Государственный и муниципальный бюджетный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 12:16, реферат

Краткое описание

Формы, виды и методы бюджетного контроля.
Взаимодействие органов бюджетного контроля с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

1. Государственный и муниципальный бюджетный контроль

 

    1. Формы, виды и методы бюджетного контроля

 

Эффективная организация бюджетного контроля предполагает его научную классификацию.

В зависимости от времени проведения различают три основные формы бюджетного контроля.

• Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, т.е. до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при составлении проектов бюджетов, разработке программ, инвестиционных планов и т.д. Это позволяет заранее предупредить возможные нарушения бюджетной дисциплины, неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы. Осуществляют предварительный контроль специальные подразделения органов власти.

• Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, бюджетных операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он ведется, как правило, в организациях и сводится к контролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля — предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнителями являются большинство государственных структур. Основной принцип текущего контроля — поддержание системы обратной связи.

• Заключительный (последующий) контроль проводится после осуществления денежных операций на основе учетной и отчетной документации с целью проверки правильности, своевременности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм — открытая обратная связь. Контроль производится в основном специальными органами власти.

Все три формы контроля органически взаимосвязаны и взаимозависимы.

В зависимости от субъекта, осуществляющего бюджетный контроль, различают:

1) государственный контроль —  проводится органами государственной  представительной и исполнительной  власти, его главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) и прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

2) ведомственный контроль —  осуществляется контрольно-ревизионными  управлениями, другими структурами министерств и ведомств и охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

3) внутрихозяйственный контроль  — проводится экономическими  и финансовыми службами организаций, его объект — хозяйственная  и финансовая деятельность;

4) общественный контроль — осуществляют  неправительственные организации  и граждане, его объект зависит  от поставленной задачи;

5) независимый контроль — проводится  специальными органами: аудиторскими  фирмами.

В зависимости от сферы бюджетной деятельности различают инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный и другие виды контроля.           Методами проведения финансового контроля являются:

• проверки — производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов; в ходе них выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению;

• обследования — охватывают отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений; при обследованиях осуществляются контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии, а также проводятся опросы, наблюдения, инспекции и т.д.;

• надзор — производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. (он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии);

• экономический анализ как разновидность бюджетного контроля — предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования;

• наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль за состоянием бюджетов;

• ревизия — взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля; это основная форма бюджетного контроля, предназначенная для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения бюджетной дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, т.е. для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии классифицируются следующим образом:

• полная — предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

• частичная — проводится для проверки отдельных сторон или участков деятельности хозяйствующих субъектов;

• комплексная - является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельности субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния бухгалтерского учета и отчетности;

• тематическая — проводится на определенную тему по деятельности однотипных организаций, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых операций различают ревизии:

• сплошные — предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;

• выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени; как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

• комбинированные — предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Бюджетный контроль следует понимать и в широком и в узком смысле. В первом он охватывает контрольную деятельность всех субъектов общества за функционированием общественного денежного фонда и называется общественным (национальным) бюджетным контролем. В узком смысле он сводится исключительно к контролю деятельности государственных органов власти и представляет собой государственный бюджетный контроль.

Государственный бюджетный контроль включает непосредственный контроль финансового состояния всех структур государственной бюджетной системы и косвенный контроль состояния других частей финансовой системы общества. Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг финансовой деятельности граждан и негосударственных организаций. Косвенный бюджетный контроль негосударственной сферы экономики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В связи с этим огромное практическое значение имеет организация государственных контрольных структур и определение их полномочий.

 

 

1.2 Взаимодействие органов бюджетного контроля с другими контролирующими и правоохранительными органами осуществляется по различным направлениям.

 

ГКУ взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов, а также с органами в составе Администрации Президента РФ, предоставляя им в необходимых случаях аналитические, информационные и справочные материалы, подготавливаемые в рамках его компетенции. Кроме того, ГКУ взаимодействует с Аппаратом Правительства РФ, Аппаратом Совета Федерации и Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания, Счетной палатой РФ, аппаратами Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратурой, Службой внешней разведки РФ, ФСБ, МВД, ФСНП России и иными органами государственной власти.

Деятельности Счетной палаты РФ обязаны оказывать содействие (в том числе предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок) контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, ФСБ, СВР, ФАПСИ, контрольные органы субъектов Федерации, Банк России, Минфин, МНС, ФСНП России и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля.

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы на региональном уровне осуществляется на основе Временного порядка, утвержденного Минфином и Госналогслужбой России от 21 июля 1997 г. № 59н, АП-6-09/534. В соответствии с ним взаимодействие органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов направлено на:

— обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему, в том числе в федеральный бюджет;

— устранение диспропорций зачисления доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам;

— правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;

— устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставимости учета и отчетности налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджетную систему;

— усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;

— совершенствование систем информационных форм и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных на бумажных или на магнитных носителях (или по каналам связи);

— использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в целях более полного финансирования расходов бюджетов;

— совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации.

В рамках такого взаимодействия финансовые органы, органы федерального казначейства и налоговые органы представляют друг другу различную информацию, имеющую отношение к исполнению бюджета, проводят их сверку. Помимо обмена информацией указанные органы проводят совместно или индивидуально по согласованному плану проверки соблюдения платежной дисциплины банковскими учреждениями и другие проверки по мобилизации доходов в бюджетную систему, правильности возмещения из соответствующих бюджетов уплаченных налогов.

По материалам проверки органы Федерального казначейства направляют предписания в налоговые органы на взыскание с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в целевые федеральные бюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, и штрафов за такие нарушения. В том же порядке взыскиваются штрафы, налагаемые на кредитные организации за несвоевременное исполнение ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в целевые федеральные бюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и указанных фондов на счета получателей.

Совместным приказом Минфина, МВД и ФОБ России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 утверждено Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок). В соответствии с ним контрольно-ревизионные органы перечисленных ведомств в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой и бюджетной политики, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового и бюджетного законодательства.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.

Информация о работе Государственный и муниципальный бюджетный контроль