране. Нет различий ставок налогов на продажи, единая система  налогов на доходы.

Недостатками бюджетного устройства в унитарных государствах являются:

Единого правительства не обеспечивает быстрого реагирования на проблемы отдельных областей, не учитываются  региональные различия.

Информация о работе Принципы бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах