Государственный бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Понятие бюджета. Бюджетная система и бюджетное
устройство Российской Федерации……………………………………………………………….4
Принципы бюджетной системы……………………………………………………………………..5
Бюджетная классификация……………………………………………………………………………. 7
Доходы и расходы. Сбалансированность бюджета……………………………………….8
Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы……………………………12
Внебюджетные фонды……………………………………………………………………………………14
Межбюджетные отношения…………………………………………………………………………..15
Бюджетный процесс……………………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………………………. 23
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.78 Кб (Скачать файл)

-         наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

-         законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по  формированию доходов соответствующих  бюджетов;

-         право органов государственной  власти  и органов местного  самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов  и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

-         недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

-         недопустимость компенсации за  счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения  законов (решений) о бюджете,  за исключением установленных  законом случаев.

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством  РФ подлежат отражению в бюджете  в обязательном порядке и в  полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета 

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня

Принцип гласности  означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;обязательнуюоткрытостьдляобществаиСМИпроцедур  рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  внутри представительного органа или  между исполнительным и представительным органами государственной власти

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В зарубежных публикациях  большое внимание уделяется принципупрозрачности бюджета (transparency), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими

3. Бюджетная классификация.

Особую роль в  современных условиях играет принцип  единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных  бюджетов, сохранить целостность  бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, являетсябюджетная классификация.

 Доходы и расходы  бюджетов разных уровней по  своим характеристикам очень  разнообразны, именно поэтому при  составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов необходимо  обеспечить их сопоставление,  систематизацию по однородным  признакам, осуществляемую путем  применения единой бюджетной  классификации.

Действующая в настоящее  время редакция бюджетной классификации  утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации  Российской Федерации».

Бюджетная классификация  является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация  дает возможность экономического и  статистического анализа доходов  и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

-         классификацию доходов бюджетов  РФ;

-         функциональную классификацию расходов  бюджетов РФ;

-         экономическую классификации расходов  бюджетов РФ;

-         классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов  РФ;

-         классификацию источников внешнего  финансирования дефицита федерального  бюджета;

-         классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований;

-         классификацию видов государственного  внешнего долга РФ и государственных  внешних активов РФ;

-         ведомственную классификацию расходов  федерального бюджета.

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и  составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

4.      Доходы  и расходы. Сбалансированность  бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы  бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством  продажи на финансовом рынке государственных  облигаций; получения кредита под  залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных  финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных  ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Именно поэтому  средства, мобилизуемые на основе государственных  займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует  характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает  при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и  займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов — неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного  обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые  социально-экономические последствия.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым доходам  относятся доходы:

-         от использования, продажи и  иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

-         от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

-         средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,  компенсации, возмещение ущерба);

-         финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней  и др. 

-         иные неналоговые доходы.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы - федеральные  или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты  субъектов или местные бюджеты  на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в  отличие от закрепленных доходов, полностью  поступающих в соответствующий  бюджет). До принятия Бюджетного кодексаРФ  бюджетное законодательство и бюджетная  практика постоянно «размывали»  эти два понятия - собственные  и регулирующие доходы. Бюджетный  кодексРФ разделяет собственные  и регулирующие доходы по периодуих  установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем  на 3 года). Отличие собственных и  регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные  доходы регламентируются бюджетным  и налоговым законодательством  в целом, а регулирующие доходы —  законодательством Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  о соответствующем бюджете на очередной год.

Расходы бюджета, являясь  важной составной частью государственных  расходов в целом, выражают экономические  отношения, возникающие в связи  с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием  целого ряда факторов: природой, функциями  государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством  государства и т.п. Различное сочетание  названных факторов порождает ту или иную систему расходов конкретного  бюджета на определенном этапе общественного  развития. По своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в  зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды  и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

-         ассигнования на содержание бюджетных  учреждений;

-         оплата по государственным (муниципальным)  контрактам;

-         трансферты населению;

-         ассигнования на осуществление  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти и на компенсацию  дополнительных расходов, возникающих  из-за решений вышестоящих органов  власти;

-         бюджетные кредиты юридическим  лицам;

-         субвенции и субсидии юридическим  и физическим лицам;

-         инвестиции в уставные капиталы  юридических лиц;

-         бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и субсидии бюджетам других  уровней, внебюджетным фондам;

-         кредиты иностранным государствам;

-         средства на обслуживание и  погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые  бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и  безвозмездной основе в порядке  бюджетного регулирования из фонда  финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки  муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном  бюджете или в бюджетах субъектов  Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет РФ