Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является разработка конкретных мер по повышению эффективности регулирования региональных и местных бюджетов и на этой основе укрепление их доходной базы.

Вложенные файлы: 1 файл

бюд.система.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                       3

Глава 1.  Теоретические  аспект формирования межбюджетных отношений        5

1.1  Сущность и принципы организации межбюджетных отношений          5

1.2 Характеристика межбюджетных  отношений в Российской Федераций10

1.3 Нормативно-законодательная база, регламентирующая межбюджетные отношения в РФ                                                                                                 13

Глава 2. Анализ особенностей межбюджетных отношений на субфедеральном уровне                                                                                                                         19

2.1  Межбюджетные отношения между Республикой Башкортостан          19

2.2 Межбюджетные отношения между Республикой Башкортостан и  муниципальным районом Чекмагушевский район                                       22

2.3 Основные показатели социально - экономического развития муниципального района Чекмагушевский район                                           24                           

Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений и пути их реализации              30

Заключение                                                                                                                 33

Список источников литературы                                                                               35

Приложение                                                                                                               36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимосвязи звеньев бюджетной  системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых  в федеративных государствах должны быть заложены принципы бюджетного федерализма.

Важнейшей составляющей бюджетной  реформы, проводимой в стране, является совершенствование межбюджетных отношений  на основе принципов бюджетного федерализма  в их новом качестве применительно  к специфике экономического положения  России в настоящее время. Обеспечение  реальной финансовой стабилизации в  России невозможно без решения проблем  сбалансированности бюджетов разных уровней, выравнивания межрегиональных различий бюджетной обеспеченности, совершенствования  регулирования региональных и местных  бюджетов.

Теоретическим вопросам функционирования бюджетов разных уровней, совершенствования межбюджетных отношений, бюджетного регулирования были посвящены работы Артемьева С.А., Багратуни К.Ю., Калов З.А.,  Марченко Г. В.  и др. Однако существующие противоречия в сфере межбюджетных отношений, проблемы формирования региональных и местных бюджетов потребовали дальнейших научных разработок в этой области, что и предопределило выбор темы, постановку ее целей, задач и содержания.

Целью данного исследования является разработка конкретных мер  по повышению эффективности регулирования  региональных и местных бюджетов и на этой основе укрепление их доходной базы.

Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих  задач:

- определение степени  самостоятельности региональных  и местных бюджетов в Российской  Федерации;

- выявление особенностей  социально-экономического развития различных регионов в условиях реформирования межбюджетных отношений;

- проведение анализа результатов  исполнения местных бюджетов;

- обоснование необходимости  совершенствования межбюджетных  отношений и укрепление доходной  базы региональных и местных  бюджетов;

- разработка основных  направлений регулирования местных  бюджетов в условиях реформы  местного самоуправления.

Предметом исследования стали  теория межбюджетных отношений в  России и в Республике Башкортостан, проблемы управления бюджетным процессом и регулирования бюджетов разных уровней.

 Объектом исследования  выступили бюджеты бюджетной  системы Российской Федерации. 

Методологической основой  исследования явились труды отечественных  и зарубежных ученых и практиков  в области финансов, а также  законодательные и нормативные  акты, методические, проектные материалы, материалы научных конференций  и семинаров.

Таким образом, проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации  и децентрализации обуславливают  высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты формирования межбюджетных отношений

1.1  Сущность и принципы организации межбюджетных отношений

 

Распределительная и контрольная  функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых планируются  доходы и расходы государства.

Государственный бюджет страны – основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная  система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в  реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической  политики.

 Взаимосвязь между  отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы  ее построения принято называть  бюджетным устройством. 

Бюджетное устройство любой  страны определяется формой государственно-правового  устройства государства. Государственное  устройство является элементом формы  государства.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько  видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных  и региональных уровней власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения  бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней1:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в  том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских  поселений. 

Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующий  год представляет собой консолидированный бюджет РФ.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ

 

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между  собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации  бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма  состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и  достойного уровня жизни.

Для централизованной бюджетной  системы характерна высокая степень  концентрации налоговых и иных поступлений  в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого  межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем  предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных  интересах. Но при этом остается слишком  мало возможностей для учета фактических  потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных  образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов  потенциалов.

Децентрализация бюджетной  системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем  перераспределяемых средств, но почти  никогда не избавляет полностью  от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это  обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось  на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных  доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия  центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных  органов исходя из общегосударственных  приоритетов.

Несбалансированность бюджетов «по вертикали» определяется тем, что  объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает  их возможности по финансированию необходимых  расходов за счет закрепленных доходных источников.

Несбалансированность бюджетов «по горизонтали» связана с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов (различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов). Указанные различия возникают в силу не зависящих от самих территорий причин: отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения.

Основной инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты. Трансферты выделяются территориальным  бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных  фондов (фонды финансовой поддержки  территорий, фонды территориального развития и др.)2.

Современную систему бюджетных  взаимоотношений в Федерации  предопределила принятая в 1993 г. Конституция РФ. Все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации. В результате разграничения в Конституции полномочий Российской Федерации, и ее субъектов были определены и зафиксированы три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление отделено от государства, и определена сфера его компетенции.

Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В  нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Основой нормативно-законодательной  базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение  и перераспределение, является Налоговый Кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Межбюджетные отношения  основываются на принципах:

- распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения (закрепления)  на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации,  равенства бюджетных прав муниципальных  образований;

- выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов  Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной  системы имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным  законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем  расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

Информация о работе Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне