Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:26, контрольная работа

Краткое описание

Основой управленческого учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарт-кост» в управленческом учете.
Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством [2].

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий 5
Глава 2. Сводный бюджет предприятия 14
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

2439-5 Контрольная, Организация бюджетирования В1 (решение) ПО БУКВЕ.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 1

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерческих предприятий 5

Глава 2. Сводный бюджет предприятия 14

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой управленческого  учета является сбор информации об издержках организации и калькулирование. Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, так похожего на систему «стандарт-кост» в управленческом учете.

Переход на международные  стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством [2].

В настоящее  время использование российскими  организациями системы расчета цен на основе полных затрат и определенного процента прибыли приводит к неконкурентоспособности продукции, поскольку происходит постоянное повышение цен. Вместе с тем опыт зарубежных стран показывает, что завоевание и удержание рынков сбыта возможно при продаже продукции по оптимальным ценам (покрывающим затраты) и получении нужного объема прибыли за счет роста объемов продаж.

Система «директ-костинг» дает возможность установить связи  и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать поведение себестоимости. Выделение суммы постоянных затрат позволяет установить влияние их величины на сумму прибыли. Исчисление маржинального дохода («маржи покрытия») дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции. Особенностью показателя маржинального дохода является то, что прибыль организации рассчитывают не по полным затратам, а с разделением их на прямые и постоянные, затраты цеха, затраты, приходящиеся на группу изделий, и др.

Калькуляция себестоимости  продукции с полным распределением затрат заключается в оценке продукции  или услуг путем прибавления  приемлемой доли производственных накладных расходов (косвенных затрат) к прямым затратам производства продукции или услуг для получения полных или суммарных затрат на единицу продукции.

Причина применения данного метода в финансовом учете  и популярности управленческого учета в России заключается в его соответствии принципу начисления, когда затраты приводятся в соответствие с доходами, источниками которых они стали.

К недостаткам  калькуляции с полным распределением затрат можно отнести: зависимость от ряда оценок, допущений и прогнозов при расчете полной себестоимости изделия; отсутствие полной информации для принятия решения об уменьшении или увеличении объема производства; большую зависимость от уровней производства, чем от уровней продаж; сложность и трудоемкость в понимании отчетов.

Контроль по методу маржинального дохода (по переменным затратам) и расчет себестоимости  единицы калькулирования осуществляют только по методу прямых затрат. Постоянные затраты между изделиями не распределяются.

Отличие результатов  калькулирования по полным затратам и по методу маржинального дохода связано с тем, что в первом случае на себестоимость отдельных изделий относятся накладные расходы, часто не связанные с данным изделием. На основе этого могут приниматься ошибочные решения по снятию с производства изделий, которые приносят доход.

Цель данной работы – рассмотреть основы организации бюджетирования и учета затрат коммерческих предприятий.

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И УЧЕТА ЗАТРАТ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации» впервые определены для целей бухгалтерского учета понятия «доходы» и «расходы». При этом под расходами понимается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» [4].

Расходы включают такие статьи, как затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), на оплату труда управленческого персонала, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.). Составление формы  «Отчет о прибылях и убытках» для внешних пользователей бухгалтерской отчетности предполагает развернутое и симметричное отражение информации о доходах и расходах организации.

Предметом управленческого  учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета, это расходы по обычным видам деятельности.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

- расчет себестоимости  произведенной продукции и определение  размера полученной прибыли;

- принятие управленческого решения и планирование;

- контроль и  регулирование производственной  деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует  своя классификация затрат (табл.).

Классификация затрат в зависимости от цели управленческого учета

Задачи

Классификация затрат

Расчет себестоимости  произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли

Входящие и  истекшие

Прямые и  косвенные

Основные и  накладные

Входящие в  себестоимость (производственные) и  затраты отчетного периода (периодические)

Одноэлементные  и комплексные

Текущие и единовременные

Принятие решения  и планирование

Постоянные (условно-постоянные) и переменные

Принимаемые и  не принимаемые в расчет при оценках

Безвозвратные затраты

Вмененные (упущенная выгода)

Предельные  и приростные

Планируемые и  непланируемые

Контроль и  регулирование

Регулируемые  и нерегулируемые


 

Так, для расчета  себестоимости произведенной продукции  и определения размера полученной прибыли затраты классифицируют на:

- входящие и истекшие. Входящие затраты – это те средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. В бухгалтерском учете истекшие затраты отражаются по дебету сч.90 «Продажи». Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков;

- прямые и  косвенные. К прямым затратам относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда. Они учитываются по дебету сч.20 «Основное производство», и их можно отнести непосредственно на определенное изделие на основании первичных документов. Косвенные расходы невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станко-часов, часов отработанного времени и т.п.). Эта методика описывается в учетной политике предприятия;

- основные и  накладные. Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.). Основные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Накладные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»;

- входящие в себестоимость продукции (производственные) и вне-производственные (периодические, или затраты периода). Производственные затраты – это затраты, входящие в себестоимость продукции. Это материальные затраты, и поэтому их можно проинвентаризировать. Внепроизводственные затраты (периодические) – это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. Размер этих затрат зависит не от объемов производства, а от длительности периода. К таким затратам относят коммерческие и административные расходы. Их учет ведут на сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и сч. 44 «Расходы на продажу»;

- одноэлементные  и комплексные. Одноэлементными называют затраты, которые в данной организации не могут быть разложены на слагаемые: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные) затраты, включающие в себя практически все элементы.

Для принятия решения и планирования различают:

- постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;

- затраты, принимаемые  и не принимаемые в расчет  при оценках;

- безвозвратные затраты;

- вмененные затраты;

- предельные и приростные  затраты;

- планируемые и непланируемые  [6].

Наконец, для осуществления  функций контроля и регулирования  в управленческом учете различают регулируемые и нерегулируемые затраты. Особое внимание здесь уделяется корректировке затрат с учетом фактически достигнутого объема производства, т.е. составлению гибких смет.

Конечной целью учета  затрат на производство является определение  фактической себестоимости выпущенной продукции. Себестоимость выпущенной продукции определяется при помощи специальных расчетов. Расчет себестоимости продукции принято называть калькулированием, а отчет о себестоимости - калькуляцией [3].

В зависимости от целей, которые  ставятся перед калькулированием, калькуляции составляются исходя из различных принципов.

По времени составления  различают предварительные, провизорные и отчетные калькуляции. Предварительные калькуляции составляют до начала изготовления продукции. Они бывают сметные, плановые и нормативные. Сметная калькуляция это расчет предполагаемой себестоимости единицы нового вида продукции. Она составляется на основе нормативов затрат длительного действия либо по нормативам, разрабатываемым лабораторным путем.

Плановая (расчетно-плановая) представляет собой расчет себестоимости  единицы продукции, исходя из установленных  плановых норм с учетом заданий по снижению себестоимости на предстоящий период. Она составляется на основе норм расхода по отдельным видам затрат, которые должны быть достигнуты в предстоящем (планируемом) периоде.

Нормативная калькуляция - это  расчет себестоимости единицы продукции исходя из действующих технологических норм затрат на определенную дату. Провизорная калькуляция представляет собой расчет ожидаемой себестоимости единицы продукции. При составлении ее частично используются отчетные данные, например, за I-III кварталы, и плановые данные за IV квартал. Наконец, отчетная калькуляция определяет фактические затраты на единицу продукции. Отчетные калькуляции могут быть фактическими и хозрасчетными.

Фактические составляются на основе данных о реальных доходах  на единицу продукции, отраженных на счетах бухгалтерского учета. В хозрасчетных калькуляциях затраты отражаются по нормам и ценам, зависящим только от данного производственного подразделения. Влияние факторов, не зависящих от этого подразделения (цеха), в хозрасчетных калькуляциях устраняется.

Например, при изменении  цен на сырье, материалы, услуги, полуфабрикаты по независящим от данного цеха причинам по сравнению с планом в хозрасчетную калькуляцию израсходованные материальные ресурсы включаются в оценке по плановым ценам. Хозрасчетная калькуляция применяется для определения результатов работы подразделений, выделенных на внутрихозяйственный расчет.

Информация о работе Основы организации бюджетирования и учета затрат коммерче-ских предприятий