Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью, которая преследуется при написании контрольной работы, является изучение основных вопросов правового регулирования внебюджетных фондов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Установить, что такое внебюджетные фонды и когда они возникают;
2. Установить какие существуют виды внебюджетных фондов, и какими нормативными актами регламентируется их деятельность;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственные внебюджетные фонды: понятие и классификация……..5
2. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ………………...10
3. Финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная раабота.docx

— 38.53 Кб (Скачать файл)
  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  3. Фонд социального страхования РФ.

До 2001 года сюда ещё входил фонд занятости населения, но он был  ликвидирован, а программы по занятости  стали финансироваться из бюджета. Социальные фонды собирают средства для финансирования важнейших социальных программ – это выплата пенсий, оказание бесплатной медицинской помощи, выплата пособий по временной  нетрудоспособности и т.д. Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования  РФ и фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитными учреждениями. Эти фонды  называются социальными государственными внебюджетными фондами, потому что  цель их создания – реализация государственной  социальной политики. Перечислять все  существующие внебюджетные фонды нет  необходимости, так как проводимая в РФ реформа финансовой системы  направлена на централизацию финансовых ресурсов страны, и все созданные  ранее внебюджетные фонды постепенно включаются в состав государственного бюджета.

Наиболее значимым и крупным  является Пенсионный фонд Российской Федерации, который образован Положением о Пенсионном фонде РФ (далее - Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Согласно п. 1 Положения, Пенсионный фонд Российской Федерации - самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, созданное  в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Кроме того, правовой статус данного Фонда определяется положениями ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по которому Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации  имеет свой бюджет, утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд РФ создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились  сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохранив его по сей день. Вторая задача - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И, хотя средства Пенсионного фонда сохраняют статус федеральных средств, они в то же время по своей природе являются и средствами обязательного пенсионного страхования.

К основным задачам Пенсионного  фонда можно отнести:

а) целевой сбор и аккумуляцию  средств для выплаты пенсий и пособия для детей, а также организацию их финансирования;

б) участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах социальной поддержки населения;

в) расширенное воспроизводство  средств фонда на основе принципов  самофинансирования и др.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации - государственное учреждение, наделенное публично-властными полномочиями и имеющее специальную правоспособность.

Фонд социального страхования  РФ. С 1 января 1991 г. на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 "О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР" был образован  внебюджетный Фонд социального страхования  Российской Федерации. С 1993 г. Фонд становится финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

Правовую основу данного Фонда  составляют следующие нормативные  правовые акты: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального  страхования Российской Федерации", Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 г. N 1503 "Об управлении государственным  социальным страхованием в Российской Федерации", Постановление Правительства  РФ от 26 октября 1993 г. N 1094 "Вопросы  Фонда социального страхования  Российской Федерации".

Его источниками служат страховые  взносы работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, страховые взносы ряда категорий  граждан и иные доходы. Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком и на иные цели социального  страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются положения, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Деятельность данного Фонда  направлена на реализацию государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования граждан  как составной части государственного социального страхования. Федеральный  фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются представительными исполнительными  органами власти республик в составе  РФ и иными субъектами Федерации. Основные источники образования  федерального и территориальных  фондов - страховые взносы хозяйствующих  субъектов на обязательное медицинское  страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного  медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования и отчет  о его исполнении ежегодно рассматриваются  Государственной Думой.

Таким образом, внебюджетные фонды государства являются важным звеном государственных и муниципальных финансов. Эти фонды представляют совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансово-правовой  институт государственных внебюджетных  фондов

В системе финансового  права выделяется финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе  сравнительно недавно в связи  с образованием в финансовой системе  РФ государственных внебюджетных фондов и их правовым регулированием. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов.  Некоторые специалисты, исследующие правовое регулирование  в сфере права социального обеспечения, включают материальные отношения по распределению средств государственных внебюджетных фондов и части государственного бюджета в комплекс отношений по социальному обеспечению, либо отношения с участием государственных внебюджетных фондов характеризуются как отношения гражданско-правового характера.

 В настоящее время  наблюдается значительное изменение  правовой организации системы  государственных внебюджетных фондов как в плане их состава, так и в качественно новом порядке образования и использования их финансовых средств. Данные процессы обусловлены прежде всего продолжающимся реформированием налоговой системы России, с одной стороны, и преобразованием системы государственного социального страхования — с другой.  Действительно, при формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов возникают самые различные общественные отношения, например:  - отношения по принятию законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;  -отношения по регистрации страхователей (организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц);  - отношения по уплате налоговых платежей, пеней и штрафов за нарушение порядка уплаты налогов в государственные внебюджетные фонды (налоговые отношения);  - отношения по уплате обязательных платежей, не являющихся налогами, а также пеней и штрафов за нарушение порядка уплаты неналоговых платежей;  - отношения по инвестированию резервов, свободных денежных средств, нормированного страхового запаса государственных внебюджетных фондов;  - отношения по выплате физическим лицам пенсий и пособий; - отношения по финансированию страховых медицинских организаций и медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования, а также целый ряд иных отношений.   

Уже из перечисленных выше примеров некоторых категорий отношений  видно, что далеко не все из них  можно урегулировать нормами  исключительно финансового права. Во многом это объясняется тем  фактом, что исполнение бюджетов государственных  внебюджетных фондов по расходам отнюдь не всегда происходит именно в рамках финансово-правовых отношений  Тот факт, что государственных внебюджетных фондов являются органичной частью финансовой системы Российской Федерации, является доминирующим фактором правовом регулировании образования и использования денежных средств ВФ. Однако характер правового регулирования общественных отношений, возникающих как при аккумулировании, так и при использовании денежных средств государственных внебюджетных фондов, может быть различным.

 Система финансово-правовых  норм, регулирующих отношения с  участием государственных внебюджетных  фондов, содержится прежде всего в кодифицированных актах — Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, а также в ежегодных законодательных актах; о бюджете каждого фонда и бюджетах всех уровней на очередной год. Нормами финансового права регулируются, в частности, отношения по уплате налоговых платежей, в первую очередь единого социального налога, а также пеней и штрафов за нарушение порядка их уплаты; отношения, возникающие при составлении проектов и принятии бюджетов государственных внебюджетных фондов; отношение возникающие при казначейском исполнении бюджетов ГВФ по налоговым доходам, а в определенных случаях и по расходам; отношения по осуществлению финансового контроля за деятельностью фондов и др. Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения при предоставлении ассигнований или финансовой помощи государственным внебюджетным фондам из бюджетов всех уровней, а также отношения по уплате субъектами РФ и муниципальными образованиями обязательных платежей из своих бюджетов в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на ОМС неработающего населения.  Однако кроме отношений, урегулированных нормами финансового права, существует значительная часть отношений, возникающих в процессе деятельности государственных внебюджетных фондов и урегулированных нормами права социального обеспечения. К таким отношениям следует отнести в первую очередь отношения в рамках обязательного социального страхования, которые складываются между фондом как страховщиком по обязательному страхованию, страхователем и застрахованным гражданином. Отношения по регистрации страхователей, уплате обязательных страховых взносов, осуществлению выплат пенсий и пособий.

 При исполнении бюджетов  государственных внебюджетных фондов  могут возникать и гражданско-правовые  отношения.  Как указывается в  нормативных актах, регулирующих  правовой статус государственных  внебюджетных фондов, фонды созданы  для управления финансами в  сфере социального страхования,  и поэтому вполне естественно,  что административно-правовые нормы в том числе регулируют управленческие отношения, возникающие в ходе деятельности государственных внебюджетных фондов, например, отношения по принятию фондами нормативных и др.  Таким образом, даже краткий взгляд на характеристику правового регулирования деятельности и правового режима финансовых средств государственных внебюджетных фондов, а также исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов показывает существование достаточно сложной системы взаимосвязанных между собой правовых норм различного характера. В результате, правовой институт государственных внебюджетных фондов необходимо рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя нормы

Заключение

Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных  финансов. Фонды – это форма  перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых  на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды позволяют:

  • влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М.: НОРМА, 2005. С. 177.
  2. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М.: НОРМА, 2004. С. 294.
  3. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Дис. . докт. юрид. наук. М., 1996. С. 26, 27; Демин А.В. Финансовое право: предмет, метод, нормы и правоотношения. Красноярск, 1998. С. 10; Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ. СПб.: Изд-во СГУ, 2004. С. 32.
  4. Бюджетный кодекс РФ по состоянию от 01.03.2012г. 
  5. Налоговый кодекс РФ по состоянию от
  6. http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1189&nomer=43
  7. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
  8. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.

 

 

 


Информация о работе Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов