Понятие, предмет, метод бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Бюджет как объект правового регулирования……………………………………..4
2. Понятие, предмет, метод бюджетного права…………………………………..…..7
3. Источники бюджетного права……………………………………………………..12
4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской
Федерации……………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

2. Министерство финансов РФ:

- вводит в порядке и случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, блокировку расходов;

- отменяет блокировку расходов федерального бюджета;

- применяет иные санкции, предусмотренные  бюджетным законодательством РФ.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

- принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;

- выносят руководителям органов  исполнительной власти, органов  местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств;

- привлекают к административной  ответственности в соответствии  с КоАП РФ.

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов приостанавливают в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

3. Руководители органов, исполняющих  бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты, и их заместители (в соответствии  с их полномочиями):

- списывают в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

- списывают в бесспорном порядке  суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

- взыскивают в бесспорном порядке  пени за несвоевременный возврат  бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки;

- выносят предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

- составляют протоколы, являющиеся  основанием для наложения штрафов;

- взыскивают в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Нарушения бюджетного законодательства; названные в главе 28 БК

Нарушения бюджетного законодательства – это в соответствии с формулировкой БК РФ основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ. Перечень оснований не является исчерпывающим. Помимо Кодекса данный перечень может изменяться федеральными законами.

Особенности статей 289 – 306 БК, в которых описаны составы бюджетных правонарушений:

- эти статьи довольно часто  отсылают правоприменителя к  КоАП и УК РФ;

- в них никогда прямо не  указывается субъект правонарушения20.

Кроме того, в БК РФ не урегулированы такие традиционные для юридической ответственности институты, как «вина» и «обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность». Отсутствуют процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения к ответственности, за исключением статей 284 и 284.1, посвященных полномочиям различных органов в области применения мер принуждения.

Описание составов правонарушений в ряде случаев отсутствует, то есть диспозиция статьи повторяет ее заголовок, а затем следует санкция статьи. Учитывая это обстоятельство, далее мы не во всех случаях можем дать четкое описание объективной стороны нарушения бюджетного законодательства. В таких случаях названия правонарушений снабжены коротким комментарием.

1. Нецелевое использование бюджетных средств.

Выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения. Условия указываются в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов. Они могут быть указаны в ином правовом основании получения бюджетных средств.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов установлена соответственно статьями 285.1 и 285.2 УК РФ.

2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата. Помимо этого предусмотрена административная ответственность получателя бюджетных средств за нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в соответствии со ст. 15.15 КоАП РФ.

3. Неперечисление либо несвоевременное  перечисление процентов (платы) за  пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной  основе. Кроме того, ст. 15.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность получателя бюджетных средств за аналогичное правонарушение21.

4. Неперечисление либо несвоевременное  перечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств.

Предусмотрено три формы указанного бюджетного правонарушения:

1) неперечисление бюджетных средств  получателям бюджетных средств;

2) перечисление бюджетных средств  в меньшем объеме, чем предусмотрено  уведомлением о бюджетных ассигнованиях;

3) несвоевременное перечисление  бюджетных средств получателям  бюджетных средств.

5. Несоответствие бюджетной росписи  расходам, утвержденным бюджетом.

Выражается в несоответствии сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом.

6. Несоответствие уведомлений о  бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.

Выражается в финансировании расходов, не включенных в бюджетную роспись.

7. Финансирование расходов сверх  утвержденных лимитов.

Ответственным лицом по данной категории нарушений является главный распорядитель бюджетных средств, потому что в соответствии с БК именно он распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.

8. Предоставление бюджетных кредитов  с нарушением установленного  порядка.

Выражается в предоставлении бюджетных кредитов с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 93.2, 93.3 Кодекса).

9. Предоставление бюджетных инвестиций  с нарушением установленного порядка.

Выражается в предоставлении бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного БК (см.: ст. ст. 79, 80 Кодекса).

10. Предоставление государственных  или муниципальных гарантий с  нарушением установленного порядка.

Порядок предоставления государственных или муниципальных гарантий закреплен в ст. ст. 110.2, 115, 115.1, 115.2, 116, 117 БК РФ.

11. Осуществление государственных  или муниципальных закупок с  нарушением установленного порядка.

Прямое отношение к закупкам имеют ст. ст. 72, 73 БК РФ, а также Федеральные законы от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 22.

12. Нарушение запрета на размещение  бюджетных средств на банковских  депозитах либо передачу их  в доверительное управление.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Об исключениях говорится в пунктах 2 и 3 статьи 236 БК РФ.

13. Несоблюдение обязательности  зачисления доходов бюджетов.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Зачислению доходов в бюджет посвящена статья 40 БК РФ.

14. Несвоевременное исполнение  платежных документов на перечисление  средств, подлежащих зачислению  на счета бюджетов.

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Понятие платежного документа используется в БК РФ, но не определяется. Платежный документ также называют расчетным документом. К платежным (расчетным) документам относятся: платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер. Порядок исполнения этих документов регламентирован Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 №383-П.

15. Несвоевременное исполнение  платежных документов на перечисление  бюджетных средств на лицевые  счета получателям бюджетных  средств.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 №24н. В субъектах Федерации отношения, связанные с перечислением бюджетных средств на лицевые счета получателям, урегулированы отдельно. Так, например, в Санкт-Петербурге действует распоряжение Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга от 26.04.2001 №45-р «Об утверждении Инструкции о порядке ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, санкционирования и оплаты денежных обязательств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».

16. Несвоевременное осуществление  платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.

Включает: несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных Кодексом, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств.

17. Правонарушения информационного  характера:

- непредставление либо несвоевременное  представление отчетов и иных  сведений, необходимых для составления  проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

- несвоевременное доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств  до получателей бюджетных средств.

Кроме того, за совершение указанных информационных правонарушений в бюджетной сфере возможно привлечение к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

В  Бюджетном  кодексе  РФ  под  бюджетом  понимается  форма  образования  и расходования  денежных  средств,  предназначенных  для  финансового  обеспечения  задач  и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).

Как  экономическая  категория бюджет  обусловлен  тем,  что  выполнение  социальной, политической  и  экономической  функций  любого  государства  объективно  требует финансовых  ресурсов,  а  удовлетворяются  государственные  потребности  в  денежной форме.

Бюджетное  право  регулирует  общественные  отношения,  складывающиеся  в  сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию  бюджетных  фондов,  их  распределению  и  использованию.  Следует  иметь  в виду,  что  отношения  по  образованию,  распределению  и  использованию  государственных внебюджетных  фондов –  Пенсионного  фонда  РФ,  Фонда  социального  страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – также охватываются  бюджетным  правом,  поскольку  являются  частью  бюджетной  системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).

Бюджетное  право,  будучи  основной  подотраслью  финансового  права,  представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Источник  бюджетного  права  – это  внешняя  форма  выражения  нормы  бюджетного права  или,  другими  словами,  нормативный  правовой  акт,  содержащий  нормы  бюджетного права.

Ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ посвящена четвертая часть БК и единственная глава в этой части – двадцать восьмая «Общие положения».

Информация о работе Понятие, предмет, метод бюджетного права