Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарт-кост» в управленческом учете.
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством [2].

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий 5
Глава 2. Сводный бюджет предприятия 14
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

2439-5 Контрольная, Организация бюджетирования В1 (решение) ПО БУКВЕ.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от объема затрат, включаемых в калькуляцию, различают  калькуляцию цеховой, производственной и полной себестоимости. Калькуляция цеховой себестоимости включает только затраты цеха. В них входят затраты материалов, заработной платы производственных рабочих цеха, начисления на эту зарплату, общепроизводственные расходы, потери от брака.

Эти калькуляции  используются для определения себестоимости полуфабрикатов, доли цехов в затратах на изделие (при бесполуфабрикатном способе), для определения себестоимости окончательного внутреннего брака, как основа для составления хозрасчетных калькуляций цеха. Калькуляция производственной себестоимости включает все затраты предприятия на производство продукции. Она составляется по всем статьям затрат на изготовление конкретного изделия.

На основе ее выявляется общий производственный результат  работы предприятия (экономия или перерасход) по сравнению с принятыми нормами расходов. Калькуляция полной себестоимости охватывает все затраты на производство и реализацию продукции. Кроме производственных затрат, в нее включаются внепроизводственные (коммерческие) расходы, связанные с реализацией продукции. Она используется для выявления финансового результата от реализации продукции (прибыли или убытка).

По охватываемому периоду  калькуляции делятся на месячные, квартальные, годовые. Наиболее применяемыми являются квартальные и годовые калькуляции. Месячные калькуляции могут включать случайные моменты изменения затрат и поэтому наименее точны. Наиболее реальны годовые калькуляции, в которых многие случайные изменения расходов устраняются.

Наконец, калькуляции различаются  степенью детализации данных. Они могут составляться по укрупненным показателям, только по установленной номенклатуре статей в денежном измерении. Данные калькуляций могут быть и детализированными, когда наряду с денежными измерителями применяются и натуральные. Чаще всего детализируются данные о затратах материальных ресурсов, топлива, различных видов энергии. Степень детализации калькуляций устанавливается в рекомендациях по калькулированию с учетом отраслевых особенностей производства [4].

Другим важным принципом  калькулирования является обоснованный выбор метода учета производственных затрат и исчисления себестоимости. Особенности исчисления себестоимости определяются спецификой технологии и организации производства конкретной продукции. Очевидно, что в разных производствах требуется разные методы исчисления затрат на единицу продукции. На практике для предприятий каждой отрасли промышленности разрабатываются свои рекомендации по учету затрат и калькулированию.

В то же время принципы калькулирования  во всех предприятиях имеют ряд общих моментов. В частности, для исчисления себестоимости любой продукции заранее необходимо определить: 1) объекты калькулирования, 2) объекты учета затрат, 3) порядок распределения затрат по объектам калькулирования, 4) порядок организации аналитического учета затрат на производство, 5) содержание калькуляций. Совокупность решения этих принципов и определяет метод учета производственных затрат и калькулирования в производствах определенного типа. Каждый элемент является составной частью метода калькулирования и решает свою задачу.

Объект калькулирования  представляет собой тот вид, то наименование продукции, себестоимость которой  должна исчисляться в калькуляции. Объектами калькулирования могут быть вид продукции, конструктивно и технологически отличающийся от других видов; тип продукции, объединяющий группу однородных видов, сходных по конструкции и технологии, близких по применяемым для их производства материалам; разновидность продукции, не отличающаяся по конструкции и технологии, но имеющая отличие по размерам, применяемым материалам, качеству исполнения и т.п.

Обычно объектом калькулирования  является вид продукции. Объект калькулирования  требует измерения. Единица измерения  объекта калькулирования называется калькуляционной единицей. Себестоимость продукции определяется в расчете на одну калькуляционную единицу. Калькуляционными единицами обычно являются натуральные единицы измерения калькуляционного объекта, например, 1 шт., 1 т., 1 м3. Важно, чтобы при определении калькуляционной единицы она была увязана с единицей измерения калькуляционного объекта, принятой при установлении продажных цен на соответствующий вид продукции. Только в этом случае обеспечивается возможность контроля за уровнем себестоимости и рентабельности по видам продукции.

Исходя из перечня объектов калькулирования определяется перечень объектов учета затрат, т.е. состав тех производственных подразделений предприятия, видов продукции, затраты по которым необходимо учитывать отдельно. Оптимальным является при этом совпадении объектов учета затрат и объектов калькулирования. Если же они не совпадают или совпадают не полностью, необходимо определить порядок аналитического учета производственных затрат, т.е. кроме объектов учета, установить порядок детализации затрат по каждому объекту учета.

Особенности объектов учета и объектов калькулирования  определяют методы распределения затрат при исчислении себестоимости. При совпадении объектов учета и объектов калькулирования все затраты будут прямыми. Их можно включать в себестоимость конкретных видов продукции на основании расходных первичных документов. Если объекты учета: объекты калькулирования не совпадают, затраты на производство, собранные по объектам учета, приходится распределять по объектам калькулирования полностью или частично косвенным путем. В связи с этим обоснованный выбор методов распределения затрат имеет очень важное значение. От правильности применяемых методов распределения затрат во многом зависит достоверность составляемых калькуляций.

На основе рассмотренных принципов учета затрат и калькулирования на предприятиях Российской Федерации применяются простой, попередельный, позаказный и нормативный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Каждый из них соответствует определенному типу производства и имеет свои достоинства и недостатки.

Одним из проверенных  мировой практикой эффективных  способов управления предприятием в  рыночных условиях является бюджетный  метод управления. Этот метод в  различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время стал популярен и в малом бизнесе. Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего ранга.

Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в  будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование» [3].

Бюджеты могут быть составлены как  для предприятия в целом, так  и для его подразделений. Основной бюджет - это финансовое, количественно  определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Его зачастую называют генеральным, он охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.[5]

Исходя из определений  основных функций управления - планирование, мотивация, контроль - бюджетирование соединяет в единое целое управленческий цикл планирования и контроля.

Бюджетный процесс  используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля. Планирование - это качественное и количественное описание задачи, проектирование возможных результатов и пути их достижения. Контроль - это действие, которое помогает выполнению проектируемых решений, и представление оценки, обеспечивающее обратную связь.

Для выполнения этих функций необходимо иметь данные бюджета и исполнительских отчетов. Отчет исполнителя - это изменение фактического состояния объекта. Он, как правило, состоит из сравнения бюджетных и фактических результатов. Расхождения бюджетных и фактических данных называются отклонениями. Отчет помогает управлять по отклонениям, что позволяет менеджерам на практике концентрировать усилия на процессах, заслуживающих внимания, а не на тех, которые исполняются без отклонений.

Бюджетирование  – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.

 

ГЛАВА 2. СВОДНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Рассматриваемое предприятие приобретает у поставщиков рыбу-сырец и выпускает мороженую рыбную продукцию. Имеет холодильники для быстрой заморозки и хранения продукции, технологическую линию обработки рыбы-сырца. Основное сырье – рыба-сырец различных пород. Вспомогательные материалы (упаковка) - мешки бумажные ламинированные, вместимостью 12 кг. любой продукции, как мороженной, так и охлажденной.

Элементы учетной  политики.

1. Для определения затрат каждого вида продукции, все косвенные расходы распределяются пропорционально доле прямых материальных затрат по соответствующим видам продукции.

2. Себестоимость  сырья, используемого для выпуска  нескольких видов продукции, определяется пропорционально доле дохода каждого вида продукции.

Таблица 1.1

Рабочая программа - План выпуска продукции за год  (килограммы)

Продукция

Количество

Минтай б/г  мороженый

578000

Икра минтая мороженая

26010

Камбала охлажденная

160000

Треска б/г  мороженая

85000

Прибыль (контрольная  величина)

3645490


 

Таблица 1.2

Распределение себестоимости основного сырья по видам продукции

Продукция

Цена (руб.)

Количество (кг.)

Сумма дохода (руб.)

Доля дохода (%)

Основное сырьё (руб.)

1

2

3

4

5

6

Минтай б/г  мороженый

40,00

500 000

25 000 000

76,05%

14 548 441

Икра минтая мороженая

185,00

22 500

7 875 000

23,95%

4 581 659

Итого

х

х

32 875 000

100,00%

19 130 100


 

На основании  данных рабочей программы по выпуску  продукции за год рассчитать сумму  выручки от продажи продукции (с  налогом на добавленную стоимость) НДС 10%.

Таблица 1.3

Бюджет продаж (расчет выручки от продажи продукции)

№ пп

Продукция

Количество (кг.)

Цена без НДС (руб.)

Сумма (руб.)

1

Минтай б/г  мороженый

578000

40

23120000

2

Икра минтая мороженая

26010

185

4811850

3

Камбала охлажденная

160000

40

6400000

4

Треска б/г  мороженая

85000

45

3825000

5

Итого

732819

Х

38156850

6

НДС 10 %

3815685

7

Всего (с НДС)

41972535


 

Рассчитать:

- потребность  в рыбе сырце: количество (кг.) и сумму (руб.) на основании: норм потребности сырья и цен закупки.

- количество мешков рассчитать исходя из их емкости. Один мешок вмещает 12 кг. готовой продукции.

Таблица 1.4

Бюджет прямых материальных затрат

№пп

Материалы (сырье, упаковка)

Норма *) расхода сырья от продукции, %

Количество (кг)

Цена без НДС (руб.)

Сумма (руб.)

1

Минтай сырец (кг.)

173,91

894628

14

21781866

2

Камбала сырец (кг.)

102,04

23621

12

289234

3

Треска сырец (кг.)

188,32

238036

15

6724041

4

Итого сырьё

х

1156286

Х

28795141

5

Мешки (штук)

х

96357

4

385428

6

Всего (без НДС)

х

х

 

29180569

Информация о работе Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий